Методическая разработка "Умный малыш" . Младший дошкольный возраст.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ткач Ирина Алексеевна

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в  Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 общеразвивающего вида». Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyy_malysh_tkach_i.a.docx55.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д.6а,

Тел.: 8(496)576-14- 41

Методическая разработка

«Умный малыш»

(речевое развитие)

Возраст детей 3-4 года

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Ткач Ирина Алексеевна

г.о. Электросталь 2018 г.  

Содержание

1.

Пояснительная записка

стр. 3

2.

Актуальность рабочей программы

стр. 3

3.

Порядок использования рабочей программы

стр. 4

4.

Цель, задачи программы

стр. 4

5.

Прогнозируемые результаты

стр. 5

6.

Формы подведения итогов

стр. 5

7.

Тематический план

стр. 6

8.

Перспективный план

стр. 6-9

9.

Методическое обеспечение программы

стр. 9

10.

Мониторинг

стр. 9-11

11.

Литература

стр. 11

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в  Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 общеразвивающего вида».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность рабочей  программы

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

 Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

 Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
           Программа составлена на основе методических пособий:  Л.Н. Стефанова  
«Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи: О.Н. Новицкая «Весёлые пальчиковые игры»; Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется с детьми младшей группы  по развитию у детей мелкой моторики кистей рук с помощью специально подобранных пальчиковых игр и разучиванием небольших стихотворных произведений.

Материал рассчитан на возможности 3 – 4 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному. Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.

Цель рабочей программы:

Развитие мелкой  моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи программы:

Развивающие:

Формировать умение  детей четко произносить слова потешек, скороговорок  и стихотворений, сочетая их с движениями.

Знакомить детей с названием пальчиков.

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым  этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог  по ходу игрового часа комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных  двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.                                                                                        

Схема игрового часа включает:

  • Беседа,
  • художественное слово
  • дидактическая игра
  • физические упражнения
  • индивидуальная корректировка действий.

Прогнозируемые результаты:

К концу  года дети

должны знать: 

  • названия пальцев рук, их очередность;
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.

должны уметь: 

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек;
  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
  • выполнять движения пальчиковых игр  как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг

-открытые показы игровых часов родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.

Расписание студии «Умный малыш»

Название кружка

Направление

Дни недели

Время

Студия «Умный малыш»

Речевое развитие

Четверг

15.40-15.55

Тематический план студии «Умный малыш»

Месяц

Тема

Общее

кол-во

часов

Кол-во

минут

Октябрь

«Овощи»

4

60 минут

Ноябрь

«Профессии»

4

60 минут

Декабрь

«Зима. Новый год»

4

60 минут

Январь

«Домашние животные»

4

60 минут

Февраль

«Транспорт»

4

60 минут

Март

«Мамин день»

4

60 минут

Апрель

«Весна»

4

60 минут

Май

«Насекомые»

4

60 минут

Итого:

32 часа

480мин=8ч.

Перспективный  план студии «Умный малыш»

п/п

Тема

Задачи

1.

Пальчиковая игра «У Лариски-две редиски».

  Дидактическая игра «Собираем урожай».

  (лепка овощей, грибов из пластилина)

Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений. Знакомство со свойствами пластилина (он мягкий, разминается, скатывается,

расплющивается).

Формирование движений кисти рук.

2.

Пальчиковая игра «Урожай».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

 (определение овощей на ощупь).

Развивать мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие, память.

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребёнка.

3.

Пальчиковая игра «Компот». Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха». Игры с массажным мячом.  

Развивать мелкие мышцы пальчиков, улучшить координацию движений и мышление.

4.

Пальчиковые игры «У Лариски – две редиски», «Урожай», «Компот». Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровая мозаика.

Развивать мышление и тактильные ощущения детей, мелкую моторику рук.

5.

Пальчиковая игра «За ягодами». Дидактическая игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек). Игры с конструктором – дидактическая игра «Шофёры» (собрать машину из геометрических фигур).

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Продолжать формировать умение произносить текст с выполнением движений.

6.

Пальчиковая игра «Что принёс нам почтальон?». Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук). Шнуровка.

Активизировать речь детей, проговаривать четко слова.

Формировать умение детей катать шишку между ладонями.

7.

Пальчиковая игра «Повар». Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)

Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию. Формировать умение раскладывать фасоль разного цвета по разным ёмкостям.

8.

Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар». Дидактическая игра «Мы – строители» (выкладывание домика из счётных палочек). Дидактическая игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц).

Совершенствование пальцев и кисти рук. Продолжать вызывать интерес к игре. Развивать мелкую моторику рук. Формировать координацию движений.  Совершенствовать зрительное восприятие, внимание.

9.

Пальчиковая игра «Снежок». Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки). Игры с массажным мячом. Игровое упражнение «Развесим гирлянду на ёлку» (шнуровка елки) .

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Уметь соотносить движения с текстом. Формировать зрительно-двигательную координацию рук. Продолжать развивать внимание.

10.

Пальчиковая игра «Зимние забавы». Игровое упражнение (лепка снежков, снеговика)

Активизировать речь детей через пальчиковую игру. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

11.

Пальчиковая игра «Ёлочка». Дидактическая игра «Украсим нашу ёлку» (вкладывание игрушек из картона в прорези ёлки – картона). Игры с мозаикой.

Развивать умение координировать

движения пальцев правой и левой руки; формировать «щепоть» (умение захватывать предмет тремя пальчиками)

Продолжать развивать внимание и

усидчивость.

12.

Пальчиковые игры «Ёлочка», «Зимние забавы», «Снежок». Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги). Коллективная работа «Ёлка» (рисование ладошками)

Развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки).

Воспроизводить движения в соответствии с текстом.

13.

Игры со строительным материалом. Дидактическая игра «Собери животное» (разрезные картинки)

Развивать моторную ловкость пальцев рук; расширение словарного запаса детей; развитие воображения.

14.

Пальчиковый театр «Колобок». Дидактическая игра «Животные» (выкладывание животных из счётных палочек).

Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.

15.

Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке)

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

16.

Игровое упражнение «Деревянные пазлы». Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук).

Формировать умение вращать карандаш между ладонями.

17.

Пальчиковая игра «Транспорт». Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу). Игры с массажным мячом.

Закрепить знания геометрических фигур. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

18.

Пальчиковая игра «Пешеходный переход». Дидактическая игра «Светофорик» (нанизывание бусин красного, жёлтого и зелёного цвета на верёвочку).

Активизировать словарь через пальчиковую игру. Развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт детей.

19.

Пальчиковая игра «Пароход». «Художники» (обвести трафарет с изображением машин). Шнуровка.

Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. Развивать моторику движений пальцев рук.

20.

Пальчиковый театр «Теремок». Игровое упражнение «Отделить горох от семечек»

Активизировать словарь через пальчиковый театр. Развивать мелкую моторику рук.

21.

Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика). Дидактическая игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)

Продолжать формировать умение отбирать бусинки  по цвету и размеру. Развивать разговорную речь детей.

22.

Массаж кистей рук «Бусинки-горошки». Дидактическая игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным песком)

Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить  с новым материалом (цветным песком), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

23.

Игровое упражнение «Сушим бельё» (навешивание прищепок на верёвку). Выкладывание цветов из мозаики по образцу.

Формировать умение работать с прищепками, располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координацию движений. Развивать разговорную речь. 

24.

Игровое упражнение «Деревянные пазлы». Игры с конструктором.

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Развивать мышление, воображение, речь.

25.

Пальчиковая игра «Лужица». Игровое упражнение «Я катаю жёлудь» (массаж ладоней, пальцев рук).

Активизировать тактильное  восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук и речи

26.

Дидактическая игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга). Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу Весне» (смотать и размотать клубок)

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Уметь соотносить движения с текстом. Формировать зрительно-двигательную координацию рук. Продолжать развивать внимание.

27.

Пальчиковая игра «Кап-кап». Игровое упражнение «Волшебный песок»

Активизировать тактильное  восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук и речи.

28.

«Построй кораблик» (выкладывание из счётных палочек). Игры с мозаикой. Закрепление пальчиковых игр «Лужица», «Кап-кап».

Формировать умение рисовать на песке.  Продолжать закреплять знания детей о форме (круглое, овальное, треугольное, квадратное). Что еще бывает такой формы? Развивать моторику рук. Активизировать речь детей через пальчиковую игру.

29.

Пальчиковый театр «Репка». Шнуровка.

Активизировать речь детей через пальчиковый театр.

30.

Пальчиковая игра «Пчела». Игры с массажным мячом. Игровое упражнение «Гусеница ползёт» (выкладывание из пуговиц)

Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

31.

Пальчиковая  игра «Бабочка». Шаблоны бабочки из картона украсить пластилином.

Развивать  речь, творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

32.

Игровое упражнение «Узоры из счётных палочек». Выставка рисунков и поделок из пластилина «Ловкие пальчики»

Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через пальчиковые игры, выкладывание различных узоров из счётных палочек и пластилина.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение представлено:

-мультимедийный комплекс;

-картотека дидактических игр;

-картотека пальчиковых игр;

-интерактивный стол для рисования песком;

-пластилин, гуашь, цветной песок;

-мозаика, конструктора, счётные палочки, прищепки, массажные мячики, д/и «Шнуровка», разрезные картинки, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок».

 Мониторинг развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. 
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 


Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 
Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 
Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 
Оценка: инертность движений (лобные доли). 
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 Второй вариант заданий для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

Фамилия, имя ребёнка

Номер задания

Оценка умений

Литература:

1.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

2.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук».

3.Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей».

4.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»

5.Стефанова Л.Н. «Формирование мелкой моторики, развитие речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила дорожного движения для малышей" младший дошкольный возраст

Советы родителям по ознакомлению детей  младшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения с применением стихов и картинок....

"Необыкновенное путешествие" методическая разработка для младшего дошкольного возраста

«Необыкновенное путешествие»(развлечение для детей младшего дошкольного возраста) Звучит весёлая музыка. Дети занимают места в зрительном зале. Из­-за ширмы выходит Кукла.Кукла: Здравствуйте, реб...

Методическая разработка для младшего дошкольного возраста на тему :"Будем добрее!"

«Будем добрее!»с детьми младшей группы   Цель:Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным норм...

Наглядно-методическое пособие для младшего дошкольного возраста «Алгоритм одевания на улицу по сезонам»

АННОТАЦИЯНаглядно – дидактическое пособие : «Алгоритм одевания на улицу по сезонам», предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года. Данное пособи...

Методические рекомендации родителям младшего дошкольного возраста на темы: "Туалетные принадлежности", "Одежда"

Данные методические рекомендации помогут родителям правильно организовать работу по речевому развитию....

Парциальная дополнительная программа по ЗОЖ «Расти здоровым малыш!» (младший дошкольный возраст)

Цель: формирование культуры здоровья у детей, сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....