ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
статья

Потапова Татьяна Александровна

Статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения". Описаны задачи, средства, методы воспитания в дошкольном детстве, направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriotich.vosp_.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Т.А. Потапова

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №138»

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных задач государства и общества в целом. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, а так же  дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.  Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию высокого патриотического сознания,  верности Отечеству, готовности защищать и любить свою Родину.

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому. В настоящее время все чаще в данном направлении патриотизм приобретает статус высшей ценности, ассимилирующий в себе нравственные, духовные, исторические и многие другие элементы. Патриотизм есть воплощение любви к стране и Отечеству, наличие тесной связи с историей и культурой нации, достижениями и неудачами – все это составляет духовно-нравственную основу личности, что, в свою очередь, формирует в ней позицию гражданина и необходимость участия в жизни и судьбе своей Отчизны. Как идея и движущая сила развития общества и государства, патриотизм рассматривался ещё мыслителями глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких философов как  Платон, Аристотель, Цицерон, Ф. Бэкон, А. Шартье, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, и др.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству.

Разнообразные вопросы патриотического воспитания были исследованы педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Козлова С.А. в своих трудах говорит о патриотическом воспитании как о целенаправленном процессе педагогического воздействия, цель которого – обогащение знаний детей дошкольного возраста о Родине, формирование патриотических чувств, привитие эталонов нравственного поведения, становление чувства долга, развитие потребности приносить пользу народу и Отечеству. Никонова Л.Е. определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо. Ещё В.А. Сухомлинский в своих знаменитых педагогических трудах, говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который со временем поможет: повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; раскрыть понимание истинного патриотизма; избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма; повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; сформировать стойкую патриотическую позицию; повысить потребность в духовном обогащении; воспитать уважение к труду, человеку труда.

Образовательное учреждение  является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения. Целесообразно начинать эту работу ещё в дошкольном детстве.

Целью патриотического воспитания в дошкольных учреждениях является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В воспитательном процессе дошкольного учреждения патриотическое воспитание осуществляется по направлениям:

- духовно-нравственное,

- социальное,

- эстетическое,

- краеведческое,

- трудовое,

- интеллектуальное,

- работа с семьей и др.

Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого, задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

- формирование бережного отношения к природе и всему живому

- воспитание уважения к труду

- развитие интереса к русским традициям и промыслам, произведениям искусства

- формирование элементарных знаний о правах человека

- расширение представлений о городах России

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

- формирование  чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Этапами воспитания патриотических чувств у дошкольников являются:

- воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

- к детскому саду (воспитателям, друзьям),

- к родному городу,

- к родной стране (ее столицы, символики).

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения. Использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера имеет немаловажное значение в работе патриотической направленности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяются следующие средства воспитания:

1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Основными методами работы по патриотическому воспитанию  у дошкольников являются:

- методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод, дискуссионный метод)

- методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение)

- методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие).

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности: образовательной,  игровой,  трудовой, бытовой, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.

Коллектив нашего центра проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится тематические недели, посвященные военно-патриотическому воспитанию, во время которых организуются:

- фотовыставки «Защитники Отечества»  и др.

- конкурсы детских рисунков и поделок

- конкурс чтецов

- тематические занятия «Герои войны – наши земляки», «День освобождения Воронежа», «День Победы», «День России» и др.

Нами используются все виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные…), особое внимание уделяется новому виду – «Квест-игре». Особое значение в работе имеет практическая и экспериментальная (поисковая) деятельность. Всё чаще используется проектный метод – метод, предполагающий организацию деятельности, направленную на получение результата (продукта), где идет усвоение новых знаний и действий. Он всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

В детском саду созданы мини-музей, патриотические уголки,  где представлены глобус, карта мира и России, флаг, герб государства, портрет президента, фотоальбомы различной тематики, дидактические  игры. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большое значение имеет работа с семьей. Можно выделить следующие формы: консультации и беседы; круглые столы; мастер-классы; организация фотовыставок -  совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи; родительский клуб; организация совместных праздников, развлечений, тематических занятий; семейных экскурсий по городу; посещение музеев; поддержание групповых традиций; организация встреч с «интересными людьми». 

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

Детство – это то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Литература:

  1. Чеботарева Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 519-522.
  2. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 170-173.
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты

занятий. М.: "Перспектива", 2008.

  1.  Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов.

Часть 1. М.: НИИ школьных технологий, 2009.

  1.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ.

М.: "Академия", 2006.

  1. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников.

Московский институт повышения квалификации работников образования.

Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В. Загик, Т.А. Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.:ил.
  2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2010
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"

В данной статье раскрыты сущность, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Проект Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения

Проект разработан для детей подготовительной группы по формированию  гражданско-патриотических чувств....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом заключается основа любого общества и государства....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее острых проблем....

Взаимодействие ДОО и семьи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения реферат

В настоящее время в педагогической работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения происходят видимые изменения. Дети дошкольного и младшего школьного возраста - активны, инициативны, люб...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...