Методическая разработка «Умная пуговица».
методическая разработка (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Подобулкина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник»

МБДОУ №18 «Подснежник»

Подобулкина Наталья Николаевна, воспитатель

https://cloud.mail.ru/public/xfvF/GSNpGymmo

https://cloud.mail.ru/public/Z98k/oYcymy3NA

Тема инклюзивной практики: Методическая разработка «Умная пуговица».

Целевая группа, на которую направлена инклюзивная практика, дети дошкольного возраста (ОВЗ)  и дети с плохо развитой мелкой моторикой.

Описание практики.

Цель – формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством пособия «Умная пуговица»

В течение дошкольной жизни ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда речь не сформирована должным образом, и одна из них - плохо развитая мелкая моторика рук.

Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и двигательная память, речь.

Много лет назад М. Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальчиков». Ученые установили тесную взаимосвязь между мелкой моторикой и речью. Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и слаженнее работа пальцев, тем лучше речь.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелкими предметами. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. К 6-7 годам заканчивается созревание зон коры головного мозга, которые отвечают за речь, и заканчивается развитие мелких мышц кисти. Развитие мелкой моторики рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи. Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к письму.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Ранее не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботинки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.      Уровень      развития      мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр.

Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время игры с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Наша методическая разработка не только знакомит ребенка с пуговицей как с объектом предметного мира, способствует развитию мелкой моторики, но и помогает познакомить                   старшего дошкольника с азами звукового анализа слова.

Наше пособие содержит:

– рабочая тетрадь для ребенка,

-        «домики» пуговиц,

-        «ключики»,

-карточки-замочки,

-предметные карточки.

Знакомство дошкольников происходит с веселыми жителями «домиков», а в рабочей тетради – с Умными пуговицами Гласной, Твердой согласной и Мягкой согласной.

Дети в игровой форме составляют звуковой анализ слова – отрывают окошки в «Домиках», открывают замочки с помощью зашифрованных «ключиков», выполняют задания из рабочей тетради с Умными пуговками

Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения задания;   усидчивость        и произвольность                  психических процессов, тренирует аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами.

Таким образом, в увлекательной и интересной форме дошкольники не только работают с пуговицами, развивая мелкую моторику пальцев рук, но и овладевают анализом и синтезом – звуковым анализом слова.

Освоение детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ навыков звукового анализа через использование пособия

«Умная пуговица» строится следующим образом:

1.       Знакомство с историей пуговицы

2.       Знакомство с пуговицами, обозначающими    гласный, согласный              звуки

(Дифференциация звуков)

3.       Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости в

игровой форме с пособиями «Домик пуговок» и «Зашифрованные ключики»

4.       Проведение звукового анализа без опоры на наглядность.

 

В результате поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова ребенок учится слышать и выделять в любом слове звуки, хорошо ориентироваться в

звуковом строении слова.

Представленное            пособие способствует развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти у дошкольников,       обеспечивает положительные эмоции детей на протяжении всего процесса подготовки к обучению грамоте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "История пуговицы".

Эту презентацию я разработала для детей подготовительной группы и включила в проект "Ее величество пуговица"....

Методическая разработка "История пуговицы".

Методическая разработка "История пуговицы"....

Методическая разработка "Умный малыш" . Младший дошкольный возраст.

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует...

Методическая разработка "Умный пол"

Умный пол» представляет собой интерактивный пол для проведения групповых занятий в игровой форме в детском саду...

Методическая разработка «Умные квадратики. Метод наглядного моделирования, как эффективное средство для развития связной речи детей»

В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие...

Методическая разработка "умный домик"

Методическая разработка "умный домик"- это картонный домик с кормашками и заданиями. И магнитной доской...

Методическая разработка "Умные пальчики" (развитие тактильной памяти с помощью "специальных дощечек")

Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек....