Конспект открытого занятия "Путешествие Капельки".
опыты и эксперименты (старшая группа)

Эльмира Рагибовна Юлбарисова

Познакомить детей со свойствами воды. Эксперименты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки!»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи

Познавательные:

-Познакомить со свойствами воды (что вода бесцветная, без запаха, прозрачная).

-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Обучающие:

-Обогащать и активировать словарный запас.

-Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.

Игровые:

-Совершенствовать навыки ролевого поведения.

Предварительная работа:

-Разучивание потешек о воде «Водичка-водичка»«Лейся чистая водичка»

-Проведение беседы«Если б не было воды»

-Загадывание загадок

-Д/И «Кому нужна вода?»«Кто живет в воде?»

-Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто:»Девочка чумазая», сказка «Как капелька стала снежинкой».

Материал и образовательные ресурсы:

-Вода, ёмкости для опыта, Капелька, лимон, пластмассовые ложки, питьевые трубочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вос-ль: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем привет и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро! Все вместе!

Дети: Доброе утро!.

В: ребята, слышите какие-то звуки? Что это? (звук воды))

Д: Вода.

Вос-ль: К нам в гости сегодня пришла Капелька.

КАПИТОШКА.

Дети, давайте знакомиться, менязовут Капитошка. (Садится перед детьми на стульчик)

Капитошка: Дети, а что вы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы, вы много знаете о воде. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: без неё нам не прожить.

А сейчас мы превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие? Я произнесу волшебные слова:

Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь.

Теплая ласковая весна растопила лед. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели.

Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной. Какой?

Вывод: вода бывает в трех состояниях: твердая…., жидкая…., газообразная…

Правильно, лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!

Повторите, в каких в трех состояниях бывает вода?

Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.

“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.

Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).

Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).

Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).

Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…

“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).

Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)

Послушайте мой рассказ дальше…

“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.

Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)

“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.

Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки. Дети, подойдем к фланелеграфу.

Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

На доске строится схема “ Круговорота воды”.

Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.

Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?

Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Дети, скажите, А вы знаете что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

Капитошка, Хочешь поучаствовать?

Капелька соглашается.

Дети садятся за столы.

Опыт №1. Прозрачность воды.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!

У меня на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)

Вос-ль: Правильно, а как вы догадались?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет

Вос-ль: А давайте мы с вами посмотрим, правда это или нет.

Вос-ль: Давайте положим в стаканчик с водой трубочки. Видно его?

Дети: Да.

Вос-ль: А теперь так же положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Дети: Нет.

Вос-ль: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле-прозрачная.

А скажите мне, пожалуйста, какого цвета вода?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!

Опыт № 2 «На определение вкуса и запаха воды»

Вос-ль: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети: безвкусная

Вос-ль: Правильно, вода не имеет вкуса.

А теперь давайте понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет.

Дети: Вода без запаха.

Дети: Нет

Вос-ль: Правильно, получается, что вода не имеет запаха.

А, если теперь, в стаканчик с водой мы положим кусочек лимона и попробуем, что теперь изменилось?

Дети: Вода стала кислая, горькая.

Воспитатель:

Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда лимон. Вода приобретает вкус того вещества которое мы добавили.

А если теперь мы ее понюхаем, то изменился ли запах у воды?

Дети: Да, вода стала пахнуть лимон

Вос-ль. Правильно, а почему?

Дети: Потому, что лимон пахнет.

Вос-ль: Да, потому, что у лимона есть запах.

Значит теперь какие мы можем сделать выводы?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее мы добавили.

Молодцы, вижу теперь, что вы многое уже узнали о воде.

Опыт 3. Подводная лодка из яйца.

Маг – волшебник: Опыт третий. Возьмем 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно утонуло).

Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опустим туда второе яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает вода?

Дети: Вода – прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса.

Капелька: А теперь я вам покажу фокусы.

(На подносе стоит  баночка с водой и крышкой. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Дети поочередно берут баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)

Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.

Какого цвета стала вода?

Дети:

Зеленая!

Ребята, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад. Встали со стульчиков и все дружно встанем в круг на ковре.

Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода.

Давайте напомним капельке, что же мы узнали?

Дети: Что вода: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Вос-ль: Посмотрите, ребята, какая Капелька стала веселая и радостная.

А, вам понравилось сегодня путешествовать с Капелькой?

А, что именно вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды.

Капелька: Спасибо, ребята. Вы мне очень-очень помогли.

 

 Капелька: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. Скоро увидимся! До свидания (уходит).

Все вместе: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: «Маленькая капелька в гостях у малышей»

Занятие предназначено для ознакомления детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная....

Конспект ООД "Капелька в гостях у ребят"

Тема: «Капелька в гостях у ребят»Цель: Доставить детям удовольствие от игр с водой, познакомить со свойствами воды: теплая-холодная, прозрачная. Подвести к пониманию того, зачем нужн...

Конспект НОД "Капелька"

Занятие способствует созданию  целостного представления о воде, как о природном явлении, знакомит детей  со свойствами воды,помогает  понять о значимости воды в жизни человека...

Конспект "Путешествие капельки Капитошки"

Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...

Конспект " Путешествие капельки"

НОД в старшей группе...

Конспект "Путешествие капельки"

Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...