Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова.
материал (младшая группа)

Каткова Татьяна Викторовна

Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова."

Автор: Каткова Татьяна Викторовна, воспитатель, МБДОУ "Бобровский детский сад "Колосок"

Данный материал будет интересен воспитателям групп раннего возраста от 1 года до 2 лет, молодым специалистам.
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания действия с бытовыми предметами (ложка, чашка и т.д.);
2. Развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);
3. Обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_kgn.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова

Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова."

Автор: Каткова Татьяна Викторовна, воспитатель, МБДОУ "Бобровский детский сад "Колосок. »
Данный материал будет интересен воспитателям групп раннего возраста от 1 года до 2 лет, молодым специалистам.
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания действия с бытовыми предметами (ложка, чашка и т.д.);
2. Развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);
3. Обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников.

Раннее детство – период становления органов, систем и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка.

 Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Мы начали работать с родителями. Выяснилось, что большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности, мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому мы решили углубленно работать над темой.

«Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали картотеку дидактических игр по привитию детям КГН. 

 Это перечень игровых заданий с образовательными целями по усвоению указанных умений. У детей появляется возможность в игровой форме самим учиться: есть, умываться, пользоваться предметами первой необходимости и т. д.

В своей работе мы используем следующие формы и методы: Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример .Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение. Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок. Формы: Игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром. Игры – занятия с элементами экспериментирования. Сюжетные, дидактические игры и упражнения. Художественное слово. Чтение художественной литературы.

Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром. Детям раннего возраста нравится ритмичная речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла, ребенок с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения», под ритм пестушек, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм. Первые слова, действия, навыки возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства, умения.
С помощью потешек,  пестушек, песенок ребенок усваивает родную речь, понимая и используя ее, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в потешках, понятны детям с момента рождения: это «котенька-коток», «заинька», «петушок-петушок». Этих персонажей взрослые просят укачать ребенка, петушку пеняют, что он деткам спать не дает, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку. Ребенок очень быстро запоминает содержание потешек, стишков, песенок, активно включается в игру. Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.

В своей работе с малышами использую произведения устного народного творчества, сопровождая все режимные моменты, в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, правил поведения.
Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с ребенком можно вносить что-нибудь свое: адресуя конкретному ребенку, использовать его имя или какие-то характерные черты.
Например:
Наша Маша (имя ребенка) маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша (имя ребенка) чернобровая.
*
А Ванюша (имя ребенка) попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.
Встречая утром детей, обязательно приветствую ребенка по имени, акцентирую внимание на каких-то деталях его внешнего вида (красивая шапочка, ботиночки и т.д.), вечером прощаясь, обращаю внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания.
Например:
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.
*

Во саду - садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша! (имя ребенка)
Люди ее любят,

Песенки и потешки помогают ребенку в приобретении культурно-гигиенических навыков. Так при умывании ребенка поэтапно обучаю: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. А также умывая лицо.
При умывании использую потешку:
Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте.
Во время кормления малыш стремится к самостоятельности: держать ложку, зачерпывать густую пищу, затем направлять ложку ко рту, аккуратно брать кружку, чтобы не разлить воду. В 1 год 6 месяцев ребенок ест первое и второе блюдо с хлебом самостоятельно. Во время кормления использую разные потешки, например:
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Съели мы с тобою кашу
Правда, каша хороша?
*
Это – ложка, это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
*
Умница Катенька (имя ребенка),
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
*
Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть Катеньке (имя ребенка) велел.

Учу малышей, что выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул.
В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. Учу замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде. Например, показываю куклу и говорю, что платье у куклы красивое, чистое, волосы аккуратно причесаны, на голове бантик. Причесывая куклу, учу детей опрятности во внешнем виде, при этом читаю детям потешку:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
*
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане (имя ребенка) делаем прическу.
Приучаю малышей к раздеванию с помощью взрослого, затем к частичному раздеванию самостоятельно, а также учу запоминать свои вещи и аккуратно складывать их в одно место.
Одевая ребенка, читаю потешку:
Вот они сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Дети с удовольствием слушают и выполняют действия: одевание, раздевание.
При укладывании ребенка спать, читаю потешку, чтобы быстрей засыпал, например:
Баю – баю – баюшки,
В огороде - заюшки.
Зайки бегают крючком,
Повернись, Сашок, бочком!
*
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
Будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, до вечера
Тебе делать нечего.
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай
При пробуждении детей ото сна, тоже читаю потешку, например:
Потягушечки, порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки – хватушечки,
Ноги – побегушечки.
При этом потягивая за ручки, ножки, побуждаю к движению и тем-самым к пробуждению, этим закрепляется потребность в бодрящей гимнастике после сна.
Воспитываю у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, заходя в группу – здороваться, уходя – прощаться. Каждый раз, ободряя и поощряя ребенка словом, улыбкой.
Работая на группе раннего возраста, учитываю возрастные особенности детей для привития культурно-гигиенических навыков, правил поведения, полезных привычек. К каждому режимному моменту: умыванию, кормлению, укладыванию спать, а также для воспитания опрятности, одеванию и раздеванию, составила картотеку потешек, стишков, пестушек, песенок. Для единства требований по воспитанию данных навыков родителей и воспитателя подготовила консультации для родителей, а также тексты стишков, потешек, как рекомендации для использования их дома. Вырабатывать правильные хорошие привычки очень кропотливая работа, для этого необходимы последовательность и настойчивость в своих требованиях. И всегда необходимо быть спокойной, доброжелательной, не проявлять нетерпение, если у малыша что-то не получается, не спешить ему на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».

Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов  уже с ранних лет у детей формировать п...

Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)

В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью художественных произведений.

Тема доклада: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возрастас помощью художественных произведений....