Консультация для воспитателей "Значение режиссерской игры в развитии навыков общения у дошкольников"
консультация

Кружалина Евгения Васильевна

Консультация для воспитателей раскрывает основные виды режиссерской игры, приемы руководства режиссерской игрой, а также значение этого типа игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhisserskaya_igra.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Значение режиссерской игры в развитии навыков общения у дошкольников

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Что нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия:
Первое - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (В детском саду и в семье это далеко не везде предусмотрено). Вспомните себя в детстве. Где вы любили играть? На открытом пространстве или где-то под столом, в «домике»? А что же это такое «домики»? Как правило, это просто очерченные на земле круги, за границы которых никому нельзя заходить. А помните, как мы играли во дворе в те же «дочки - матери»? Первое, что делали, - комнату, домик, снова очерчивая границу своих владений.

Эта тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна. Внутри этих владений он хозяин, он властелин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов, для эмоциональной разгрузки. Не зря многие нынешние садоводы и огородники начинают с того, что ставят заборы.
А что же ребенок? Ему как никакому взрослому нежно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным, независимым от всяких мелких и крупных неприятностей.
Без этого он не может играть, не может фантазировать, не будет совершать волшебство.
Сделать ребенку индивидуальное пространство помогут различные ширмы, кубики, занавески (платки разные по цвету, где дети в соответствии с игрой меняют фон), подвижный фланелеграф вешается на стенку, где ребенок при помощи лоскутков, ниток придумывает сюжет. Любимыми у детей бывают коробки из-под обуви разной величины, их можно оклеить разноцветной бумагой, вырезать при необходимости отверстия.
Второе условие для организации режиссерской игры - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Для режиссерской игры необходимо умение соединять предметы по смыслу. Эти предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность многофункциональность. Удачен набор для режиссерской игры- набор кубиков с личиками.
Устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет.
Третье условие самое важное - умелое руководство игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда зритель не только хлопает и восторгается , но и просит пояснить. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры. Задания «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм», помогают детям найти интересное занятие и служат к режиссерской игре. Возникновение у ребенка самостоятельной режиссерской игры связано с его участием в разного рода совместных со взрослыми делах. Вначале ребенку отводится роль зрителя. Можно рассказать истории... (про кубики) продолжить с ребенком разговор, вовлечь, главное чтобы ребенку понравилась история. Не следует ограничиваться одной такой историей или единичным показом т. к. он открывает дверь в мир режиссерской игры. Если ваш опыт удался то можно продвигаться дальше, вы начинаете, а ребенок продолжает. В игре ребенок учится слушать и слышать. Научившись подыгрывать, ребенок научится играть самостоятельно, конечно ему надо помогать, на первых порах формировать задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР

На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

Картотека игр подобранная для развития навыков общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками посредством игры

Данная подборка игр направлена на обучение детей речевому этикету (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать свое эмоциональное состояние и у...

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»...

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результат...

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ракшина Василина Васильевна, воспитатель ГБДОУ №59 г. Санкт – ПетербургОписан...

Упражнения и игры на развитие навыков общения у дошкольников

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в...