Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»
план-конспект занятия (старшая группа)

Брюханова Ангелина Анатольевна

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_tolerantnost.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», «толерантное отношение», с основными чертами толерантной личности.

Задачи:

  • Обучающие: Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, мышление, чувства толерантности к сверстникам и ко всем окружающим людям, закреплять знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. 
  • Воспитательные: Воспитывать уважение и доброе отношение к другим людям; воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

Оборудование: цветы с цифрами и буквами, карточки с изображением разных людей: дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые, мяч, разноцветные половинки кругов, мешочек, песня «Настоящий друг» (сл. Пляцковский М., фисташки, цветик – семицветик, релакс музыка.

ХОД

1.Организационный момент:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – беремся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

- Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением. И от ваших улыбок у нас расцвели цветы, целая поляна! Но полянка не простая, с загадкой. На каждом цветке цифра и буква, ваша задача расположить цветы в порядке числового ряда от 1 до 13 (дети располагают цветы по порядку на доске при помощи магнитов). Давайте прочитаем, какое у нас слово получилось – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.

Сегодня утром почтальон принес нам письмо, давайте посмотрим, что в нем (карточки с изображением разных людей: дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые)

- Кого мы видим на этих картинках? Как можно всех назвать, одним словом? Да, это люди. Чем все люди похожи? (ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, питаются, носят одежду, умеют писать, и т. п).

  1. Основная часть:

- А что еще нас объединяет, мы узнаем с помощью игры «Аплодисменты». 

Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все:

Встаньте все те, кто умеет читать.

Любит кататься на каруселях.

Любит смотреть мультики.

Любит мороженое.

Любит играть.

Мечтает полететь в космос.

Любит животных.

Любит вкусно поесть.

Кто любит танцевать.

- Ребята, а люди все одинаковые? Конечно, нет. И сейчас мы с вами это проверим (встаем в круг):

Выйдите в круг те, у кого темные волосы

Покивайте головой те, кто мальчики

Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза

Поднимите руку у кого есть сестра

Присядьте те, кому исполнилось шесть лет

- Интересно, а чем еще люди отличаются друг от друга? (Поочередно выставляются модели, иллюстрирующие разный пол людей (мальчик — девочка)

Игра «Наоборот» (с мячом)

Давайте подберем противоположные значения к словам: грустные – веселые, полные – худые, здоровые – больные, высокие – низкие, умные – глупые, добрые – злые, молодые – старые.

- Мы все разные, у каждого есть свои особенности, и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

Игра «СОТРУДНИЧЕСТВО. ПАРТНЕРСТВО. ПОМОЩЬ»

- Ребята, как вы думаете, что такое сотрудничество? (участие в каком – либо общем деле)

Я предлагаю поиграть в игру «Найди себе партнера» (каждый по очереди достает то, что лежит в «волшебном мешочке»)

У каждого из вас половинка круга, нужно сложить круг из двух половинок одинакового цвета, найти себе пару. (Под песню «Настоящий друг» дети находят свои половинки). Молодцы!

Вместе со своим партнером вам надо будет выполнить следующее задание. Подойдите к столу, возьмите 1 карандаш на двоих, один на двоих лист бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться и договариваться.

- Давайте посмотрим, что вы нарисовали.

–У всех ли совпало рисовать именно этот предмет? Присутствовал ли дух партнерства в вашей работе? Что вам помогло быстро нарисовать предмет? 

- Да ваше умение договариваться и сотрудничать помогло вам быстро справиться с этим заданием.

- Ребята, а сейчас постарайтесь вспомнить, из какого произведения эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли —

Быть, по-моему, вели… («Цветик – семицветик» В. Катаева)

- От исполнения какого желания Женя испытала наибольшее чувство радости? Почему? (она помогла мальчику Вите). А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом).

- Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .

-Как можно назвать такой поступок Жени (сострадание, милосердие).

- Что можно делать, имея ноги? А руки? Глаза? Уши? Голос? видите, сколько у человека возможностей? А что будет, если у человека нет каких-то возможностей (ответ детей) 

Посмотрите на эти игрушки (показываю игрушки и читаю стихотворения):

1. Вот взгляните – это ёж.

На других он не похож.

Колючки есть у всех ежей.

А этот, представляете,

Родился с шубкой из кудрей

И цветом солнца раннего.

Он был как спелый апельсин

Кудрящки так сверкали.

В лесу он был такой один,

Все сразу замечали.

Ёж только выйдет за порог,

Смеялись даже пташечки –

Клубком кататься он не мог

Пружинили кудряшечки…

Ёж всех любил в своём лесу

Зверей, букашек маленьких,

И даже хитрую лису,

И уважал всех стареньких.

Он не такой как все ежи…

Но разве это – важное? –

Любовь, тепло его дущи

Согреют сердце каждое!

2. В лесу избушке жили мишки

Три мишки, словно в старой книжке

Он из них был бел как мел,

«Полярный» прозвище имел.

Другой медведь был с шёрсткой бурой

Хоть с той же мишкиной фигурой.

А третий медвежонок

Пандой был.

Тростник, он словно мёд, любил.

И отличался чёрно – белой грудкой

Наш добрый и затейливый мишутка.

И жили мишки очень дружно,

Любили спать, гулять, играть

И, как положено медведям,

Конфетку – лапу пососать.

И отношения медвежьи

Были так искренни и нежны,

Что позавидовать им мог

Любой в стране лесной зверёк.

Пусть шёрстка разная, ну что с того!

Они все мишки, больше ничего.

Дружили мишки и не замечали,

Что друг от друга отличались.

3. Пришёл котёнок к нам слепой.

Он грустно так мяукал.

И в тихой песенке его

Лишь жалобные звуки.

Ему надели мы очки –

Он в красках мир увидел

А то, что знатный он певец

Никто и не предвидел.

Поёт котёнок день и ночь

На дереве и крыше.

Послушать музыку не прочь

Не только птицы, - мыши!

А то, что носит он очки

Для всех друзей не важно.

В очках котёнок наш слепой

Стал смелым и отважным!

4. А это девочка – сова.

Она с рождения глуха.

У сов обычно чуткий слух,

А бедная малышка

Зароется в свой мягкий пух,

Во сне ей снится мышка.

Она хотела бы играть,

Да ничего не слышит.

Помог ей слухоаппарат,

Что подарили мыши.

Всего лишь тонкий проводок

Ей прикрепили к ушку,

И вот теперь она для всех

Весёлая подружка.

Она хохочет день – деньской

И весело играет.

А этот добрый проводок

Никто не замечает

- Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои? Что вы чувствовали по отношению к ним? Хотелось ли вам помочь этим людям? 

Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской? Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.

А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид»(Больной, нездоровый, особенный).

Игра :«Фисташки»

(Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы )

- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь? Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело? У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

- Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность,

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

  1. Заключительная часть:

 -Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли создадим совместный плакат. (Дети окрашивают гуашью одну ладонь и прикладывают к планете, изображенной на плакате)

- Какое новое слово вы сегодня узнали? Какого человека можно назвать толерантным? а как вы думаете, вы сами толерантны? Толерантность-терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Комплексное интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему " Радость послушания"

Конспект открытого занятия  по программе " Истоки " " Воспитание на социокультурном  опыте с детьми старшей группы на тему " Радость послушания"...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Хорошо – плохо»

Формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Что значит быть вежливым?»

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи ...