Методическая разработка "Умные пальчики" (развитие тактильной памяти с помощью "специальных дощечек")
методическая разработка по коррекционной педагогике

Овсянникова Анна Петровна

Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_umnye_palchi.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Методическая разработка

«Умные пальчики»

(развитие тактильной памяти у детей

с помощью «специальных дощечек»)

 

Составила:

воспитатель,

Овсянникова А.П.

Надым, 2023

Введение

Взрослые, зачастую излишне опекая детей, не разрешают ребенку трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребенок в дошкольном возрасте должен «пропустить весь мир через себя, свои ощущения». Недостаточное развитие такой деятельности ребенка затормаживает его творческое развитие.

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать тактильные дощечки.                                                                                                        

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с предметом, запоминать его особенности.

Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Составленный план поможет скорректировать работу педагогам по применению и использованию тактильных дощечек.

Перспективный план работы с дощечками

Сентябрь

  1. обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.);
  2. сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете? колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло);
  3. нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Октябрь

Игра «Прятки» 

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем она прячется в «Чудесный мешочек», и ребенок, на ощупь должен найти свою дощечку.

Ноябрь

Игра «Найди пару» 

Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Усложнение: искать одинаковые дощечки внутри непрозрачного мешка.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку и т.д.

Одновременно спрашивать: На что или кого похожа данная дощечка? Сравните колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Декабрь

Игра «Найди непохожие дощечки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Январь

Игра «Найди такую же дощечку».

Цель: Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Февраль

 Учить составлять рассказы с опорой на  «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).

Март

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка). А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую дощечку он выкладывал на слово «зайчик», берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик (берется ранее выложенная дощечка, которая соответствовала «зайчик», белка (ребенок берет дощечку, которую он уже выкладывал на слово «белка», еж (берется ранее выложенная дощечка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная дощечка, где ползали маленькие муравьи (берется дощечка, которая соответствует «муравьям») под могучим (берется ранее выложенная дощечка).

Апрель

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).

Еще один пример: Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).

Май

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Работа с пособием «Волшебные дощечки»

В данной статье показана работа с пособием, которая направлена на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, а также с помощью пособия можно знакомить детей с буквами, цифрами....

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Комплекс занятий по развитию тактильной памяти и избавлению от неприятных переживаний

Особенности памяти детей с нарушением зрения. Развитие образного мышления на основе тактильной памяти - занятия; занятия по избавлению от неприятных переживаний....

Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечек

Консультация  предложена   учителям-дефектологам,  воспитателям. В ней  описаны условия работы с тактильной дощечкой. Индивидуальная  работа  с  тактильно...

Игры на развитие тактильной памяти

Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя з...

картотека игр на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

Чтобы поддерживать интерес детей и их замативированность к процессу обучения, педагог должен постоянно что-то придумывать, удивлять воспитанников. Здесь приходит на помощь картотека игр, которые Вы мо...