Семинар «Особенности проведения мониторинга в ДОУ»
консультация

Кулигина Анна Леонидовна

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_provedenie_monitoringa_v_dou.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Семинар

«Особенности проведения мониторинга в ДОУ»

 

Подготовила педагог-психолог:

 Кулигина Анна Леонидовна

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Требования, аспекты и сущность мониторинга.

Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:

  1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
  2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
  3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
  4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
  5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.

Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:

  • Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
  • Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
  • Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
  • Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.

Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.

Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:

  1. непрерывность (данные собираются постоянно);
  2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
  3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
  4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).

Мониторинг качества образования в ДОУ.

Этапами сбора информации являются:

  • Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
  • Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
  • Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
  • Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
  • Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.

Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма:

  1. определить цели и задачи обучения;
  2. подобать критерии для определения результата;
  3. выбрать методику обучения;
  4. подготовить диагностический инструментарий;
  5. исследовать испытуемых;
  6. обработать результаты изучения и интерпретировать их;
  7. провести анализ, оценку результатов и обсудить их.

В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.

Система мониторинга.

Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:

  • Качество процесса образования;
  • Качество обеспечения ресурсами;
  • Качество управления;
  • Качество результатов работы.

Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов. К ним относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность. Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности.

Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного            аспекта свойства качества.

В рамках образовательного мониторинга в детском саду изучается:

  1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного

образовательного учреждения. Определение результативности деятель ности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач:
охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и
дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в про цессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объек тами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

  1. физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
  2. степень освоения ребенком образовательной программы, его
    образовательные достижения;
  3. степень готовности ребенка к школьному обучению;
  4. удовлетворенность различных групп потребителей (родите
    лей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
  1. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого

в  дошкольном  образовательном учреждении.  Деятельность детского
сада и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается
реализацией образовательной программы. При проектировании карты
мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его
направленность на отслеживание качества:

  1. образовательной деятельности, осуществляемой в процессе

организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов;

  1. организации самостоятельной деятельности детей;
  2. взаимодействия  с семьями детей  по реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей дошкольного возраста.

  1. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация

педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответст вующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспе чивающих качество педагогического процесса в ДОУ:

  1. кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетентности педагогов);
  2. развивающая среда ДОУ.
  3. Организация мониторинга в детском саду.
  4. Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образователь ные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам), что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к иска жению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определен ных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных тре бованиях к структуре основной общеобразовательной программы до школьного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга дости жения детьми планируемых результатов освоения Программы» указы вается, что «периодичность мониторинга устанавливается образователь ным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к пере утомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».
  5. По мнению авторов разработанного научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду». – СПб,2010 г. Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт и др. наиболее оптимальным режимом организации сис темы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагнос тических измерений.
  6. В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис ходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулиру ется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддерж ки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
  7. В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито говая диагностика, по результатам которой оценивается степень реше ния сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеаль ной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характе ристика достижений ребенка 6 лет).
  8. В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные пробле мы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тес товые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогичес кой диагностики является оценка правильности выбранной в отноше нии ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

 Методическая работка на основе диагностики.

Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.

Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.

Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.

Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.

Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация мониторинга с учетом ФГТ»

Семинар-практикум:«Организация мониторинга с учетом ФГТ»Составила воспитатель: Диденко Ирина Владимировна.Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечени...

Положение о проведении семинара «Организация проведения мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия в детском саду» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Профилактики сколиоза и плоскостопия в детском саду....

Доклад на семинар по педагогическому мониторингу в новом контексте образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной области...

Особенности проведения мониторинга освоения детьми в ДОУ основной образовательной программы в области "Физическое развитие"

Презентация, которая включает в себя развернутый план мониторингка освоения детьми в ДОУ программы по физическому воспитанию...

Семинар-практикум Особенности проведения дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром (методика О.В. Дыбиной)

Методы и приёмы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире. Данный семинар-практикум готов к использованию старшими воспитателями....

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

Утренняя гимнастика: понятие, задачи, общие требования к проведению, структура, инновационные формы проведения, особенности проведения в разных возрастных группах.

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.О...