Этические беседы для детей подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Беседы направлены на развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_ob_otzavchivosti_dobre_i_zle_na_sayt.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему

КТО СКОРО помог,

ТОТ ДВАЖДЫ помог

(об отзывчивости, тактичности и равнодушии)

Цель: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Образовательные:
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;


Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Сегодня, дорогие ребята, мне хотелось бы поговорить с вами об отзывчивости, тактичности и равнодушии.

Какого человека мы называем отзывчивым? Того, кто отзывается на наши просьбы, старается помочь, поддержать нас и словом и делом.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» — есть такая русская народная поговорка. Почему так говорится? Да потому, что отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая на завтра, не перекладывая на других.

Откликаться на просьбу нужно сразу, не отговариваясь другими делами. Например, если кто-то из родных заболел и просит вас принести лекарство или воду, усталая после работы мама просит помочь убрать посуду или подмести пол, нужно немедленно помочь.

Отзывчивый человек понимает душевное состояние другого человека и сочувствует ему.

♦ Приведите пример отзывчивости, сочувствия.

♦ Расскажите о себе. Проявляете ли вы отзывчивость по отношению к родным, друзьям?

Какого человека мы называем тактичным?

Слово «тактичный» происходит от слова «такт». Оно означает умение вести себя достойно, уважая других людей, проявляя в поведении и поступках чувство меры.

Тактичный человек не обидит друга ни грубым словом, ни неуместным любопытством, ни ненужным вопросом.

Давайте вместе обсудим такую ситуацию.

Однажды Настя пришла в детский сад заплаканной, с покрасневшими глазами.

Подруга Марина сразу заметила, что Настя грустная.

♦ Как бы вы поступили на месте Марины? Спросили подругу, что случилось или сделали бы вид, что ничего не заметили?

Конечно, нужно мягко и тактично расспросить подругу о том, что произошло. Ведь если вы сделаете вид, что не заметили слез и грустного настроения девочки, то проявите равнодушие.

Слово «равнодушный» означает безразличный, безучастный. Но вам, я думаю, вовсе не безразлична ваша подруга, вы искренне хотите ей помочь, проявить участие.

Очень важно, в какой форме вы зададите вопрос. Как бы вы спросили Настю о том, что с ней случилось? Можно спросить так:

— Настя, почему ты ревела?

А можно и по-другому:

— Настенька, почему у тебя плохое настроение? Может быть, я могу тебе чем-то помочь?

Или так:

— Настя, у тебя неприятности? Я постараюсь помочь тебе.

♦ Какой из трех вопросов кажется вам наиболее неудачным?

Конечно, первый. Ведь он поставлен в грубой форме.

На него можно ждать и грубого ответа. Недаром говорится: «Каков вопрос, таков и ответ». Едва ли вам самим понравилось бы услышать такой вопрос. И отвечать на него вам бы не захотелось, потому что в нем звучат не доброта и участие, а любопытство и бестактность.

Второй и третий вопросы поставлены правильно. Если вы обратитесь к подруге ласково, участливо, она и сама вам все расскажет. Недаром говорится: «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».

Послушайте стихотворение.

Ласковое слово

Ласковое слово говорите чаще!

Ласковое слово даже меда слаще.

Ласковое слово согревает душу,

Ласковое слово слушал бы да слушал.

Ласковое слово будто солнце светит.

Ласковое слово нужно всем на свете!

Если хотите, чтобы друзья тянулись к вам, будьте отзывчивы, внимательны, проявляйте к ним заботу и сострадание. Никто не любит равнодушных людей, занятых только собой и своими делами.

Известный чешский писатель Юлиус Фучек когда-то сказал: «Бойтесь равнодушных! С их молчаливого согласия в мире творится зло!»

Послушайте историю и ответьте на вопросы.

Ваня вырезал бумажного змея и нечаянно порезал ножницами любимую бабушкину салфетку. Мальчик очень огорчился: такая красивая салфеточка, а теперь на ней зияет дырка.

Он решил попросить Олю помочь ему заштопать дырку и позвонил ей по телефону.

— Олечка, я нечаянно на салфетке прорезал дырку. Ты не могла бы помочь мне ее заштопать?

— Попробую, — согласилась девочка. — Ты принеси завтра салфетку в детский сад. Я попрошу у Анны Анатольевны шкатулку для шитья и заштопаю салфетку.

Утром Оля посмотрела салфетку и увидела, что дырка большая и штопка займет много времени и труда.

— Ладно, я завтра этим займусь, — сказала она и отложила салфетку в сторону.

Но и завтра и послезавтра у девочки находились важные дела, а времени на помощь другу не было.

Подружка Оли, Любочка, заметила, что Ваня чем- то расстроен, и, узнав в чем дело, предложила ему свою помощь. Она взяла нитки, иголку и старательно заштопала салфетку.

* Как вы считаете, хороший ли друг Оля? Почему?

* Можно ли ее назвать равнодушной к чужим неприятностям?

* Что вы можете сказать о Любе?

* Как в подобном случае поступили бы вы?

* Расскажите о том, как друзья помогли вам.

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Подруга звонит вам по телефону и просит объяснить ей задание по рисованию, но в этот момент вы заняты. Как вы ей ответите?

1. Несмотря на занятость, спокойно, не торопясь объясню задание.

2. Скажете, что заняты и попросите позвонить позже.

3. Скажете, что у вас нет времени, и, ничего не объясняя, положите трубку.

II. Мама просит вас поиграть с младшим братом, а вы собираетесь с друзьями на прогулку. Как вы поступите?

1. Поможете маме — поиграете с братом, а гулять пойдете позже.

2. Скажете маме, что поиграете с братом после прогулки.

3. Убежите гулять с друзьями.

III. Вы встретили старушку соседку, которая несет тяжелые сумки. Как вы поступите?

1. Предложите свою помощь.

2. Поможете донести сумки, если старушка вас об этом попросит.

3. Пройдете равнодушно мимо.

Послушайте сказку.

Хорошие помощники

Алеше подарили игрушечную машинку. Очень красивую, белую, с красным крестом на боку.

— Папа, как называется такая машина? — спросил мальчик.

— «Скорая помощь», — ответил папа.

— А почему она так называется? — продолжал расспросы Алеша.

— Называется она так потому, что врачи, которые на ней приезжают, оказывают людям помощь очень быстро. Ведь случается, что человек не может долго ждать прихода врача, ему может стать плохо, и помощь нужна очень скоро, почти немедленно, вот она и называется машиной «скорой помощи», — терпеливо объяснял мальчику папа.

— Ведь недаром народ приветил: «Кто скоро помог, тот дважды помог», — добавила бабушка.

Алеша взял новую машину, ушел в комнату и стал играть с ней. Он посадил в машину маленького пластмассового человечка — доктора. Игрушечный котенок «звонил» по телефону — вызывал «скорую помощь» для зайки. Пластмассовый человек быстро приезжал на белой машине с красным крестом и излечивал бедного зайчика — делал ему уколы и давал таблетки.

Поиграв, Алеша пошел на кухню к бабушке и сказал ей:

— Бабуля, я хочу быть твоим помощником! Чем тебе помочь?

— Вот хорошо! Вытри посуду и расставь ее по местам.

Алеша быстро вытер посуду и убрал ее в буфет.

Когда с работы вернулась мама и принесла сумки с продуктами, Алеша открыл ей дверь и тут же взял из рук мамы сумки.

— Мамочка, я твой помощник. Отнесу сумки на кухню.

Папе он подал тапочки, быстро нашел дедушкины очки, бабушке помог вдеть нитку в иглу. Словом, весь день мальчик всем помогал.

К вечеру Алеша устал, улегся в кроватку и сразу уснул. Скоро весь дом погрузился в сон и тишину.

Когда серебристый лунный луч проник в комнату Алеши, пробежался по столу, потом упал на диван, игрушки, сидевшие на диване, зашевелились и ожили. Щенок Тишка сказал зайке:

— Алеша уснул, кто теперь будет всем помогать? Я

слышал, что «скорая помощь» работает и днем и ночью!

— Давайте, мы будем помощниками, — предложил котенок Барсик.

— Давайте, — согласились игрушки.

— Я буду всех, кто заболел, лечить, — важно сказал маленький пластмассовый человечек. Ведь я — врач «скорой помощи»!

— Но кому мы станем помогать? — спросил зайка. — Все давно спят.

— Помогите мне, — попросило друзей полосатое полотенце. — Я соскользнуло с крючка и упало на пол. Поднимите меня.

— Хорошо, — отозвался Барсик. Он схватил лапкой полотенце, вскарабкался на стул и повесил полотенце на место.

— Спасибо, большое спасибо, — вежливо поблагодарило полотенце.

— И мне помогите, и мне, — пропищала маленькая прозрачная пуговка. — Я вчера нечаянно оторвалась от дедушкиной рубашки и закатилась под стол. Никто не смог меня найти. Не хочу здесь пылиться! — капризно закончила она.

— Конечно, мы тебе поможем, — пообещали игрушки.

Барсик, который прекрасно видел и в темноте, быстро отыскал пуговицу и положил ее на стол.

— А нам кто-нибудь поможет? — хором спросили мягкие Алешины тапочки. — Алеша очень устал и оставил нас посреди комнаты, кто-нибудь может о нас споткнуться и упасть.

Мишка тут же схватил тапочки и поставил около Алешиной кровати.

— Друзья, помогите и нам, — хором попросили Алешины шорты и маечка. — Алеша захотел спать и забыл нас аккуратно положить на стул возле кровати. Мы можем измяться и стать некрасивыми.

Зайка тотчас бросился им на помощь: лапками расправил все складки и сложил одежду на стул у кроватки мальчика аккуратной стопкой.

Незаметно стало светать. Звездочки и месяц побледнели, а потом и вовсе исчезли. Первые солнечные лучи заиграли в небе. Игрушки снова чинно расселись на диване и замерли, как ни в чем не бывало.

♦ Что подарили Алеше?

♦ О чем папа и бабушка рассказывали мальчику?

♦ Как Алеша помогал домашним?

♦ Помогаете ли вы своим домашним?

♦ Почему говорится: «Людям помогать — горя не знать»?

Беседа на тему

ДОБРО НЕ УМРЕТ, А ЗЛО ПРОПАДЕТ

Цель: Формирование у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках)

Задачи:

-развивать умение правильно оценивать себя и других;

-учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей;

-воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

Уверена, что каждому из вас будет приятно услышать о себе хорошие слова окружающих, например, такие: «добрый, внимательный мальчик» или «отзывчивая, тактичная девочка».

Никому, ни одному человеку, не хочется, чтобы его назвали злым или жадным, завистливым или лживым!

Давайте вспомним имена былинных героев. Илья Муромец — самый старший и могучий богатырь, Добрыня Никитич — средний, Алеша Попович — младший. Богатырей народ наделял лучшими чертами — храбростью, щедростью, добротой. Русские богатыри, не жалея жизни, охраняли родную землю от вражеских полчищ, сражались со злобным и беспощадным Змеем Горынычем, освобождали из темниц пленников, защищали женщин и детей, старых и малых.

♦ Какими чертами характера они отличались?

Вспомним и других находчивых, отважных, сильных и умелых героев и героинь русских народных сказок: Иван-царевич, Василиса-премудрая, Марья-искусница, Иван — крестьянский сын и др. Конечно, у вас есть свои любимые сказочные герои.

♦ Расскажите о своем самом любимом сказочном персонаже. Чем он вам нравится?

♦ Припомните русские народные сказки, герои которых проявляют храбрость, доброту и ум.

Кроме положительных героев, в сказках действуют и злые, жестокие, жадные или завистливые персонажи.

♦ Здесь и далее после вопроса дается время для обдумывания ответа, который затем подробно обсуждается воспитателем.

Давайте вспомним их. Это и Змей Горыныч, и Баба Яга — костяная нога, и Кощей Бессмертный, и злая мачеха, которая обижает неродную дочь — падчерицу, и Карабас-Барабас, и вредная старуха Шапокляк, и многие другие. В сказках добро борется со злом и всегда побеждает его!

В жизни каждый из нас надеется на встречу с добрым, отзывчивым человеком. Мы верим, что нас поймут и помогут в трудную минуту.

В самом деле, едва ребенок родится, он попадает в ласковые, нежные материнские руки. Недаром в народе говорится: «При солнышке тепло, а при матушке добро». Мама — самый близкий и родной человек! Ведь «нету лучше дружка, чем родная матушка». Мама, папа, бабушка, дедушка заботливо растят малыша, оберегают его, ласкают, балуют, дарят игрушки и книжки.

Выучите любое понравившееся вам стихотворение, посвященное маме, и прочитайте его в ее день рождения.

Мамины глаза

СЛОВНО бирюза мамины глаза.

Ясные и чистые,

Добрые, лучистые.

Будто звездочки горят,

Озаряя все вокруг,

И со мною говорят.

Мама — мой любимый друг!

Мамин голос

Мамин голос молодой —

Самый добрый и родной.

Я всегда его узнаю среди сотен голосов,

Про игрушки забываю и бегу на мамин зов.

Обниму я нежно маму —

Огорчать ее не стану.

Ничего милее нет маминой улыбки, словно вспыхнет солнца свет, мрак развеет зыбкий.

Словно хвостиком блеснет золотая рыбка —

Радость сердцу принесет мамина улыбка!

Лучше мамы друга нет!

Встану утром рано,

Поцелую маму.

Подарю я ей букет,

Лучше мамы друга нет!

Пожелание маме

Мамочке моей родной

Хочется мне пожелать

Чаще дома быть со мной,

Чтоб одной мне не скучать.

Чтобы мы читали книжки, шили зайчику штанишки.

Рядом с мамой мне светло и уютно, и тепло!

Руки мамочки моей пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы, столько в них любви и силы!

Целый день они летают, будто устали не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют, приласкают, обогреют.

Руки мамы все умеют!

 Постарайтесь припомнить и назвать как можно больше ласковых новых слов о маме. Часто ли вы ей говорите их?

Папа — самый близкий и дорогой ребенку человек! Когда он дома, для детей большая радость. С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только уменьям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. «Отец сына худому не научит* — говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан —

Ведь мой папа — капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать —

 Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это — южная Анапа,

Этот островок — Ямал.

Обо всем расскажет папа —

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану я, как папа, капитаном!

К людям старшего возраста нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете.

Послушайте стихи, посвященные бабушке, дедушке.

Если бабушка болеет

ЕСЛИ бабушка болеет,

Я на цыпочках хожу,

Сяду у ее постели и тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку, подбодрю, и добрым словом прошепчу я ей на ушко: «Скоро будешь ты здорова! Только слушайся врачей, вовремя лекарство пей!»

Бабушка

у меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Ее руки непростые, трудовые, золотые!

Дедушка

Хоть наш дедушка седой.

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

 Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку, позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким, рассмешит веселой шуткой.

Замечательный наш дед, проживи еще сто лет!

Дедушка и внучка

Дедушка внучку ВОДИТ за ручку.

Дедушка внучку Оберегает:

«Будь осторожна,

Моя дорогая!»

Держит ручонку детскую крепко.

«Я расскажу тебе сказку про репку.

Я докажу тебе новую книжку.

Я подарю тебе мягкого мишку».

Дедушка внучку в щечку целует,

Дедушка внучку любит, балует.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно многому поучиться!

Послушайте стихи, посвященные братьям и сестрам.

Роликовые коньки

Я на роликах кататься научу сегодня братца.

Вместе с братом в парк пойдем — покатаемся вдвоем.

Осень. Время листопада.

Листья будто огоньки.

На скамейку сядем рядом и наденем там коньки.

По дорожкам, по тропинкам мы поедем не спеша.

Веткой нам махнет рябинка,

Тихо листьями шурша.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица —

На все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду, Рукоделием займусь!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна родителям. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль — ведь это совсем несложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них

• Расскажите, какие вы домашние дела выполняете?

Я думаю, вы любите свой родной дом. Это может ныть и небольшой деревянный домик в поселке или деревне, и городская квартира. Здесь уютно, чисто, тепло. Вы окружены заботой и любовью домашних.

Дома стены помогают

ЕСТЬ такая поговорка:

«Дома стены помогают».

И Анюта и Егорка поговорку эту знают.

Здесь родные непременно приголубят, пожалеют.

Потому-то дома стены помогают, лечат, греют!

Когда ребенок подрастает, тепло своей души, доброту и любовь отдают ему и воспитатель в детском саду, и учитель в школе.

Послушайте стихотворения.

Наша воспитательница

Воспитательница с нами занимается часами.

С ней мы платья куклам шьем,

С ней играем и поем.

Нам помочь она готова —

Нас подбодрит добрым словом,

Учит нас она дружить и со всеми в мире жить.

И когда мы рядом с ней,

Нам светлей и веселей!

Цветы для воспитателей

Загорелись на рябинах кисти,

Иней лег на травы серебром,

Опадают высохшие листья,

Устилая старый парк ковром.

Дарим воспитателям любимым пышные осенние цветы:

Флоксы, хризантемы, георгины —

Искорки осенней красоты!

Немало пословиц и поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие.

Люди с благодарностью помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела, и рассказывают об этих людях детям и внукам. Потому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доброе дело два века живет», «Доброе слово лучше мягкого порога», «Доброе дело крепко». Есть и такая поговорка: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они сопереживают другим людям. Принимая близко к сердцу их болезни и горести, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорится: «Спешите делать добро».

♦ Какие же черты характера отличают доброго человека?

♦ Какие пословицы вы знаете?

А вот злой человек — жадный, завистливый, жестокий, коварный. Он умеет только брать, не способен поделиться душевной теплотой, пожалеть, помочь.

Есть пословицы и о злых людях, но их меньше, чем о добрых. О злом человеке говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый — от радости». Так говорится потому, что злые люди завистливы, чужое счастье, удача, успех вызывают у них зависть, а добрый человек умет порадоваться за других.

«Злой человек, как уголек, — если не жжет, то чернит». В чем смысл этой пословицы? В том, что алому человеку неприятно, когда хвалят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое. Ведь и остывший уголек рук не обожжет, но сделать их грязными, черными может.

Я думаю, что доброта заложена в человеке с рождения. Ведь говорят, что «доброта есть жизнь»!

Припомните и расскажите о добрых поступках своих друзей, родных.

Тест

В ходе ответа на вопросы теста педагог вместе с детьми обсуждает предложенную ситуацию, объясняет, как следует правильно поступить и почему.

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Бабушка не очень хорошо видит, ей трудно вдеть нитку в игольное ушко. Она просит вас ей помочь. Но в это время вы смотрите интересный мультфильм. Как вы поступите?

1. Сразу же откликнетесь на просьбу бабушки.

2. Скажете бабушке, что поможете ей после того, как досмотрите мультфильм.

3. Откажетесь ей помочь, сославшись на то, что не умеете вдевать нитку в игольное ушко.

II. У вас сломалась заводная лошадка. Вы ждете с работы папу и хотите попросить его починить игрушку, но папа пришел вечером с работы очень усталым. Как вы поступите?

1. Дадите папе отдохнуть, расскажете ему что - нибудь интересное, веселое, а потом, когда он отдохнет, попросите починить лошадку.

2. Сразу обратитесь с просьбой к папе, ведь вы так долго ждали его и хотите поиграть с лошадкой.

3. Не станете беспокоить папу, подождете до выходных, когда папа будет свободным. Тогда он и починит игрушку, а пока вы поиграете с другими игрушками.

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Добрый поросенок

Откровенно говоря, Сережа не любил вставать рано утром. На улице еще совсем темно, горят фонари, а оконные стекла забрызганы холодным осенним дождем или залеплены снегом.

— Сереженька! Сынок! Просыпайся, пора в детский сад собираться, — будила мальчика мама, нежно целуя его белокурую кудрявую головку.

— Не хочу! — хныкал Сережа, поворачиваясь на другой бок и поглубже зарываясь в уютное мягкое гнездышко.

— Мамочка! Можно я еще чуть-чуть посплю? Мне такой сон интересный снится.

— Нет, нет! Пора вставать, — ласково, но настойчиво теребила сынишку мама. — Я на работу опаздываю, ты — в детский сад, а тебя там уже Проша заждался!

Едва услышав о Проше, Сережа сбрасывал теплое одеяло и вскакивал с кровати. Быстро делал все утренние дела и спешил с мамой в детский сад.

Проша — любимая Сережина игрушка, розовый бархатный поросенок. Его Сереже подарили в день рождения. Мордочка у хрюшки добродушная и улыбающаяся, голубые глаза с хитрым прищуром, и круглый забавный пятачок.

Как не полюбить Прошу? Он такой добрый, ласковый. Если взять поросенка на руки и нажать слегка на животик, Проша начинает похрюкивать от удовольствия: « Хрю-хрю-хрю! »

Вот и сегодня, придя в детский сад, Сережа первым делом приласкал Прошеньку. Взял его на руки, почесал за ушком и прошептал: «Доброе утро, Проша!» Мальчику казалось, что поросенок его прекрасно понимает и отвечает любовью.

К вечеру воспитательница Анна Анатольевна вывела малышей на прогулку. После оттепели снег на площадке стал мягким, рыхлым; ребятишки принялись лепить из него снеговика, снежную крепость, а потом играть в снежки.

Сережа нечаянно потерял в снегу рукавичку. И ребята и воспитательница долго ее искали, но так и не нашли. Мальчик очень расстроился: белые пуховые рукавички ему подарила бабушка — сама связала их для любимого внука. Они были такие теплые, удобные и нарядные. Украшенные голубыми снежинками. Но что делать?

Скоро за Сережей пришла мама и увела мальчика домой.

Ночью, когда все уснули и в окнах высоких домов погас свет, игрушки на полках зашевелились. Вы, конечно, догадались, что по ночам игрушки оживают и разговаривают между собой на своем игрушечном языке.

Поросенок Проша вздохнул и грустно сказал собаке Бобику:

— Бедный Сережа! Он так расстроился, оттого что потерял в сугробе варежку!

— Может быть, выйдем во двор и поищем ее? — предложил смышленый Бобик.

Друзья выскользнули во двор и побежали на детскую площадку, туда, где ребятишки строили днем снежную крепость. Бобик стал бегать по сугробам и принюхиваться.

— Я чувствую, что рукавичка где-то здесь, — тявкнул он тоненьким голоском и показал на высокую снежную стену. — Сережину рукавичку, наверное, ребятишки в стену случайно замуровали, — добавил он.

Поросенок стал разрывать пятачком холодный, колючий снег и скоро нашел Сережину рукавицу.

Друзья вернулись в детский сад, поросенок вскарабкался на табуретку и положил рукавичку на теплую батарею. «Пусть просохнет», — сказал он Бобику.

Потом игрушки как ни в чем не бывало уселись в мягкое кресло и задремали.

Утром уборщица тетя Клава заметила на батарее варежку.

— Чья это варежка? — спросила она у ребят.

— Моя! — обрадовался Сережа.

— Интересно, как она здесь очутилась? — спросил мальчик.

Но этого никто не знал.

Сереже захотелось поделиться радостью с Прошей. Он взял розового поросеночка на руки и тотчас заметил, что копытца и пятачок у того мокрые и холодные.

— У тебя мокрый пятачок и копытца! Где ты их намочил? — спросил Сережа. — Ты, наверное, ночью бегал по сугробам и искал мою варежку! — догадался малыш.

Проша в ответ только весело захрюкал: «Хрю-хрю-хрю!»

— Это добрый поросенок Проша нашел мою рукавичку! — сказал Сережа Анне Анатольевне.

Та улыбнулась в ответ:

— Что ж, может быть!

Все радовались за Сережу. Не радовалась только длиннохвостая серая Крыса с острыми зубками и злыми черными глазами.

Крыса, конечно, была не настоящая, а игрушечная. Она сидела на полке рядом с пушистым зайчиком и резиновым бегемотом и завидовала счастливчику Проше.

«Ишь, как его Сережа любит! — думала Крыса. — А меня никто не любит, никто со мной играть не хочет!»

Сказать по правде, ребята эту Крысу в самом деле недолюбливали. Однажды Любочка пожалела крысу, взяла ее на руки, хотела привязать ей на хвост розовый бантик для красоты, но Крыса больно куснула девочку острыми зубками. Люба посадила игрушку на полку и больше не играла с ней.

Крыса злилась, завидовала другим игрушкам, особенно доброму, веселому Проше.

«Откушу-ка я поросенку хвостик!» — наконец решила она.

Ночью Крыса спрыгнула с полки, неслышно подкралась к поросенку и вцепилась острыми зубами в его крошечный, завитой колечком, хвостик.

Ой, ой! Больно! — вскрикнул бедный поросенок.

Отпусти сейчас же! — громко залаял Бобик и «росился на помощь другу.

Крыса испугалась и спряталась под диван.

11а другой день Сережа заметил, что вид у поросенка какой-то грустный, а хвостик почти оторван — болтается на ниточке. Мальчик побежал к Анне Анатольевне и показал ей игрушку.

Не беда! — успокоила его воспитательница. — Сейчас попросим Любу взять нитку, иголку и пришить поросенку хвост. Любочка у нас на все руки мастерица!

Девочка пришила поросенку завитой хвостик и тот сразу повеселел.

Однажды тетя Клава делала уборку и нашла за диваном Крысу. Она подняла игрушку с пола, повертела се

в руках и воскликнула:

Ай, ай-яй! Как крысенок-то запылился!

Тетя Клава отряхнула Крысу от пыли и отнесла ее ребятам.

Что ж вы игрушку бросили? — с упреком спросила она. — Я ее нашла, от пыли очистила, можете с ней играть.

— Не хотим мы с ней играть! — хором ответили малыши. — Мы ее не любим!

— Не хотите? — переспросила тетя Клава. — Это почему же?

Потому Что Крыса злая! — за всех ответила Любочка. — Она меня за палец укусила!

Эх! — вздохнула тетя Клава. — Злая-то она оттого, что вы ее в игру не принимаете и не любите. А вы попробуйте ее приласкать, поиграйте с ней. Она и подобреет!

— Хорошо, — согласились ребята.

Давайте, устроим праздник игрушек. Принарядим всех наших друзей, включим музыку, пусть они потанцуют, повеселятся, а заодно и мы с ними, — предложила Анна Анатольевна.

Детям это предложение пришлось по душе. Девочки стали готовить для кукол и зверюшек красивые наряды. Люба сшила Крысе голубую юбку в сборку, а Надя смастерила ей шляпу с пером.

— Смотрите, как наша Крыса похорошела. Даже глазки подобрели! — воскликнула Оля, показывая всем разряженную, как королева, Крысу.

— Пусть она и будет королевой праздника! — воскликнул Сережа.

Ребята рассадили игрушки на маленькие стульчики, а королеву Крысу в центре на кресло. И веселье началось!

Дети выходили со своими игрушками: пели, танцевали, читали стихи. Все им аплодировали. А подобревшая Крыса даже от удовольствия помахивала хвостиком с бантом на конце!

♦ Какая любимая игрушка была у Сережи в детском саду?

♦ Расскажите, как добрый Проша отыскал Сережину рукавицу?

♦ Кто ему помогал?

♦ Почему Крыса злилась на поросенка?

♦ Почему ребята не любили Крысу?

♦ Где тетя Клава нашла Крысу?

♦ Что она посоветовала ребятам?

♦ Как вы думаете, почему Крыса была злая?

♦ Какое представление устроили дети в детском саду?

♦ Почему подобрела Крыса?

♦ Приведите примеры, когда хорошее отношение, ласковое слово делает злого человека добрее.

Многие выдающиеся люди размышляли о добре и зле. Вот их высказывания:

— Добрые люди подобны звездам: они живут, озаряя свое время.

— Тот, кто делает добро другим, сам получает радость.

— Добро — это то, чего все желают!

Беседа на тему

СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА

Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать сменим и сильным, как герои любимых сказок, фильмом, мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные,

спасатели, воины.

Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.

О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».

♦ Как вы можете объяснить эти пословицы?

Смелых боятся враги и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают любые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайцами, которых считают трусливыми. «Трусливому зайке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признаться в каком-то дурном поступке или в нечаянной шалости.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Не хочу быть трусом

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!

Мама может огорчиться,

Мама может рассердиться,

Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.

В догонялки, в салки, в прятки,

В мяч играют на площадке».

Кто подскажет мне, как быть,

Чтобы трусом не прослыть?

♦ Что вы можете посоветовать мальчику?

♦ Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?

♦ Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?

Однажды я наблюдала такую картинку.

Высокий, сильный на вид подросток отнял у малышей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.

— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.

Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.

В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:

— А ну, отдай мяч малышам!

— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень.

Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил

мяч у парня из рук и бросил его детям.

Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!

Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.

Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он потоп затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша ныли меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.

Денис вступился за малышей, во-первых, потому что он  обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним  его верный друг.

Коли бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не ( правиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть «безрассудной, а риск — неоправданным.

Как вы оцениваете поступок Дениса?

* Смелый ли он мальчик?

♦ Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?

А вот другой случай.

Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и хотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:

Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!

Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.

Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед стал слишком слабым и может не выдержать.

Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!

Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!

♦ Как вы думаете, трус ли Костя?

♦ Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?

Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.

Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!

Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!

Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».

Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата* — говорится в народе.

Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.

В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.

Бомбы рвались и снаряды,

Земля превратилась в ад.

Слышались гул канонады,

Взрывы мин и гранат.

Многих здесь смерть скосила

 Юных русских ребят,

Но с неослабною силой

 В доме строчил автомат.

Падал солдат. Поднимался

На смену ему другой.

Дом Павлова не сдавался

 И выиграл трудный бой!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

// На прогулке вы потеряли волан от бадминтона. Как вы поступите?

1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли го найти.

2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркается.

3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра. II. На детской площадке мальчик отнял у малыша

//Малыш плачет. Как вы поступите?

1. Позовете воспитательницу.

2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.

3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.

Послушайте рассказ.

Волшебный фонарик

Саща — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мам пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.

Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то, стыдно но Саша и сейчас многого боится. Если мама попроси мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем не  хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока не дотягивается и сам включить свет не может.

Днем в комнате светло, весело! Все знакомое: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другой, дело: кресло превращается в великана, присевшего на корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.

— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает  мама.

— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу! жалобно захнычет мальчик.

Придется маме самой за книгой идти...

Конечно, все домашние догадывались, что Саша - трусишка. Но как сделать мальчика смелым?

Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.

Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.

Саша думал, что Федот смотрит на него злыми презлыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.

Поился он и безобидных лягушек, и земляных червяков. Да мало ли чего еще боялся Саша!

Однажды на день рождения дедушка подарил внуку - электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий  -желтый свет, нажмешь на другую — свет  гаснет.

Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике мечтал», поблагодарил мальчик дедушку.

Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:

Фонарик ЭТОТ не простой, а волшебный. Кто его на руки возьмет, сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков,— словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!

Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.

Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».

Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.

Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца легло  яркое золотое пятно.

На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовника и смородины больше не казались мохнатыми, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.

Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.

Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»

Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.

«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.

В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!

— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.

— Молодец! — похвалил тот внука.

С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!

Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.

Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.

Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.

Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:

— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти дорогу домой в темноте?

— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.

Саша взял фонарик, смело выбежал за калитку, вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он звал собаку.

Когда мальчик наконец свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху. Мушка! — громко воскликнул Саша.

Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!

Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала:

Какой ты, Саша, смелый!

• Почему Сашу называли боязливым?

• Чего боялся Саша?

• боитесь ли вы темноты?

• Как вы пытаетесь побороть свои страхи?

• Что подарил Саше дедушка?

• Как фонарик помог Саше стать смелее?

• Кого выручил из беды Саша?

• Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным? Послушайте стихотворение.

Мой фонарик

Я хочу, чтобы стемнело,

Чтобы сад вздохнул ЛИСТВОЙ,

Я возьму фонарик свой —

Побегу по саду смело.

По цветам скользну лучом,

Очерчу широкий круг.

Темнота мне нипочем —

Ведь со мной фонарик-друг!..

Куст мохнатый он обшарит —

Кто там прячется живой?

И шепнет, смеясь, фонарик:

«Это старый сук кривой!»

Литература:

Т.А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической беседы для детей подготовительной к школе группы по теме "Путешествие по городу Салехард"

Совершить заочную экскурсию по городу Салехард-                   Рассказать о памятниках Великой Отечественно...

БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Права ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья».

Каждый ребенок  должен знать свои права и обязанности. Ребенок имеет право на защиту  от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному ...

Конспект беседы для детей подготовительной к школе группы - "Удивительный космос!"

Способствовать закреплению, расширению знаний детей дошкольного возраста о космосе, о профессиях, о людях, которые изучают космос...

Беседа для детей подготовительной к школе группы "Беседа о русской культуре в старину"

Беседа о русской культуре встарину по проекту "Слава русской старине"...

Беседы для детей подготовительной к школе группы

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Картотека "Бесед" для детей подготовительной к школе группы

В картотеке собраны беседы на разные темы для старших дошкольников....

Беседа для детей подготовительной к школе группы «Детям о празднике «День Отца»

познакомить детей с историей возникновения праздника «День отца»; привлечь внимание детей к важнейшей роли мужчины в обществе....