Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной куль-туре посредством тряпичной куклы».
проект (подготовительная группа)

Доленко Ольга Викторовна

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Паспорт проекта

« Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы»  

Автор: Доленко О.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 47 « Радуга»

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Тип проекта: познавательный, творческий.

Вид: 4 месяца

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Проблематика проекта:

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цель проекта:

 Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ    

 традиционной народной куклы

Задачи проекта:

    Образовательные:

    Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

    Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

    Изучить виды народных  кукол и технологии их изготовления;

    Продолжать учить детей изготавливать народные куклы своими руками.

    Создать мини – музей тряпичных кукол

    Развивающие:

    Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с

     тканью, двигательного опыта рук;

     Развивать зрительно-моторную координацию.

     Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

     Воспитательные:

     Воспитывать интерес к русской народной кукле

     Воспитывать интерес к ручному труду;

     Воспитывать стремление помогать своим товарищам;

Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная тряпичная кукла».

Работа с родителями:

- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей», « Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».

- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.

- Мастер – класс для родителей народная кукла оберег « Колокольчик» «Рукам – работа, душе – праздник!»

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

- мини-музей тряпичной куклы.

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».

3. Открытие в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

- Изготовление с детьми кукол («Утешница», «кукла-девочка»).

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «К нам пришли гости», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам;

 3) понятия зимняя и летняя одежда.

- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».

- тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).

Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.

Музыка:

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №2)

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

- Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

- Посещение музея детьми других групп и родителями.

- Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

                               Календарно-тематический план проекта

Январь:

1, 2 неделя - Разработка методологических основ проекта, подбор методической и художественной литературы о русских народных тряпичных куклах, подбор материалов для проведения занятий;

3, 4 неделя – Изучение видов кукол: беседа на тему: «Тряпичные народные куклы» познакомить детей с происхожением кукол; просмотр презентации «Русские народные тряпичные куклы»; чтение стихотворений, потешек о кукле; русских народных сказок «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 

Февраль:

1,2 неделя - Организация игровой деятельности с тряпичными куклами: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.). Хороводные игры: «Приехала купаленка…», «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Ярмарка», Жмурки «Ваня» и «Маня», «Жмурки», «Сиди, Яша». Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

3,4 неделя - Рассматривание с детьми кукол (берегиня, колокольчик, столбушка, капустница, крупеничка, утешница, травница, девка-баба). Познакомить с технологией изготовления кукол.

Консультация для родителей на тему: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», изучение технологий изготовления кукол с родителями, мастер класс для родителей по изготовлению куклы « Колокольчик».

Март:

1.2 неделя - Викторина «Народные куклы».

3,4 неделя Занятие на тему «Изготовление с детьми куклы Утешница», сувенирно подарочной куклы на основе юбки колокольчика.

Апрель:

2 неделя Создание мини –музея « Народная тряпичная кукла»

3 неделя Презентация проекта « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы» для воспитателей детского сада.

Продукт проекта:

1.Картотека с описанием видов народных тряпичных кукол;

2.Мини-музей «Народные тряпичные куклы»;

3.Конспекты занятий и бесед по проекту;

4. Наглядные консультации для родителей по проекту.

Используемая литература:

1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии, М: Культура и традиции, 2007, 120с.

2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Спб, Паритет, 2003. – 240с.

3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Спб, Детство-пресс, 2011.https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=1jb4-35ii3gehkpnremhcksy40uyg02k4h0xc2h1gk8tdbcb6utnrnbjomtyt693ui3neilsj6tjusymhc9n515drrf7i8j9ew8gj3hz&name=2e4.png&uid=0

                                 Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

Создание мини-музея в группе актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, воспитатель.

Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.C:\Users\Ольга\Desktop\Новая папка (2)\20160513_091550-1.jpg

C:\Users\Ольга\Desktop\Новая папка (2)\20160908_113100.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»...

Проект приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной

Проект приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной...