Моделирование проблемных ситуаций, младшая группа
презентация к уроку (младшая группа)

Екатерина Михайловна Шефер

Слайд 1.Моделирование проблемных ситуаций

Слайд 2.В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога

Джона Дьюи.Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 3. Цель : побуждение детей к поиску верного решения поставленной проблемы.

Наша задача не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов.

В младшем возрасте наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает персонаж (обезьянка, куколка, герой сказки)

Слайд 4. В своей работе мы используем такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на:

-формирование у детей компетентности в общении;
- способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

 В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Слайд 5. Существует четыре уровня проблемности:

воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему

Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Слайд 6.Моделирование проблемных ситуаций при помощи игровых обучающих ситуаций:

ситуации- иллюстрации

ситуации-упражнения

ситуации-оценки

Слайд 7

Ситуации-иллюстрации

 

Проблема в нашей группе: дети не делятся игрушками.

С помощью персонажей кукольного театра мы разыграли ситуацию, где зайка не хотел с друзьями делиться морковкой и все звери поссорились. Детям задавали проблемный вопрос:

Как помирить зверей?

В нашей группе были следующие ответы:

•1.Пойти в огород накопать еще морковок.

Выглянули в окно, поняли что там зима и пришли к выводу, что зимой морковка не растет.

•2.Купить в магазине.

 Разыграли ситуацию. Пошли в магазин, а на прилавке

 моркови не оказалось.

•3.Ребята предложили разделить морковку на всех.
• Поделили на всех и звери подружились.

 

Слайд 10

Ситуации-  упражнения

Мы проигрываем такие упражнения:

 

1.Как поблагодарить;

2.Как вежливо обратиться с просьбой;

 

3. Как успокоить обиженного.Например, ситуация как успокоить обиженного:

Диме не удалось  встать первым при построении на занятие и  он обиделся.

При помощи игрового персонажа, мы обратились к детям с вопросами:

•Почему Дима обиделся?
•Как можно успокоить Диму?
•Какие слова сказать?

Несколько детей предложили нам такие решения проблемы:

погладить, обнять.

Другие: пропустить вперед

Дети самостоятельно выбрали решение данной проблемы.

Слайд 13

Ситуации- оценки

Мы организуем такие ситуации:

 

1.«Поможем найти потерянную вещь» ; 

2.«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); 

3.«Мы встречаем друга после болезни»; 

 

4.«Поменяемся игрушками»;

Важно побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству

Слайд 14

Ситуации- проблемы

Мы достали из коробки новый набор мастера и предложили детям поиграть, а сами наблюдали со стороны.

Всем захотелось надеть каску, а каска одна.  Претендентов оказывается слишком много.

В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется каска?

Мы успокаиваем и предлагаем разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь каска одна, а желающих с ней поиграть много».

И мы предлагаем детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

-отдать каску тому, кто взял ее первым;

-никому не давать, чтобы не было обидно;

-играть всем вместе;

-играть по- очереди;

-отдать игрушку Илье, потому что она самый грустный и др.

 

Слайд 16.

Трудности:

Наши дети в силу своего возраста не прислушиваются к мнению остальных детей.

Не всегда могут самостоятельно найти решение проблемы.

Слайд 17

Вывод:

Такая совместная работа развивает у ребенка умение ставит цель, оценивать, не соглашаться, спорить, принимать точку зрения партнеров.

 

Дети на словах проявляют свое отношение к ситуации согласно правилам, однако, на практике не поступают должным образом , мы, считаем причина не недостаточным развитием волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon model_probl_situats.pdf1.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск решения проблемной ситуации в группе ДОУ. Одарённые дети.

Работа оформлена в стиле кейс-стади ( решения проблемной ситуации ). Пути решения, мнения специалистов....

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

картотека игровых и проблемных ситуаций ст. группа

Картотека  «Игровые и проблемные ситуации»в старшей группе.ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИИгры в почту.Игра-ситуация «Пришла посылка»№1Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что ...

СБОРНИК «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ» Старшая группа

СБОРНИК  «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,  ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»  Старшая группа...

КАРТОТЕКА ИГР для анализа и преодоления проблемных ситуаций в группе

КАРТОТЕКА ИГР для анализа и преодоления проблемных ситуаций в группе...

Конспект занятия с использованием проблемной ситуации в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет Тема «Поможем Буратино»

Цель: Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе.ЗАДАЧИ:1. Расширять представления д...