«Формирование речевых навыков у детей раннего возраста с помощью методов Су-джок: игровые подходы и практические советы»
проект по развитию речи
"Формирование речевых навыков у детей раннего возраста с помощью методов Су-джок"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Вишенка» города Губкина Белгородской области
«Формирование речевых навыков у детей раннего возраста с помощью методов Су-джок: игровые подходы и практические советы»
Подготовил: Ковач Л. В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №12 «Вишенка»
Губкин 2025
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский.
Условия возникновения и становления опыта возникло в не совсем благоприятное время, когда существует проблема общей ослабленности поступающих в детский сад детей. Отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, нарушениями речи и дефицитом двигательной активности. Сохранение психического и физического здоровья детей – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в нашем ДОУ.
Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили к созданию данного проекта, который основан на применении инновационных технологий с включением нетрадиционного метода развития мелкой моторики - Су – Джок терапии. Су-джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно - корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Су-Джок терапия активно используется в коррекционно-логопедической работе, но практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно как в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников, так и для развития речи детей.
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности, целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей. Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма и развития речи в работе с детьми в качестве массажа, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
«СУ» - кисть, «ДЖОК» - стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.
Новизна проекта состоит в создании системы применения Су – Джок технологии, направленной на развитие мелкой моторики и развитие речи у детей дошкольного возраста.
Цель: использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста
Задачи:
- воздействие на биологически активные точки организма;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- создание комфортных условий для ребёнка;
- повышение интереса и мотивации к занятиям;
- укрепление здоровья дошкольников;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
- воспитание культуры здоровья;
Идея и предполагаемый результат данного проекта - объединение усилий детей группы и семьи в оздоровлении и развитии ребенка по методу Су-Джок терапии, его познавательных и коммуникативно-речевых способностей.
Существует несколько приемов Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом.
Помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Методы су-джок терапии:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем - ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы - потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы - занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы -схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.
5. Практические действия - массаж кистей, стоп и пальцев.
Технология Су-Джок терапии проводится в три этапа. Первый этап – этап знакомства с Су-Джок массажером и правилами его использования.
Второй этап – закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
И, последний этап – самостоятельное использование массажера в игре.
Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются и не требуют больших затрат).
Доступность для любого возраста – они свободно продаются и не требуют больших затрат.
Правила применения:
- Воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка.
- Массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла.
- Проводить такие занятия можно, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний.
- Нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение.
- Избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать кожу ребенка.
Пути реализации Су-Джок терапии.
Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Работа по реализации проекта строилась в несколько этапов.
Подготовительный.
Изучение методической литературы по теме. Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций. Проведение мониторинга физического развития детей и развития речи. Анкетирование родителей. Составление картотеки. Обогащение предметно-развивающей среды по системе Су-джок. Приобретение шариков и колец Су-джок. Знакомство детей с комплектом материалов Су-джок. Изучение методики «Су-джок».
Практический.
Беседы с детьми о здоровом образе жизни, о полезных привычках, о пользе двигательной активности. Консультации: «Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры Су-Джок?». Изучение с детьми основ самомассажа шариком и специальным колечком. «Будь здоров», «Крючочки», «Шарик», «Мальчик пальчик», «Колючий Ежик», «Колючки», «Бабочка», «Рыбки». Консультация для родителей «Как проводить с ребенком пальчиковые игры». Самомассаж еловыми шишками. Комплекс упражнений с шариком «Черепаха», «Рубим капусту», «Игрушки», «Ежик» «Пинцет», «Ловкие пальчики», проведение ООД «Колючие друзья».
Планируется проведение фотовыставки: «Шарики су-джок катаем-наши ручки разминаем!» Буклеты: «Игры по технике Су-джок». Комплекс упражнений с шариком «Зверята», «Медведица» «Мячик» «Ловкие пальчики», «Кручу верчу», «Прыжки». Оформление папки с методическими рекомендациями для педагогов по теме: «Су-джок терапия, как здоровьесберегающая инновационная технология». Комплекс упражнений с шариком «Веселый мяч», «Колкие иголки», «Веселый счет», «Ежик», «Мяч». Проведение мастер класса для педагогов ДОУ «Волшебные шарики». Создание мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джок массажерами для родителей. Массаж с еловыми шишками. Комплекс упражнений с шариком «Испечем мы каравай», «Колючки», «Бабочка», «Ловкие пальчики». Проведение пальчикового театра «Ежик». Комплекс упражнений с шариком «Поиграем», мастер-класс для родителей «Наш дружок – Су Джок»
Обобщающий.
Оценка эффективности использования мячиков Су джок. Самоанализ. Анкетирование родителей. Закрепление с детьми полученных навыков и умений. Подборка упражнений и игр по желаниям детей.
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод развития мелкой моторики и речи путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"
Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
Методический материал из опыта работы...

Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...

Перспективный план работы по формированию речевых навыков у детей раннего возраста через сенсорные игры и активности
Отражена работа по созданию условий для комплексного развития речевых навыков у детей раннего возраста через использование сенсорных игр и активностей....
