Семинар-практикум Особенности проведения дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром (методика О.В. Дыбиной)
план-конспект занятия

Казанцева Светлана Александровна

Методы и приёмы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире. Данный семинар-практикум готов к использованию старшими воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Особенности проведения дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром (методика О.В. Дыбиной)

Методы и приёмы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире

Цель: Актуализировать и пополнить знания педагогов об игровой технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.

Предварительная работа: изучение программы «От рождения до школы», методических пособий.

Оборудование: методические пособия по ознакомлению с предметным и социальным окружением (автор О.В. Дыбина); ноутбук, презентация, листы А4, маркеры, программа, ватман, мольберт, магниты, листы оценивания, табло «возрастная группа», карандаши, предметные картинки, игрушки, карточки-алгоритмы, чудесный мешочек, ножницы, скотч.

Я пытался достичь сердца ребенка словами;

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами;

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо:

«Прийди, - сказал он, - поиграй со мной». Неизвестный автор

«КВИК – НАСТРОЙКА»

  1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все супермодели мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не даст.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Игра «Чудесный мешочек»

Берем по одной скрутке и определяем тему нашего мероприятия.

Тема: Особенности проведения дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром (методика О.В. Дыбиной)

ФГОС ДО: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…»

 

От рождения до школы: ознакомление с предметным окружением «Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.»

Ознакомитесь с задачами в каждой возрастной группе, выделите основные моменты.

Запишите на листах, прикрепите на ватман

В какой форме будем решать задачи?

Ознакомление с предметным и социальным миром (окружением) проводится как форме занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры.

Методические пособия, которые мы можем использовать в рамках нашей программы.

О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

О.В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Программа

О.В. Дыбина Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром

 

Основная цель – комплексное поэтапное ознакомление детей дошкольного возраста с предметным миром. С этой целью выстраивается цепочка взаимодействия взрослого и детей.

При организации важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Где используются дидактические игры?

В ООД, самостоятельной деятельности, совместной деятельности.

3 группы дидактических игр

- игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;

- игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;

- игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Каждая группа дидактических игр имеет внутреннее деление по использованию тех или иных игровых действий.

C:\Users\Admin\Pictures\img482.jpg

Игры первой группы: направлены на рассмотрение предмета с трех позиций: предмета как такового; предмета как результата деятельности взрослого; предмета как творения человеческой мысли.

Серия «игры-раскладки» направлена на определение предметов природного и рукотворного мира, такие игры как: «Чудесный мешочек», «Помогите Мишке» (Незнайке),  «Определи место для предмета» и т.д. Например, в игре «Помогите Мишке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в коробочки (конверты)  с соответствующими символами («человек», «дерево»). Ребята выполняют действие-раскладывание, сюжетная линия может отличаться. Затем задача игры усложняется, требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор. (Путаница, Назови предмет, Игра с мячом, Хитрый фотоаппарат)

Серия «игры-определения», цель которой определять способ использования предметов, такие игры как: «Что лишнее», «Найди пару», «Знаешь ли, для чего нужен предмет?» и т.д. В играх «Что лишнее?», «Скажи, как использовать предмет?» детей побуждают определить функцию вещи. В других играх, например, «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но и подобрать к нему предмет с подобной функцией.

Игра «Подбери предметы с одним назначением (куклы, пирамидки) для игры, (кисти, ножницы) для изо, (швейная машинка, веник) для труда; по признаку одинаковая функция (пылесос, веник), (лампа, свеча).

«Будь внимателен» группировать предметы по материалам (металл, резина, стекло, дерево).

Серия «игры-загадки, отгадки», цель этих игр учить детей отгадывать предмет по его признаку, используемые игры: «Угадай какой предмет загадан?», «Отгадай инструмент» и т.д. Важно научить детей выделять главные признаки предмета, которые характеризуют его как результат труда человека: форму, строение, материал, функцию, назначение, при этом решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде осязаемых и видимых вещей. В данной серии игр описывается предмет, а дети узнают и называют его.

  • Круглый резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу.
  • Деревянная, вся расписная. Откроешь, сразу появятся ее сестрички.

(картинки) игра Умные машины

  • Летит птица – небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

  • Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда (троллейбус)

Для этого нам помогла разработанная серия игры-описания, цель этих игр учить детей отгадывать предмет по его описанию: «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Назови предмет по описанию» и т.д. Для этого мы задумывали предмет, дети задавали вопросы, кто отгадывал, становился ведущим. «Веник» (связка прутьев или веток, используется для подметания пола)

Предмет сделан из металла и пластмассы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать бумагу (ножницы)

При описании вещей в конечном счете в процессе преобразования предмета путем совершенствования той или иной детали, проводились серия игр «Собери», «Отремонтируй», «Дорисуй». «Собери картинки», «Дорисуй, что я задумала», «Мастерская по ремонту» и т.д.  Детей в этих играх учили находить недостающие детали, собирать предмет из частей и приходить к выводу: отсутствие какой-то части делает невозможным использование предмета. Учим находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использованием предмета. «Недостающая деталь»

Серия «Игры-турне», «игры-путешествия» позволяет раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный предметный мир, мир продуктов творческой мысли человека, вызвать восхищение людьми труда. Дети начинают понимать, как постепенно взрослый изменяет вещи, делает их более удобными и полезными, как изменяются функции, детали, назначение предметов, какова роль человека. Используются такие игры: «Определи время предмета», «Каждому предмету свое время»; «Путешествие в прошлое стула».

Веник – пылесос

Счеты – калькулятор

Пишущая машинка – компьютер

Солнечные часы – электронные часы

Бревно- лодка

Пещера – дом

Самовар – чайник

Аналогии: на что похоже: чайка, Нет крыльев – создал самолет;  акула – подводная лодка; умеет плавать – создал корабль; не имеет высокого роста, чтобы подняться на высоту – создал подъемный кран; стрекоза – вертолет.

Игры второй группы Направлены на развитие у детей способов действий разного характера. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост, творческие проявления.

В данной группе игр предлагается следующая серия игр: «Игры-эксперименты», «игры-опыты».

Выяснять скрытые существенные связи: человек-предмет, природа – человек – предмет.

Данная серия игр предполагает решить следующие задачи: - формирование у детей умения видеть многообразие мира; - развитие собственного практического, познавательного, творческого опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, алгоритмов, моделей);  расширение перспектив преобразовательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие действия.

Для детей младшего дошкольного возраста существуют такие игры-опыты, игры-эксперименты, как: «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Что звучит?». Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры, поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. Например, с помощью игры-опыта «Что в коробке» дети знакомятся со значением света, его источниками (солнце, фонарик, лампа), усваивают, что свет не проходит через непрозрачные предметы. В этой игре взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке и как это можно обнаружить (открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Дети открывают прорезь и рассказывают о других источниках света: фонарике и лампе.

 Серия «алгоритмические игры», направлены на формирование умения вычленять существенные признаки предмета как продукта творческой мысли взрослых, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

Используются наборы карточек

  1. Природный или рукотворный мир. На карточке нарисованы дерево (лягушка или бабочка) и человек.
  2. Цвет. На карточке изображены цветовые пятна.
  3. Форма. На карточке изображены геометрические фигуры.
  4. Величина. На карточке нарисованы два предмета контрастной величины.
  5. Вес. На карточке изображены два контрастных по весу предмета, соответствующие понятиям «легкий» и »тяжелый».
  6. Материал. На карточке наклеены различные материалы в виде квадратов (дерево, ткань, бумага, глина).
  7. Части предмета (строение).

8-9. Обобщение. Предметы, выполняющие разные функции (стул, часы, нож, шапка). Разные сюжеты (девочка в ванной комнате, девочка играет, девочка рисует), то есть требующие обобщение предметов по назначению (потребность в игре, труде).

10. Действие с предметом (кисть руки).

Со средней группы: 11. Знак вопроса (прошлое – настоящее – будущее).

Алгоритм по конкретному предмету: телефон…

Алгоритм для определения свойств материала (со средней группы)

  1. Толщина
  2. Сыпучесть
  3. Твердость
  4. Водостойкость
  5. Прочность
  6. Прозрачность
  7. Тяжесть
  8. Шероховатость
  9. Рукотворный или природный материал

10.

11.

12. Знак вопроса

Старший возраст

Субъект труда, инструмент для производства, заготовки – полуфабрикат и их оформление.

Игры третьей группы Направлены на приобщение детей к преобразованию предметов.

В эту серию входят игры-преобразования типа: «Назови по-другому»; «Используй по-другому» и т.д. Так, в игре «Как по-другому можно использовать предмет?» взрослый показывает предметную картинку. Дети называют предмет, и каждый по очереди рассказывает, как его можно использовать.

Например, деревянной ложкой едят, ею размешивают, ее используют как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т.д.; зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т.д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

 С течением времени можно вводить усложнения. Дети встают в круг, ведущий называет предмет, и бросает мяч ребенку, который должен сказать, как его можно использовать. Затем мяч бросают другому ребенку - тот называет вариант использования. После перечисления всех вариантов ведущий называет следующий предмет. Данные игры использовались как основа для преобразовательной деятельности.

В играх - преобразованиях типа «прогноз будущего» детям предлагают задачи по совершенствованию предметов. Для их решения используют разнообразный дидактический материал: Разрезанные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования. Кроме того, детям предлагалось изменять предмет в вербальном плане: «Волшебный кружок», «Соедини детали - получи новый предмет» и т.д. Эти игры позволяют развивать стремление самостоятельно доводить начатое дело - решение задачи до конца, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. В ходе игр-преобразований дети учатся ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели. Проявления самостоятельности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх-преобразованиях как основа для развития преобразовательной деятельности.

Типы игр «Измени материал», «Измени предмет» побуждают выступать в роли творцов, преобразователей: «Украсим елочку», «Согреем заюшкину избушку».

Работа по ознакомлению с предметным миром построена должна быть с учетом преемственности работы в младших группах.

Какие условия вы можете выделить?

(предметно-развивающая среда – пособия: игрушки, картинки, схемы и т.д.); владение информацией педагогом.

Создание творческого «поля» (развивающей среды) для косвенного стимулирования действий детей.

В настоящее время наука и практика предъявляют особые требования к среде ребенка дошкольного возраста, что связано, прежде всего, с особенностями этого возраста, с теми характеристиками, которые отличают ребенка от детей школьного возраста (наличие элементарных навыков чтения, малый социальный опыт, потребность в познании, деятельности). Источниками знании, социального опыта и развития для них могут быть и взрослые и среда пребывания детей. Поэтому очень важно, чтобы среда пребывания была развивающей.

Пожалуйста, выделите какие игры рекомендует автор, в какой возрастной группе использовать? (по своим методическим пособиям)

Зачитайте

Перед вами лист оценки (интерактивный метод «Квадрат»)

Заполните его.

Интерактивный метод «Квадрат»

Ф.И.О. педагога____________________________

Что Вы ожидали от семинара?

Какую информацию Вы получили?

Что из полученной информации важно для Вас? Что Вы будете использовать?

Что Вам еще необходимо?

 

Прочитайте свои результаты.

Имя______________

Упражнение «Трехминутный тест»

________________________

  1. Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.
  2. Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».
  3. Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.
  4. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
  5. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
  6. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
  7. Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.
  8. Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
  9. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  10. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  11. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  12. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  13. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
  14. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
  15. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  16. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
  17. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  18. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  19. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
  20. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
  21. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

Если не трудно, отпишите свой результат :)

Заранее спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром....

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий».

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий»....

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...

Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"

Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назнач...

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с предметным миром.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»Городского округа Ступино Московской области...

Презентация ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ.

В презентации показан материал о значении сюжетно-ролевой игры для развития ребенка по средством оригами....