Конспект ОД Путешествие в прошлое лампочки
план-конспект занятия

Конспект ОД Путешествие в прошлое лампочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_puteshestvie_v_proshloe_lampochki.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

 -  познакомить с историей появления электрической лампочки.

Задачи:

- расширять представление детей о целостной картины мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того,  что человек преобразует предметы для себя и других людей;

-расширять представления о жизни и  быте   людей  на малой родине;

-уточнить представление о значении электричества для человека;

-развивать интерес к прошлому  лампочки, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей посредством знакомства  с новыми словами : «лучина», «светец», «фитиль», керосиновая лампа» «остэгъ», «керосин», «фэтэжэн», « пхъакъо»;

-развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, умение устанавливать причинно-следственные связи,творчество; фантазию;

-воспитывать познавательную детскую активность, любознательность, любовь к истории;

-прививать у детей навыки правильного обращения с электричеством.

               

                                               Ход  мероприятия:

В: Добрый день,  мои помощники! Как у вас настроение? Готовы к новым свершениям? Сегодня у нас с вами  гости. Давайте с ними поздороваемся.

В: А у меня для вас сюрприз.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

 Нам долго выбирать не нужно место-

Мы дружно отправляемся в музей.

    В:Проходите в наш зал. И для начала, как уже взрослые дети, напомните мне как себя нужно вести в музее? ( не шуметь, громко не разговаривать, не бегать, экспонаты без разрешения руками не трогать, внимательно слушать) . Молодцы ,ребята! Знаете как себя вести. Сегодня у нас с вами не просто экскурсия в музее. Нам доверили оформить зал посвященный электрической лампочке. Вам интересно? Поможете мне?. Я вам расскажу,как появилась лампочка, вспомним  что использовали люди до нее, мы оформим все, что узнаете, чтобы малыши нашего сада могли прийти и посмотреть все. А начнем мы знакомство с нашей лампочкой, отправившись далеко назад в прошлое.  Давным - давно люди жили в пещерах. Ребята, чем древний человек освещал свою пещеру?(огнем, костром). Правильно, ребята, они научились добывать  и сохранять огонь. Костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он  служил защитой от хищников. Его берегли  от ветра и дождя, поддерживали,  чтобы он не погас. Ребята, как вы думаете тяжело было древним людям добывать огонь?(ответы детей)Как они это делали?(высекали из камня или вставляли палочку в углубление бревна с сухим мхом  и быстро крутили между ладоней). Давайте мы тоже поработаем ладошками. Сложите их и представьте, что вы добываете огонь. Что чувствуете? (тепло)  От тепла мох начинал тлеть и загорался. Так добывали огонь. Хотите представить себя на месте древних людей и погреться у костра ?

-игра «Костер» (Русская народная игра. Все дети строятся друг за другом и  перепрыгивают через имитацию костра)

В: Молодцы! А мы с вами сделаем первую экспозицию . Что разместим здесь ребята?( Камни, прутик, мох, дрова, иллюстрации).

В: Ребята, костер конечно согревал и освещал пещеру, но если нужно было отойти от пещеры, то человек снова попадал в темноту. Как вы думаете, что придумал человек, чтобы освещать себе путь? (ответы детей).Со временем люди догадались, что , если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит  свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (повторить). С ними ходили по дорогам и укрепляли на стенах жилищ.  Адыги тоже долгое время пользовались факелами. Кто из вас вспомнит, на чем изображен факел у адыгов? (на гербе) Кто его держит?(нарт Саусаруко). Называли факел  «пхъакъо».(повторить с детьми).Подойдите к столу. Здесь все для изготовления факела. Сделаем пару штук  для музея?(изготавливаем факелы) .Молодцы, с вами в темноте не останешься.  Оформляем следующие экспонаты?(факелы, исходные материалы, иллюстрации).

В: Отправляемся дальше за интересными экспонатами? Люди улучшали свои жилища, облагораживали и украшали их. И факелы, которые сильно чадили, уже не вписывались в дома людей. Как вы думаете,чем стал пользоваться человек для освящения жилища? (ответы детей). Люди стали  пользоваться лучинами(повторить). Лучина - это обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево горит лучше других. Один конец  лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку, которая называлась –светец. . (повторить) Ребята, как вы думаете, лучина  была удобней факела?(ответы). Света она давала мало, могла упасть  и поэтому под нее ставили сосуд с водой, а еще она  быстро гасла от любого дуновения воздуха. Хотите поиграть ?

- Дыхательное упражнение на адыгейском языке с перышками.

Молодцы! Что выставляем на стенд ( лучину, светцы, иллюстрации, сосуд с водой).

В: Мы продолжаем свой путь. Прошли годы, и человек  придумал свечу. Как думаете из чего делали свечи? (ответы детей). Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи  есть фитиль, сделанный из ниток. Скажите, удобна свеча и много ли света она дает?(ответы детей). Сейчас мы пользуемся свечками? (ответы детей) А много лет назад свечи горели в домах и во дворцах. Во дворцах были красивые подсвечники, которые являлись символом богатства. Я бы с удовольствием вам зажгла бы свечу ,но соблюдая меры пожарной безопасности  зажечь ее здесь мы не можем. Сработает пожарная сигнализация. Поэтому мы просто нарисуем  красивый подсвечник и свечу на нашем волшебном планшете.

-работа со световым планшетом.

В: Молодцы, очень здорово у вас получилось. А вместе мы оформим следующий уголок музея. Что там разместим? (свечи, подсвечники, иллюстрации).

В: Продолжим наше путешествие. Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда же появились керосиновые лампы. И я знаю кто нам сможет о ней рассказать. Думаю, что если мы заглянем в гости к Муслимат Хамедовне,  она нам много интересного расскажет.

-оформленный уголок адыгэ  х1ак1эщ.

-Уимафэ ш1у,Муслимат Хамедовна!

-Шъуимафэ ш1у, к1элэц1ык1ухэр! Шъукъеблагъ!

-В: Муслимат Хамедовна, мы пришли с просьбой. Ребята оформляют музей электрической лампочки. Мы  хотели попросить, чтобы вы нам рассказали о керосиновой лампе.

-М.Х. :Ребята , керосиновые лампы появились когда люди научились делать из нефти керосин. Керосиновые лампы были удобнее свечей. В них можно было делать пламя сильнее или слабее, регулируя фитиль лампы. Это было  экономно и удобно. Адыги тоже пользовались керосиновыми лампами. Лампу называли  остэгъ, а керосин  фэтэжэн.(повторить с детьми) Вот так выглядел фэтэжэн остэгъ. Для того ,чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Керосин заливается в специальную емкость, над которой  находится горелка, а в горелке находится фитиль, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором. Керосиновая лампа не безопасна. Если ее нечаянно  роняли , то разбивалось стекло, которое может поранить , а от разлившегося керосина может вспыхнуть огонь.   Керосиновые лампы были настольные и настенные, крепились на стену.

Лампа давала не так много света, но была экономичней и удобней, чем  лучина и свечи.

-физминутка

-Ребята, дарю вам для музея керосиновую лампу.

-Тхьауегъэпсэу, Муслимат Хамедовна! Хъярк1э!

В: Дополним наш музей новыми экспонатами? Вот и завершается наше путешествие. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.(воспитатель показывает лампочку). Она и сейчас освещает наши дома и улицы. Долго ли горит лампочка, ребята?(пока не выключишь или не перегорит). Она удобнее чем факел, лучина , свеча, керосиновая лампа? Чем? Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно. Никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься. А сейчас , ребята, появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она .Она дает много света , а расходует электроэнергию  мало. Дома  у многих наверное такая есть. Теперь в наших домах много  разных красивых светильников, люстр, бра, настольных ламп, торшеров.  Наши улицы ярко освящены. И в каждой включенной лампочке горит огонек ,который все освещает. Мы даже свои праздники делаем яркими и красочными. Вот как танец к празднику.

-танец с свечками

 А сейчас давайте завершим оформление нашего музея. Что добавим к нашим экспозициям(лампочки, портрет А. Н, Ладыгина , иллюстрации)

-Ребята, понравилось путешествие?. Все запомнили? Чем освещали пещеру? Что потом придумал человек? Куда вставляли лучину  ?Что поджигают у свечи? Что наливают в керосиновую лампу7 Как на  адыгейском языке называют керосин? Чем сейчас освещают дома и улицы?

Молодцы, все назвали, запомнили и оформили замечательный музей лампочки для своих друзей в саду.

Ребята, а что кроме лампочки может давать свет и тепло?(ответы)Я вам открою секрет. Много тепла и света дают еще наши с вами сердца, когда они наполнены любовью. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им , пошлем воздушный поцелуй, поделимся своим теплом и светом. А чтобы они вспоминали о нашем путешествии, подарим им свечи, которые с любовью декорировали воспитатели нашего сада. На них символ нашего сада – калина. Пусть она напоминает вам о сегодняшнем дне и что в Калинке ждут вас всегда с  теплом и светом в душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"

Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением « Путешествие в прошлое лампочки» Старший дошкольный возраст

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.Развивать у де...

Конспект ООД Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».

Дата:12.03.2018гТема: «Путешествие в прошлое лампочки».Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки.Задачи: 1.Вызвать интерес к прошлому этого предмета.2. Расширять словарь де...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки, пылесоса».

Познакомить детей с историей электри­ческой лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Вызвать у детей интерес к прошлому пред­метов; подвести к ...

Конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки»

Представлен конспект для детей старшего дошкольного возраста  по  ознакомлению с окружающим миром....