Агрессивное поведение
консультация

Либенсон Елена Марковна

консультации по профилактике агрессивного поведения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_agressivnost_chastno2.docx21.24 КБ
Файл pro_agressivnost.docx216.35 КБ
Файл semeynye_tsennosti.docx621.4 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивному ребёнку необходимо:

  • Постоянно доброжелательное внимание;
  • Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребёнка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности);
  • Необходимо предлагать  малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», провести бой с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и т.д.);
  • Почаще рассказывайте ребёнку о своём детстве, о своих победах и поражениях, вспоминая, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали;
  • Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях («Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв её аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе»)
  • Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями: если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери;
  • Заранее настраивайте ребёнка на предстоящую неприятную или любую новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости;
  • Поскольку агрессивные дети нередко испытывают мышечное напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;
  • Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками: рисуя, ребёнок выплескивает свои эмоции и снимает напряжение (помните, что эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу. Ругая ребёнка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша);
  • Для снятия напряжения и раздражительность необходимо иметь в доме музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч. Когда вы замечаете, что ребёнок сильно возбуждён, начинает себя вести неадекватно, кричит и пр., помогите ему: дайте малышу, например, барабан или бубен, пусть стучит и бренчит в своё удовольствие. Не пугайтесь, дети быстро устают от такого занятия, поэтому головная боль вам не грозит. Если есть возможность выйти на улицу, поиграйте вместе в футбол.

Игры и занятия с детьми для снятия агрессивности

  1. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешайте ребёнку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети в возрасте (1,5 – 3,5 года) с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
  2. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать ребёнка мять в кулачке пластилин или глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картонке, дощечке, в специально отведенном месте).
  3. Подвижные игры. Учите ребёнка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки и т.п. Дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное поведение и дают положительные эмоции ребёнку.
  4. Релаксация, расслабление. После снятий излишней напряжённости (подвижная игра) положите ребёнка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минутку.
  5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребёнка произвольно контролировать своё поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
  6. Массаж. Перед сном, после купания, сделайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребёнок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно и, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом.

Взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребёнка.

Рельсы, рельсы,

Шпалы, шпалы…

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

Пришли куры,

Поклевали, поклевали, поклевали…

Пришли утки,

Пощипали, пощипали, пощипали…

Пришёл слон,

Потоптался, потоптался, потоптался…

Пришёл слонёнок,

Потоптался, потоптался, потоптался…

Пришла слониха,

Потопталась, потопталась, потопталась…

Пришёл дворник,

Всё подмёл.

Поставил стол,

Поставил стул.

Начал писать письмо:

«Здравствуй, дорогая дочка.

Я купил тебе щенка.

Приезжай скорее, дочка,

Забирай себе щеночка».

Запечатал письмо

И отправил его.

Движения вдоль спины малыша.

Поперечные движения.

Движения указательными пальцами вдоль позвоночника.

Лёгкие постукивания подушечками

пальцев по всей спине.

Соединив большой и указательный

пальцы, делать точечные нажимы.

Лёгкое пощипывание кожи.

Пошлёпывание ладошкой.

Нажимы подушечками пальцев

всей руки.

Лёгкие нажимы кулаками.

Ладошкой погладить всю спину.

Чередующиеся шлепки ладошкой

и кулачком.

Волнистые движения указательными пальцами или всей рукой по всей поверхности спины.

(Слова письма могут быть разными и должны быть обращены непосредственно к ребёнку.)

Погладить спинку сверху вниз

Обеими ладонями.

  1. Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создаёт положительный фон. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или на старых обоях.

В некоторых стихотворениях приводятся замечательные способы избавления от гнева. Лучше всего читать их ребёнку (или учить с ним эти стихи), когда он находится в спокойном состоянии.

ОБИЖАЛКИ

Мы с моей соседкой Галкой

Сочиняли обижалки.

Вот придёт обидный срок,

А у нас готово впрок:

Я скажу ей – ты ворона,

А она мне – ты глухарь.

Я скажу ей – макарона,

А она мне – ты сухарь.

Я ей – мышь!

Она мне – крыс!

Стой-ка!

Чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Мы стоим соображаем:

Мы совсем друг друга с Галкой

Никогда не обижаем!

И. Токмакова

Подготовила: педагог-психолог Либенсон Е.М.



Предварительный просмотр:

Агрессивные дети.

  • Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • - стиль воспитания в семье (гипер-гипоопека);
  • - повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • - нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • - индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
  • - социально-культурный статус семьи и т.п.

Причины появления агрессии:

Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников.

  • Для детей статус  определяется  целым рядом факторов:
  • - внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • - обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • - организаторские способности;
  • - широта кругозора;
  • - позитивная оценка взрослого и т.д.

Ощущение тревоги и страха нападения.

Агрессия как способ привлечения внимания окружающих.

Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничений каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка.

Коррекция агрессивности

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:

  • Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.
  • Показывать неприемлемость агрессивного поведения.
  • Установить запрет на агрессивное поведение, систематически напоминая о нем.
  • Предоставить альтернативные способы взаимодействия на основе развития эмпатии, сопереживания.
  • Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

  • Развитие умения понимать состоянием другого  человека;
  • Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • Обучение ауторелаксации;
  • Обучение способам снятия напряжения;
  • Развитие навыков общения;
  • Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности.

Можно им предложить:

  • Подраться с подушкой;
  • Использовать физические силовые упражнения;
  • Рвать бумагу;
  • Нарисовать того, кого хочется побить и сделать что-либо с этим рисунком;
  • Использовать «мешочек для криков»;
  • Поколотить стол надувным молотком и т.п.

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛОГО
ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ,
ПРОЯВЛЯЮЩЕМУ АГРЕССИЮ В ПОВЕДЕНИИ

1. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

2. Показывайте ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или словесной агрессии по отношению к предметам, людям. Осуждайте такого рода поведение, демонстрируя его невыгодность.

3. Установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте ребенку о нем.

4. Демонстрируйте ребенку альтернативные способы взаимодействия, ваши отношения внутри семьи, с окружающими людьми – модель его поведения.

5. Обучайте ребенка конструктивным способам выражения гнева:

  • Ÿ громко спеть любимую песенку;
  • Ÿ попрыгать через  скакалку;
  • Ÿ покричать в пустой стаканчик или «мешочек для криков»;
  • Ÿ налить воды в таз и похлопать по воде;
  • Ÿ устроить бой с боксерской грушей;
  • Ÿ пробежаться;
  • Ÿ устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит»:
  • Ÿ скомкать несколько листов газеты и затем устроить соревнование «Меткий стрелок»;
  • Ÿ вылепить фигурку обидчика из пластилина и затем сломать ее;
  • Ÿ пускать мыльные пузыри.

6. Помните, что преодолеть агрессивное поведение ребенка можно: терпением, объяснением, отвлечением, неторопливостью, похвалой позитивного поведения.

Подготовила: педагог-психолог Либенсон Е.М.



Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, в наше время существуют в очень немногих семьях. И это грустно, ведь именно они сплачивают всех родственников в единое целое.
ВОСКРЕСНЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Дети уезжают от родителей, образуют свои семьи, и получается, что у каждого  полно дел и совсем нет времени встретиться. Сделайте обязательным воскресный сбор семьи. Главное, чтобы все были вместе, забыв о ежедневных проблемах и заботах.
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
На куске ватмана нарисуйте своё семейное дерево, на листьях которого напишите фамилии, имена и отчества, а также даты рождения всех ваших родных. Если можно, то добавьте      фотографии.
ВОЛШЕБНАЯ БУТЫЛКА
В новогоднюю ночь, когда бьют куранты, в бутылку из-под шампанского положите скрученные листочки с планами, ожиданиями и желаниями каждого члена семьи. А в следующем году, в новый год, откройте бутылку и посмотрите, чьи планы осуществились.

СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ
Чтобы праздник не был скучным (не важно какой – чей-то день рождения или Новый год ), устраивайте домашние спектакли, придумайте оригинальное блюдо, которое будет готовить именно на этот праздник, или выберите песню, которая станет гимном вашей семьи и будет исполняться на всех знаменательных событиях.
ФАМИЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА
Возьмите банку или коробку, пусть каждый член семьи положит в неё какие-то памятные вещи. Это может быть ракушкой или осколок скалы с моря, где вы были в свадебном путешествии, билеты в кино, куда вы ходили на первом свидании, любимый брелок вашего ребёнка – в общем, любая дорогая для души вещь. Хорошенько все запакуйте, напишите дату закладки и дату, когда вы сможете открыть клад (не мелочитесь – берите срок побольше, лучше лет 10. Спрячьте клад в кладовке или закопайте на даче. Пусть в этом мероприятии обязательно участвуют дети, они любят создавать историю своими руками, им нравятся тайны. И когда, повзрослев, дети откопают сокровища, они будут рады увидеть вещи, которые считали самыми дорогими.
КНИГА РЕКОРДОВ
Купите большую тетрадь или альбом. Это  будет ваша книга рекордов. В неё каждый член семьи записывает то, что считает для себя самым интересным, значимым в этом году. Пусть эта книга станет летописью вашей семьи. А как её будет интересно прочитать потом, когда всё давно позабылось!

                                                                                                               Подготовила: педагог-психолог Либенсон Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...