«Экологические акции в работе с дошкольниками»
методическая разработка

Бережная Надежда Сергеевна

способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_aktsiya.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

«Экологические акции в работе с дошкольниками»

Содержание:

1. Введение

2. Принципы организации экологических акции

3. Актуальность, цель и задачи проекта

4.  Этапы реализации проекта.

5.  Ожидаемые результаты проекта.

6. Формы работы по реализации проекта.

7. Приложения.

7.1. Экологическая акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»

        7.1.1.    План проведения

        7.1.2.   Сценарий досуга

      7.2. Экологическая акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

              7.2.1.    План проведения

       7.2.2.   Сценарий досуга

7.3. Экологическая акция «Сохраним живую елочку»

              7.3.1.    План проведения

       7.3.2.   Сценарий досуга

7.4. Экологическая акция «Накормим птиц зимой»

       7.4.1. План проведения

       7.4.2. Сценарий досуга

7.5. Экологическая акция по сбору батареек «Спасем ежика»

       7.5.1. План проведения

       7.5.2. Сценарий досуга

7.6.  Экологическая акция  по сбору корма для животных «Добрые сердца»

       7.6.1. План проведения

       7.6.2. Сценарий досуга

7.7. Экологическая акция «День Земли»

       7.7.1. План проведения

        7.7.2. Сценарий досуга

7.8.  Экологическая акция «Берегите воду»

        7.8.1. План проведения

        7.8.2.

7.9. Экологическая акция «Берегите птиц! Каждому певцу по дворцу!»

               7.9.1. План проведения

      7.10. Экологическая акция «Подарим книге новую жизнь»

              7.10.1. План проведения.

     7.11. Экологическая акция «Посади дерево»

              7.11.1. план проведения

      7.12. Экологическая акция «Украсим сад цветами»

              7.12.1. План проведения

7.13. Экологическая акция «Сдай макулатуру- сохрани дерево»

            7.13.1 План проведения

1. Введение

   Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

       Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

     Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

   Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

       По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным. За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

         Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

     Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней

 

2.Принципы организации экологических акций

 

   При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

   Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

    Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

    Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

   Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

   Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

     Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

3. Актуальность, цель и задачи проекта

 

Приоритетным направлением работы является экологическое воспитание дошкольников. На протяжении многих лет педагогическим коллективом уделяется особое внимание проблемам экологического образования дошкольников. Ведется работа по повышению квалификации педагогов по вопросам экологии.

В реализуются парциальные программы экологической направленности  Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа», С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Реализуя программы мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

   Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы и заинтересовало педагогов и родителей. Поэтому было принято решение разработать экологический проект на учебный год на все возрастные группы.

 

Цель проекта: способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей.

Задачи:

1.         Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2.         Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

3.         Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

4 . Оптимизировать использование в образовательном процессе мультимедийных пособий.

 

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

 

Для обеспечения качества педагогического процесса по экологическому воспитанию в ДОУ создана предметно-пространственная развивающая среда, имеются дидактические и демонстрационные пособия. Во всех группах ДОУ для развития экологических представлений созданы центры активности - «Природные уголки» и «Центр экспериментирования», в которых имеется достаточное количество оборудования, занимательного материала.

С целью повышения эффективности педагогического процесса по экологическому воспитанию предусмотрены различные методические мероприятия с воспитанниками, педагогами и родителями.

 

Сроки реализации проекта: один год.

Участники, партнеры проекта: сотрудники, дети от 3 до 7 лет и их родители.

 

4. Этапы реализации проекта.

 

Этапы реализации проекта:

1   – аналитическо-организационный (август-сентябрь)

 

Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей (формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности).

  -создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

 

2   - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

 

3   - итоговый, диагностический (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

 

5. Ожидаемые результаты проекта

Создание на территории МАДОУ экологически благоприятной среды; Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Изменения       процентного        соотношения        о    представлениях         дошкольников        об экологической культуре человека.

 

6. Формы работы по реализации проекта:

Создание экологической тропы на территории ДОУ;

Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе; Познавательное чтение;

Конкурсы, викторины, КВН; Продуктивная деятельность; Лаборатория (опыты и эксперименты); Выпуск экологический газеты; Инсценировки и театрализации;

Экологические,      подвижные,     дидактические,      имитационные      игры,    игры- путешествия.

Эколого-познавательные праздники и развлечения.

 

АКЦИИ

Месяц

Тема мероприятия

Группа

Октябрь

«Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять» (изготовление альбомов со  знаками для уголка природы)

все группы

ноябрь

«Вторая жизнь ненужным вещам» (поделки из бросового материала)

все группы

Декабрь

«Сохраним живую елочку»

(плакаты в защиту живых елей)

все группы

 

Январь

«Накормим птиц зимой»

(изготовление кормушек и сбор корм для птиц)

все группы

Февраль

 «Спасём ёжика» по сбору батареек

все группы

«Добрые сердца» (сбор корма и предметов гигиены

все группы

Март

«День Земли»

КВН «Знатоки природы».

старший дошкольный возраст

«Берегите воду!» Ресурсосберегающая

(Изготовление агитационных листовок «Берегите воду!» и  книжек – малышек в форме капли про воду)

все группы

Апрель

«Берегите птиц! Каждому певцу по дворцу!» (изготовление скворечников)

все группы

«Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

(мастерские по ремонту книг)

старший дошкольный возраст

Май

«Посади дерево»

(посадка деревьев на территории детского сада)

Все группы

«Украсим сад цветами»

(разбивка клумб и цветников)

Все группы

В течение года

«Сдай макулатуру — сохрани дерево!»

(сбор макулатуры)

все группы


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по краеведению экологической направленностью в работе с дошкольниками

Практический  материал поможет в изучении и закреплении знаний у дошкольников по экологии при помощи игр по краеведению...

Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"

Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Нез...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологической культуры дошкольников

Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпа...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

laquo;Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

Использование технологии экологического образования в работе с дошкольниками

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...