Доклад: «Народное искусство и его воспитательное значение для детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Токарева Елена Владимировна

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из главных его функций – воспитательная.  Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_narodnoe_iskusstvo_i_ego_vospitaelnoe_znachenie.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:  «Народное искусство  и его воспитательное значение для детей дошкольного возраста».

           Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из главных его функций – воспитательная.  Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.

         Устное народное творчество, музыкальный фольклор, знакомство с народными шумовыми, духовыми  инструментами, с деревянными ложками должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения в данный момент, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в мировоззрение наших детей. И если говорить о возможности выбора жизненных ценностей самим  подрастающим поколением, то надо и предоставить им ту самую возможность -  знать истоки своей национальной культуры и искусства. Ведь народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они и являются.

       Устное народное творчество включает в себя много жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, молчанки и так далее, - это неоценимое богатство, огромный пласт национальной культуры.

       Слушая и знакомясь с произведениями устного народного творчества, народной музыкой, с шумовыми и духовыми народными инструментами, деревянными ложками, с изделиями народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, творчестве, интересах  людей.  Знакомясь с художественным языком произведений, дети обогащают свою речь, она становится у них ярче и образнее за счет усвоения сравнений, синонимов ( «красна девица», «добрый молодец», «ясный сокол», «малые детушки»). На основе знакомства с народным искусством,  дети учатся понимать прекрасное и усваивают талоны красоты (словесные, музыкальные, игровые).

       Ценность фольклорных произведений, особенно в дошкольном возрасте, обуславливается их высокой интонационной выразительностью, поскольку именно в интонации проявляется смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.

     Использование народных песенок, потешек, пестушек в процессе повседневной жизни, включая их в занятия по народному творчеству, благоприятно влияет на общение  педагога с детьми, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. Это прекрасный речевой материал, который используется на занятиях и развивает речь.  А уменьшительно - ласкательные суффиксы в потешках , пестушках, народных песенках  ( -еньк-, - очк-, - иньк-, - ичк- и т.п.) благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения развивают воображение, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству. Глубокое жизненное содержание малых фольклорных произведений имеют яркую художественную форму выражения и доставляют эстетическое наслаждение, которое запечатлеваются в сознании детей.

     Слушая сказку,  дети получают представления о добре и зле. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, и заставляют пережить вместе с героями такие  чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя и вместе с ним решает поставленные задачи. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, вежливые обращения, уважительное отношение к старшим. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, учит правилам общения со сверстниками и старшими людьми.

     Значительный нравственный эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах народного творчества, включен практический опыт народа, его миропонимание и знания. Они говорят о том, как и чему следует учить и воспитывать (« Не учи безделью, а учи рукоделью»); показывают особенности крестьянского труда («Пашню пашут – руками не машут»); выражают отношение к труду (« Время делу – веселью час!»). Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви («Нет такого дружка, как родимая матушка»).

Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума и образного мышления.

      А если дети расшумелись, то помогут молчанки : «Летели три утки, молчи три минутки!», «Раз, два, три! Ничего не говори. Рты закрыли на крючок, кто проговорился, тому щелчок!».

      Развитию воображения способствует отгадывание и придумывание загадок. Загадка – одна из самых малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются яркие признаки  предметов и явлений, которые окружают человека в быту. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют познавательный интерес к миру и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни.

           Колыбельные песни играют важную роль в ознакомлении ребенка с бытом собственного народа, с традициями и обычаями. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с рождения (то котеннька-коток, заинька, собачка  и т. д.). Колыбельные песни несут в себе пожелания добра и благополучия ребенка со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое». Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

         Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключается в народной музыке. Народные  музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа. Народная музыка вызывает интерес, приносит чувство радости, создает хорошее настроение. А в процессе обучения игре на народных шумовых, духовых инструментах, деревянных ложках дети знакомятся с историей и тембрами музыкальных народных инструментов, способами звукоизвлечения, умению слушать и слышать, воспринимать, включаться в исполнение, запоминать и демонстрировать простейшие приемы игры.

       Говоря о ценности народного искусства в воспитании дошкольников, следует отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко  к детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают      эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая чувство радости, удовольствия, самоутверждения.  Важно также предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать понравившееся фольклорное произведение, шумовой,  духовой народный инструмент или деревянные ложки для музицирования.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего  свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения  народной культуры. И процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.        

Литература:

  1. Алексеев Э.В. /Фольклор в контексте современной культуры.- М., 1988/
  2. Богатырев П.Г. /Вопросы теории народного искусства._ М., 1971/
  3. Народное искусство – детям /под ред. Т.С. Комаровой. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 /      
  4. Народное искусство в воспитании детей /под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2005/
  5. Науменко  Г. М. /Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М., 2000/
  6. Разина Т.М. /Русское народное творчество. – М., 1970/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развития самостоятельности, индивидуальности, любознательн...

консультация для воспитателей детского сада "Подвижные игры и их значение для детей дошкольного возраста"

Воспитателю важно знать какие игры проводить с детьми в определённом возрасте. Значение подвижной игры для развития дошкольника, классификация подвижных игр....

Консультация для родителей: «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося автомо...

О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД

О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД...

Статья на тему "Мультфильм, как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста"

quot;Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией..."...

Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"

Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...