Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)
план-конспект занятия (старшая группа)

Ечевская Людмила Михайловна

 Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.  Воспитывать бережное отношение к воде.

Игровой персонаж -  Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); спиртовка; штатив; колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы; цветные карандаши.Модели:«Маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает»,   Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки». Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы на листьях были видны капельки воды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyati_2.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)

ЦЕЛИ:

 Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.  Воспитывать бережное отношение к воде.

МАТЕРИАЛ:

Игровой персонаж -  Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); спиртовка; штатив; колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы; цветные карандаши.Модели:«Маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает»,   Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки». Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы на листьях были видны капельки воды

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Загадки

Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Белый-белый пароход над деревьями плывет.

Если станет синим, разразится ливнем.

Кто плывет  по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите по скорей!

1. На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.. Дети, кто это?

Дети. Капелька.

Педагог. А как тебя зовут, капелька? Капитошка!

Педагог. Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Педагог. Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички -капельки.(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка. Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы — большие. Что же делать?

Дети. Нужно стать такими же, как капелька,— маленькими.

Педагог. А как нам это сделать? Дети. Вспомнить волшебные слова превращения. Педагог (вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку-загадку).

Без меня не будет моря,         

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два...

Стала капелькой сама.

2. Капитошка (обращаясь к детям). Вот и вы стали такими же, как я, и наше путешествие начинается. (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе.) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносится тазик с водой.)  (Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Капитошка.  

Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали... Сможешь догнать их?

...Едва ли.

Педагог. Дети, давайте покажем Капитошке, как мы умеем моделировать воду из «маленьких человечков».  (Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, на полу. Затем становятся в круг и показывают модель, представив себя «человечками».)

Физкультминутка.   Проводится подвижная игра «Ручеек».

Капитошка. Вот так и мы с сестричками-капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше... (показывает на картине).

Педагог. Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

опыт 2.(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта: штатив, спиртовка, колба с водой. Педагог проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар — это газообразное состояние воды.

Предлагает детям описать пар: какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.)

Педагог. Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

(Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечков».)

Капитошка. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.

Педагог. Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе.

Загадки

Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Белый-белый пароход над деревьями плыве дщддт.

Если станет синим, разразится ливнем.

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей! Капитошка.    

На землю падает опять. А кто знает, о чем эта загадка? 

Дети. О воде.

Педагог Давайте проведем опыт.  

2 опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно. 

(Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар.

Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло.

Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли (дождь).

Капитошка. Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь — это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю — напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?

Дети. Да. Мы знаем много стихов про дождь.

Капитошка. Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно с вами расставаться, но меня ждут мои сестрички.

(Дети предлагают на память Капитошке нарисовать те капельки, которые остались с ними в детском саду.)

Педагог. Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. В какое же путешествие мы отправлялись?

Дети. Из водоема до нашей чашки.

Педагог. Правильно, мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. (Раскладывает на столе панно игры, просит вспомнить путь капельки.) Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?

(Дети отвечают на вопросы. Педагог вносит модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми. Предлагает детям вырезать из синей бумаги капельки и при помощи скотча закрепить их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Обращает их внимание на то, что вокруг стало много синего цвета.)

Капитошка. Вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания.

3. Педагог выносит картину «Значение воды в жизни человека», «Почему нужно беречь воду»

ЛИТЕРАТУРА:

О.А. Воронкевич. Стр. 189 Бондаренко 6-7 лет стр. 107(в папке схемы польза воды и почему нужно беречь воду).Природоведенние 3.кл.ст. 40. Ж.Д.В.№ 5. ст. 32.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе тема: «Чудесные капельки»

Цель занятия: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,...

Конспект открытого занятия "Путешествие Капельки".

Познакомить детей со свойствами воды. Эксперименты с водой....

Конспект открытого занятия " Путешествие Капельки"

Цели: дать первоначальные представления о круговороте воды в природе;Задачи:Ознакомление детей с представлением о воде, её свойствах.Развитие навыка последовательно излагать свои мысли, правильно стро...

Технологическая карта Интегрированного занятия в 3 старшей группе «Путешествие капельки» Круговорот воды в природе

Педагогические цели: дать понятие о роли воды в жизни растений, животных, человека;Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достиже...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».

Программные задачи:Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная).  Закрепить представления ...

Конспект открытого занятия " Путешествие с капелькой".

Цель: сформировать представления детей о воде, ее значении и о б основах безопасной жизнедеятельности ....

Конспект открытого занятия " Путешествие Капельки"

Цели: дать первоначальные представления о круговороте воды в природе;Задачи:Ознакомление детей с представлением о воде, её свойствах.Развитие навыка последовательно излагать свои мысли, правильно стро...