Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование в дошкольном возрасте.
методическая разработка

Казак Светлана Викторовна

Психологи, изучающие вопросы готовности детей к школе, особо подчеркивают необходимость сформированности самоооценки как компонента социально-личностной готовности к школе. 

            Ребёнок с рождения учится опытным путём оценивать себя, свои поступки и действия окружающих, сначала этот опыт ему дают родители, далее приобретение навыков самооценки зависит от педагогов, воспитателей и сверстников в детском саду.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki.docx19.73 КБ
Файл igry_v_m.r.docx24.2 КБ
Файл protokol_sobraniya.docx134.81 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование

        Психологи, изучающие вопросы готовности детей к школе, особо подчеркивают необходимость сформированности самоооценки как компонента социально-личностной готовности к школе.  

            Ребёнок с рождения учится опытным путём оценивать себя, свои поступки и действия окружающих, сначала этот опыт ему дают родители, далее приобретение навыков самооценки зависит от педагогов, воспитателей и сверстников в детском саду.     

         Самооценка – это представление человека о важности своей личной   деятельности в обществе и оценивание себя [11,с.23]. Самооценка личности является системообразующим ядром индивидуальности, и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

               По мнению М.И. Лисиной самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим         отношением к самому         себе.

            Понятие самооценка, на взгляд М.И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя.        А.И. Липкина считает, что в самооценке интегрируется знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [20, с.28].

        В 6 лет внутренняя позиция школьника, мотивы учения и доминирование в аффективно-мотивационной сфере познавательного или игрового мотива составляют единый мотивационный блок, который связан с аффективной составляющей раннего «образа Я» - самооценкой, а через самооценку и с когнитивной составляющей «образа Я» -  Я-концепцией. Большинство личностных сторон из разобщенных, обособленных компонентов выстраиваются в единую структуру.  

         Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?) [15,с.23] .  

       Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

              Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ.         Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

          Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

         При адекватной самооценке представление детей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие дети могут определять  свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних этапах становления самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками.

        При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Дети с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка.

        Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.

        Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

        Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких-либо факторов, не легко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать.

         Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.

        Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.

        Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

        При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка.

        Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:

        1.  устойчивую адекватную самооценку;

        2.  неадекватную пониженную самооценку;

        3.  неадекватную повышенную самооценку;

        4.  неустойчивую самооценку.

        Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.

        Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация.

        А.В. Захаров кроме видов самооценки выделяет три уровня когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах.

        Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.

                Рассмотрев виды, структуру самооценки, необходимо отметить факторы, влияющие на ее развитие.

                На развитие самооценки влияет большое количество факторов.

         Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими [12, с. 19].

        На самооценку ребенка, посещающего детское дошкольное образовательное учреждение, начинают влиять и другие факторы. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. 

        Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями. Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки.

        Другим фактором, влияющим на развитие самооценки, является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

        С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, тогда как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.

        Следующим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения.   Существенную роль в развитии самооценки у детей 7 – го года жизни играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки. М.В. Лаврентьевой установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку - «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

          Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценки. Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.



Предварительный просмотр:

Перечень игр на формирование положительной самооценки

1. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

2.Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3.Игра «Настроение»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

4. Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

5. Игра «Комплименты»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

6. Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку -- в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

  1. Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул -- это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

  1. Упражнения «Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе.

Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

  1. Упражнение «Назови и покажи»

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу -- такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

  1. Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок».

Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

                                                                                                       Приложение 10

Содержание программы «Согласие»

(Фрагменты  программы)

        Дидактическая игра «Мы - разные».

        ЦЕЛЬ. Развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности детей.

        ОПИСАНИЕ. Дети вместе с ведущим встают в круг. Ведущий задает вопросы:

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый маленький?

У кого самые темные (светлые) волосы?

У кого на голове есть бант (два банта)?

У кого на одежде есть большие пуговицы?

У кого в одежде присутствует красный, (синий, зеленый и пр.) цвета?

У кого из детей одинаковая обувь? и т.п.

        Ведущий, подводя итоги ответов, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, объясняет им понятие "разные", он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых цвет глаз. Дети определяют цвет глаз друг у друга. Ведущий рассказывает детям о глазах человека, какого цвета они бывают. Какое настроение выражают (показать цветные фотографии), для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеётся, как и почему мы плачем?

        На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже по отношению к носу, рту, ушам и др.

Игра «Поводырь».

        ЦЕЛЬ: Воспитывать умение общаться друг с другом.

        ОПИСАНИЕ. Игра в парах.

        Один из участников - «слепой», второй - ого «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы; стулья, также препятствием могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» провести его так, чтобы тот не столкнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Маршрут можно менять.

        Игра способствует развитию доверительного отношения друг к другу,

        "Поводырь" испытывает чувство лидерства и ответственности за другого человека. Способствует повышению самооценки. Учит общаться вербальным и тактильным способом.

        

Игра «Обезьянка и зеркало».

        ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. Игра в парах. Один из участников «обезьянка», другой - «зеркало». «Обезьянка» - кривляется перед, зеркалом, совершая различные движения. «Зеркало» - должно синхронно повторить движение за «обезьянкой».

Тоже, что и в «Магазине зеркал»

Игра «Слушай команду».

        ЦЕЛЬ; развитие способности и сосредоточению.

        ОПИСАНИЕ: Дети маршируют под музыку. Затем, музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду: «Сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки, положить руку на плечо) и т.п. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

        Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролирует себя.

Игра «Паровозик».

        ЦЕЛЬ: сплочение группы.

        ОПИСАНИЕ: Ведущий: «Все вы были в лесу. Там встречаются различные препятствия: кочки, канавы, ручейки, поваленное дерево и т.п.

        Каждый из вас может очень просто преодолеть любое такое препятствие: перепрыгнуть через канаву, (ручеёк), пройтись по бревну, перешагнуть через поваленное дерево. А сможете ли вы преодолеть препятствия все вместе - паровозиком, так чтобы не потерять ни одного вагончика. Каждый из вас сейчас будет вагончиком, а все вместе мы - паровозик».

        Дети цепляются друг за друга. Главный первый вагон. «Паровозик» преодолевает препятствия: идет по жердочке - воображаемому бревну, перешагивает через канаву две, параллельно лежащие скакалки, и т.п. Игра заканчивается, когда кто-то отпустил руки - произошло «крушение поезда». Если все препятствия преодолены, ведущий поздравляет ребят и говорит: что группа у них очень дружная.

        Игра создает положительный эмоциональный фон. Повышается уверенность в себе, снижается тревожность. Происходит сплочение группы, появляется чувство "Мы", взаимопомощь, развивается произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного. У «первого вагончика» развивается самостоятельность, уверенность в себе, ответственность за благополучие: и безопасность других.

Игра в мяч «Назови ласково».

        ЦЕЛЬ; научить детей ласково обращаться друг к другу.

        ОПИСАНИЕ: Дети садятся в круг вместе с ведущим.

        а) Мяч перекатывается от одного ребенка к другому. К кому попал мяч, должен назвать себя ласково.

        б) Кто отдает мяч, должен назвать ласково того, кому мяч направляется.

        Игра дает возможность судить о возникших симпатиях и антипатиях в группе, воспитывает доброжелательнее отношение друг к другу;

Игра «Я самый хороший».

        ЦЕЛЬ: научить детей говорить о себе.

        ОПИСАНИЕ. Дети сидят в кругу, передают друг другу какую-либо игрушку, у кого игрушка в руках, говорит: «Я самый хороший, потому, что...

Ведущий межет помочь ребенку подсказав ere хорошие качества.

Игра заставляет задуматься о себе, повышает самооценку.

Игра «Окажи внимание другому ».

        ЦЕЛЬ: учить детей говорить хорошо о другом.

        ОПИСАНИЕ. Дети садятся в круг и по очереди говорят что- нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п.

        В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я...».

        Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания. Повышает уверенность в себе.

Игра «На льдине»

        ЦЕЛЬ: Дать детям возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку.

        ОПИСАНИЕ. На полу расстилается газета-«льдина». Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы оказались посреди океана на льдине, которая все время становится меньше. Все дети стараются поместиться на этой «льдине», Затем газета рвется пополам - дети опять пытаются поместиться на этой льдине.

        Можно детей поделить на две группы. Каждая группа «спасается» на своей «льдине». Выигрывает та группа, чья «льдина меньше, а количество «спасенных» больше.

        Игра позволяет прочувствовать и испытать взаимовыручку и взаимопомощь, раскрепощает, Формируется командное чувство и ответственность каждого за конечный результат. Повышает самооценку.

Дидактическая игра «Не поделили игрушку»

        ЦЕЛЬ: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

        ОПИСАНИЕ. Ведущий сообщает детям, что сегодня рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Достает новые игрушки, они все разине и заметно отличается друг от друга. Ведущий предлагает разобрать их, а сам наблюдает за детьми со стороны. Дети, как правило, стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому будет принадлежать та, или иная игрушка. Ведущий успокаивает ребят и предлагает разобраться в сложившейся ситуации, всем вместе:

        Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много?

        Ведущий предлагает детям для обсуждения следующие варианты разрешения конфликтной ситуации:

  1. отдать игрушку тому, кто взял первым.
  2. никому не давать игрунку, чтобы не было обидно.
  3. играть всем: вместе (распределяя рели).
  4. посчитаться.
  5. играть в игрушку по очереди.
  6. отдать игрунку Кате, потому что она часто бывает грустной.

        Дети вместе с ведущим обсуждают вариант возможного решения, сложившейся конфликтной ситуации. Ведущий выслушивает все предложения.

        В ходе обсуждения дети прислушиваются друг к другу. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас усомниться в правильности своего первого предложения. Дети могут сами выбрать нужное решение, а если они затрудняются в этом, ведущий ненавязчиво подскажет им правильный выбор.

Игра «Нам не тесно».

        ЦЕЛЬ: учить детей избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

        ОПИСАНИЕ. Ведущий кладет на пол скакалку или веревку и говорит:

1.  Это будет наш дом. Отсюда ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу. Ведущий кладет в противоположный конец, комнаты другую

2. Скакалку (веревку) параллельно первой: «Здесь остановятся дети». Дети строятся у первой веревочки (стартовой линии).

Ведущий произносит слова, под которые дети будут выполнять движения. Затем предлагает повторить их вместе.

        Слова и движения:

Ножки, ножки,

Дети двигается по направлению ко второй линии

Шли по дорожке,

Шли лесочком

Прыг-скок, прыг-скок,

 Прыгают на двух ногах ко второй линии - 4прыжка

Прискакали на лужок,

Останавливается, приседают на корточки

Потеряли сапожок. Поворачивается то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!» - говорит ведущий, и все бегут обратно к исходной скакалке: (веревке?).

        Все игровые действия выполняется детьми одинаково и одновременно.

        Необходимо помогать детям, соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей трудно.

        Дети, двигаясь вместе в ограниченном пространстве, и в одном направлении учатся не толкаться, считаться друг с другом. Подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей, способствует формирований коллектива.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"

         Форма проведения: проблемная лекция.    

        Оборудование: листы, ручки для конспектирования вопросов, мыслей, идей, составления алгоритма.

          Приложение: схема-формула самооценки на слайде

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

        Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что Вы нашли время для нашей встречи!

        Цель нашей встречи сегодня – понять, насколько поведение родителей оказывает влияние на формирование самооценки ребенка.

        В ходе нашей встречи вы не найдете готовых ответов на возникающие вопросы. Еще одна цель, которую мы должны сегодня поставить перед собой – задуматься и попытаться самостоятельно найти ответы.

        И так, Как вы думаете что же такое самооценка? (вопрос родителям).

        Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.

Самооценку можно представить формулой: (схема на проекторе слайд )

        Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

        Зачатки самооценки формируются примерно к трем годам. В случае, если ребенок любим и одобряем в семье, она может быть завышенной («Я - хороший»). Это нормально для формирования адекватной самооценки ребенка в дальнейшем. К шести годам у ребенка сохраняется завышенная самооценка, нов это время дети хвалят себя уже не втакой открытой форме, как раньше. Часть их суждений о своих успехах имеет какое – обоснование. К началу школьного возраста у большинства детей самооценка умений становится более адекватной.

Важным периодом, оказывающим существенное влияние на то, как человек будет воспринимать себя во взрослой жизни, является младший школьный возраст. На самооценку младшего школьника в первую очередь влияет его успешность в учебе. Поэтому задача родителей помогать своему ребенку чувствовать эту успешность. (вопрос родителям А как вы помогаете ребенку чувствовать эту успешность?)

        Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от его самооценки. Ребенок может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Как вы думаете, какие проявления говорят нам о заниженной самооценке? (вопрос родителям).

        Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми, в результате объективных недостатков (низкий рост, непривлекательная внешность и .т.д.), вымышленных недостатков (мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей и т.д.), неуспеха в общении в классе, непопулярности среди сверстников, угрозы отчуждения в детстве (нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах»). Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Заниженная самооценка так же может сформироваться у ребенка в результате частого неуспеха в любой значимой для него деятельности. Поэтому, необходимо, чтобы взрослые не подчеркивали неуспех ребенка, поддерживали его, если что – то не получилось, говорили, что такое бывает и они понимают, как он расстроен, приводили примеры своих неудач, а потом ситуаций, когда все в итоге получалось.

        С какими трудностями может сталкиваться ребенок с заниженной самооценкой? (вопрос родителям).

        Если ребенок думает о себе как о неспособном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном и т.д., то у него могут развиться тревожность, пониженный фон настроения, а так же закрепиться «комплекс неполноценности». Все это может привести к торможению развития личности ребенка. Низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

        Ребенок с заниженной самооценкой нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к сверстникам, людям в целом, могут формироваться мстительность, враждебность, стремление к уединению.

        Подумайте, присутствуют ли в поведении ваших детей признаки заниженной самооценки? Какие именно? (вопрос родителям)

        Хотелось бы вам, чтобы у ребенка была не заниженная, а завышенная самооценка? Давайте посмотрим особенности этой самооценки.

        Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет, в завышенном самомнении, подчеркивании своих достоинств, надменности, пренебрежении к другим. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

        Какие трудности общения возникают у детей с завышенной самооценкой? (вопрос родителям).

        Ребенок, считающий себя «умнее других», а тем более подчеркивающий это, неминуемо вызывает раздражение. Дети с неадекватно высокой самооценкой ревниво – зависливо относятся к успехам других детей.         Завышенная самооценка способствует формированию и такой черты характера, как чрезмерная обидчивость, нетерпимость к малейшим замечаниям.

Бывает и другая крайность: ребенок с высоты своего «Я» не воспринимает даже серьезную критику. Зачастую ребенок с высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях. Если ожидаемая и реальная оценка не совпадают, то могут появляться обида и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в адрес другого ребенка или даже взрослого.
 

        Существует еще 3-й тип самооценки – верная (адекватная). В чем ее суть?

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

        Таким образом, самооценка – это оценка себя при наличии 2-х переменных, являющихся основными источниками формирования самооценки.         Во-первых, это семья как институт социализации личности, а во-вторых, это школа, где значимыми источниками формирования самооценки начинают выступать учителя и одноклассники.

        Как вы думаете, какую именно роль оказывает семья на формирование и развитие самооценки ребенка? (вопрос родителям).

        Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Важно, чтобы родители старались уделять как можно больше времени своему ребенку, правильно оценивая поступки, а не самого ребенка. Это поможет развитию более точного представления о себе.

        Если в семье не уделяют достаточного внимание детям, не доверяют возможностям ребенка, категорически подавляют детские негативизм, негативно высказываются о своих детях, но при этом требуют послушания, у ребенка возникает ощущение своей слабости, неполноценности, формируется заниженное представление о себе.

        Наоборот, когда в семье детей считают более развитыми, чем их сверстники, часто подчеркивают реальные и мнимые достоинства, поощряют чаще, чем следовало бы, иногда совсем незаслуженно, в т.ч. и подарками, хвалят при других детях и взрослых, не порицают за плохие поступки, то у таких детей может формироваться завышенное представление о себе.

        Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку; вооружения родителей адекватными способами коммуникации. Чаще всего одной из основных причин, влияющих на неадекватность самооценки у детей, является неадекватный тип воспитания гипоопеки, гиперопеки, противоречивого воспитания.

        При формировании адекватной самооценки своих достижений у ребенка будут более успешными обучение и воспитание, укрепится вера в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление учиться, работать самостоятельно, творчески.Чтобы помочь школьнику в этом, педагогам и родителям необходимо обеспечивать его реальный успех в какой – либо деятельности (рисовании, игра, выполнение домашних заданий, помощь по дому). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем сравнивая его не с другими,  а с ним самим, оценивая динамику улучшения. Например: «Сегодня ты нарисовал лучше, чем вчера».

        Давайте посмотрим два примера и попробуем разобраться, какой будет в этом случае самооценка ребенка.

        В семье недостаточно требований – запретов и обязанностей, а также минимальное количество санкций. В таких семьях родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка, оберегают его от обязанностей и трудностей, потакают во всем. Большая часть таких родителей не видят недостатков в воспитании своего ребенка, неправильно оценивают и идеализируют его. Основные причины проявляющихся нарушений заключаются в переоценке родителями собственных воспитательных возможностей и в решении личных проблем за счет ребенка: "Я считаю, что мною не было допущено ни одной ошибки в воспитании моей дочери. Я хочу, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался, и я стараюсь строить нашу жизнь так, чтобы соблюдалось это условие. Я буду делать для своего ребенка все, что он хочет до тех пор, пока у меня имеются возможности, потому что еще не известно, что ожидает его в будущем и как сложится его жизнь. У меня не было таких возможностей, так почему бы мне ни создать их для моей дочери. Я не вижу ничего негативного в том, что у девочки могут быть какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими".

        Другие родители, наоборот, видят недостатки в воспитании своего ребенка, но, несмотря на это, не работают с этим. Здесь наблюдаются частые конфликты в семье между супругами, что сказывается на отсутствии единых требований в вопросах воспитания у матери и отца. Например, мать проецирует любовь к мужу на ребенка, где неудовлетворительные супружеские отношения компенсируются в ребенке с помощью одаривания безграничной любовью с ожиданием получить в ответ то же; мать боится потерять доверие и любовь ребенка. У матери достаточно ярко выражены воспитательная неуверенность и низкая самооценка, что, конечно же, сказывается на устойчивости вопросов воспитания: "Я очень не уверена в себе, всегда сомневаюсь в действиях, поступках, но хочу постоянно совершенствоваться, но эта неуверенность, а может быть, мои знания не позволяют быть спокойной за себя, за детей и за будущее". Или: "Иногда мне кажется, что я слишком оберегаю своего сына, и я вижу, что вседозволенность – не очень хорошее явление, но справиться с этим не могу. Часто я не знаю, как мне действовать, если мой ребенок провинился".

Ответ: У детей таких родителей мы обнаруживаем чаще всего проявление неадекватно завышенной самооценки.

        Давайте посмотрим другой вариант – повышенная моральная ответственность, характеризующаяся повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Такие родители возлагают на своего ребенка непосильные и несоответствующие возрасту обязанности и предъявляют к ребенку чересчур завышенные требования. Основная причина данного нарушения заключается в решении родителями личных проблем за счет ребенка.

        Родители, в воспитательном стиле которых наблюдаются данные нарушения, чаще обладают наличием низкого уровня самооценки, что, конечно же, предопределяет их стремление повысить собственную самооценку за счет ребенка, за счет его успехов и достижений: "Я не очень хорошая хозяйка, на мой взгляд. Я очень боюсь обидеть кого-либо, от чего сама часто страдаю. Я часто невнимательна к своим родным, часто недовольна собой. Я не хочу, чтобы мои дети когда-нибудь чувствовали то же самое, что и я сейчас, поэтому я и очень требовательна к ним. Мне хочется гордиться ими". Или: "Я женщина, которая хочет, но не всегда может, которая пытается многого достичь, но часто не может переступить через принципы и комплексы, воспитанные в детстве. Мне бы хотелось, чтобы мои ошибки не повторяли мои дети".

Ответ: Неадекватно заниженная самооценка.

Какой вывод можно сделать?

        Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать ребенку те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

        Наилучшие взаимоотношения детей  с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

        Родителям следует чаще обнимать своего  ребенка, как можно больше времени проводить с ним, показывать своему ребенку, что они гордятся им, когда он выполняет трудную задачу. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка не велики. Ребенку нужны теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт.

        Важно, чтоб родители знали, какие отношения между детьми сложились в школьном коллективе, и, по возможности, способствовали улучшению микроклимата в классе, организуя различные мероприятия.

        Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявлять и развивать у них положительные качества, поднимать заниженную самооценку. Учителю необходимо пересмотреть свое личное отношение к таким детям

Итак, сегодня мы с вами поговорили о самооценке ребенка, о том, что это такое и какой она может быть. Остановились на той роли, которую играет семья в формировании самооценки.

        Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи.

        Родители работают с анкетой, состоящей из 5 вопросов:

1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да           Нет
2. Узнали ли Вы что-то новое сегодня?  Да           Нет
3. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да           Нет
4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?___________________________________________________________
5.Предложения         и пожелания_______________________________________

        Спасибо за внимание. Мы обязательно учтем ваши предложения и комментарии. Надеюсь, наш разговор принесет вам пользу в воспитании ваших детей и в формировании их самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста"

Консультативный материал для родителей с рекомендациями по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывает содержание основных принципов, определяющих успешность воспитательных воздействий....

Понятие ориентировки в пространстве и её развитие в дошкольном возрасте

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отнош...

Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, в...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

Конспект НОД «Понятие о добре и зле». для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  формирование моральных представлений о добре и зле.Задачи:Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.Развивать память, произвольное внимания, речь, умение де...