Методическая разработка "Ленинградская блокада"
методическая разработка (подготовительная группа)

Блокада Ленинграда одно изсамых трагичных и масштабных событий в истории. И нам живушим в 21 веке, стоить помнить события 20века и уделять внимание этой страшной странице нашей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_lenningradskaya_blokada.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ленинградская блокада»

ВСТУПЛЕНИЕ

Стоит ли нам, живущим в XXI веке, вспоминать события века XX и уделять внимание этой страшной странице нашей истории? Надо ли говорить о смерти, о том, что на войне погибали не только солдаты, но и мирные жители.

История даёт факты и цифры, знать их необходимо. Однако, язык статистики не сможет научить сочувствию, сопереживанию, тронуть его душу, но есть язык поэзии, музыки и изобразительного искусства, которые не позволяет остаться равнодушными, слепыми и глухими к страданиям того поколения, которое уходит, унося с собой память.

Создание большого мастера может одинаково привлечь внимание своей острой художественной силой и каким-то новым штрихом, который вносит создатель в собственное произведение.

Звучит метроном

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Мы слышим иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

I часть

Музыка – это великая сила. Она поднимает морально и духовно, помогает справится с жизненными трудностями, даёт необходимые силы.

В блокадном Ленинграде музыка помогала голодающим жителям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу с лютым врагом и, наконец, победить!

Во время войны композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал седьмую симфонию, ставшую величайшим произведением, которое вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух произведением.

Фрагмент 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича

Им холод

Кровавит застывшие губы,

Смычки выбивает из рук скрипачей.

Но флейты поют,

Надрываются трубы,

И арфа вступает,

Как горный ручей.

И пальцы

На лёд западающих клавиш

Бросает,

Не чувствуя рук, пианист…

Б. Кукоба «Великая война. Часть «Блокада»

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство.

песня «Дети блокады» музыка Зарицкой, слова И. Шевчука

II часть

Поэтическую нить о далёких, тяжелых днях блокады, о людях, живших в те, трудные военные дни нельзя читать без волнения, без безмолвного восторга перед этими ленинградцами, перед обыкновенными людьми, которые оказались такими необыкновенными, когда этого потребовало время!

….О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба —

он почти не весит на руке…

О. Берггольц. Разговор с соседкой.

… не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский…

О. Берггольц. Ленинградская поэма

… Где помечена твоя крутая

лестница, ведущая домой,

по которой, с голоду шатаясь,

ты ходила с ведрами зимой?

Где помечена твоя дорога,

по которой десять раз прошла

и сама — в пургу, в мороз, в тревогу –

пятерых на кладбище свезла?.

О. Бергольц. Второй разговор с соседкой.

Страшный путь!

На тридцатой,

последней версте

Ничего не сулит хорошего.

Под моими ногами

устало хрустеть

Ледяное

ломкое

крошево.

Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь,

Только небо с тобой,

над тобой

высоко.

И нет на тебе

никаких одежд:

Гол

как

сокол.

Страшный путь!

Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец,

И ветер устал

над тобой свистеть,

И устал

грохотать

свинец.

Почему не проходит над Ладогой

мост!

Нам подошвы

невмочь

ото льда

отрывать.

Сумасшедшие мысли

буравят мозг:

Почему на льду не растет трава!

Самый страшный путь

из моих путей!

На двадцатой версте

как я мог идти!

Шли навстречу из города

сотни

детей.

Сотни детей!

Замерзали в пути.

Одинокие дети

на взорванном льду, -

Эту теплую смерть

распознать не могли они сами, -

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова

"вперед",

Под каким бы нам

ни бывать огнем -

У меня в зрачках

черный

ладожский

лед

Ленинградские дети

лежат

на нем.

А. Межиров. Ладожский лёд

III часть

Изобразительное искусство – одна из форм общественного самопознания. Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, характер изображаемого предмета и явления.

ППГ «Тема Вагнера»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Голос Левитана

Пройдут века, и глаз живописца, сердце поэта, вдохновение композитора будут вновь и вновь обращаться к неизмеримому богатству того бессмертного подвига, который совершен ленинградцами. Его моральное богатство неисчерпаемо.

«Блокада» «Молитва»

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

(В. Суслов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1 к методической разработке презентация Блокада

Материал презентации служит приложением к методической разработке по знакомству детей с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями и историей....

Методические разработка.Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми. Подготовительная группа. "О блокаде и блокадниках"

Показать героическую стойкость ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.Воспитывать уважительные отношения к людям пожилого возраста; воспитывать чувства патриотизма, уважения к воинам; гордост...

Методическая разработка проекта "Блокада Ленинграда" для детей старшего возраста.

В методической разработке представлен проект мероприятий по теме "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"....

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

методическая разработка "Блокада"

27 января - день снятия блокады Ленинграда.Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени?...

Методическая разработка "Блокада"

Эта разработка поможет педагогам познакомить детей в детском саду с историей нашего города....