Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программные задачи:
- Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах.
- Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная). Закрепить представления о круговороте воды в природе. Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
- Учить самостоятельно составлять модель «веселых человечков». Развивать умение работать парами с карточкамим-моделями, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
- Формировать эмоционально - доброжелательное отношение к неживой природе- воде веселым человечком. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_mch._zanyatie_na_attestatsiyu_krugovorot_vody_v_prirode.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная школа - детский сад №58
Конспект занятия по познавательному развитию
дошкольников старшего возраста
с использованием элементов ТРИЗ-технологии
«Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
Подготовила и провела
Воспитатель Хохлова И. В.
Г. о. Подольск
2021г.
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
Программные задачи:
- Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах.
- Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная). Закрепить представления о круговороте воды в природе. Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
- Учить самостоятельно составлять модель «веселых человечков». Развивать умение работать парами с карточкамим-моделями, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
- Формировать эмоционально - доброжелательное отношение к неживой природе- воде веселым человечком. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать экспериментальную деятельность.
Материал:
Глобус, карточки с «маленькими человечками», камень, пластилин, лист бумаги, брусок деревянный; разные стеклянные сосуды с водой, молоком; коробочки с чесноком, полиэтиленовый пакет. Лед, электрический чайник, блюдце, зеркало. Презентация с применением ИКТ «Путешествие маленькой капельки».
После проведенного занятия наблюдение в течении дня за круговоротом воды с помощью модели «Круговорот воды в природе».
Ход занятия:
Дети полукругом стоят на ковре.
Воспитатель: Ребята, как мы можем отличить друг от друга предметы и вещества, которые нас окружают?
Дети: По запаху, вкусу, цвету, размеру, форме, материалу.
Воспитатель: Кто живет в предметах и веществах?
Дети: Маленькие человечки.
Воспитатель: Какие бывают вещества?
Дети: Твердые, жидкие и газообразные.
Воспитатель: Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным взглядом. Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп
и назвали молекулами. Мы с вами их будем называть просто «маленькими человечками». Эти человечки ведут себя по-разному.
- Скажите, как себя ведут «маленькие человечки» в твердых веществах?
Дети: Они крепко держаться за руки.
Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в жидких веществах?
Дети: Они просто стоят рядом.
Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в газообразных веществах?
Дети: Они бегают, прыгают.
Воспитатель: Какие твердые вещества вы знаете?
Дети: Твердые вещества - это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, лед, земля.
Воспитатель: Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки? В
железе или в бумаге?
Дети: В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в бумаге, потому что железо прочнее, чем бумага. Бумагу можно разрезать ножницами, оторвать, а железо режут специальными ножницами.
Воспитатель: Какие жидкости вы знаете?
Дети: Вода, молоко, сок.
Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?
Дети: Воздух, газ, пар, туман.
Воспитатель: На столе лежат разные материалы. Выберете из них твердые вещества, жидкие и газообразные. Что вы можете сказать о них?
Воспитатель: Твердые тела сохраняют свою форму и бывают твердыми и мягкими, жидкости принимают форму сосуда, в котором они находятся, а газы не могут остаться даже в своем сосуде: если его открыть, они улетучиваются и распространяются по всему помещению.
Д/и «Маленькие человечки». (Дети садятся за стол)
Я буду называть предметы, а вы с помощью карточек каждый будете показывать, какие человечки живут в этих предметах. (Дерево, стекло, туман, молоко, компот).
Продолжаем работу в парах. Будем выкладывать схемы из карточек «маленьких человечков» с помощью математических знаков «+» и «-». Как можно обозначить? - Вода в стакане, карандаш, от листа бумаги оторвали кусочек, из фена дует горячий воздух, вылили воду из стакана, бутылка с лимонадом.
Физкультминутка.
Дети стоят в кругу. Воспитатель превращает детей то в камень, то в воду, то в воздух. Воспитатель говорит: «Вы – стол, вы – дым костра, окно, компот, пар, чай»
Воспитатель: Скажите, каких веществ на земле больше - твердых, жидких или газообразных?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как называют нашу планету. Какого она цвета из космоса?
Дети: Она голубого цвета.
Воспитатель: Почему она нам кажется голубого цвета?
Дети: Потому что на земле много воды.
Воспитатель: - Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно жидкого. Хотя и воздуха много. А воздух - это газ. А вот твердых веществ гораздо меньше.
Д/и «Какая бывает вода? (жидкая, соленая, пресная, ледяная, холодная, горячая, родниковая, речная, морская, питьевая, грязная, мутная, сладкая, кислая).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в стакане?
Дети: В стакане вода.
Воспитатель: Какие «человечки» живут в воде?
Дети: В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.
Воспитатель: Значит вода - это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твердое вещество?
Дети: Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Нужно заморозить.
Воспитатель: Каким стало вещество? (твердым)
Воспитатель: Значит, если воду охладить до определенной температуры то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твердым льдом.
Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лед тает. Во что превращается лед (в воду).
Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в чайник. Вода закипает, над чайником появляется пар. Ставим над паром тарелку, появляются капельки. Пар при охлаждении превращается в воду.
Что будет, если мы поставим воду, которая получалась из пара, в
морозилку?
- И так ребята давайте сделаем вывод:
- Что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твердого в жидкое или газообразное. Если температура
низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться в твердое
вещество. Значит, вода может находиться в трех состояниях? Каких?
Как в природе называется явление, где вода может находиться в трех состояниях?
Дети: Круговорот воды в природе.
Воспитатель: А сейчас посмотрим небольшое путешествие капельки. (Презентация)
Вот так путешествует наша капелька.
Жили – были, не тужили,
Капельки росы в траве.
И блестели и сверкали,
Все дивились красоте.
Солнце выше поднималось,
Припекало им бока,
В пар росинки превращались,
Поднимались в облака.
В облаках все было чудно!
Было много здесь друзей.
Словно сказочное судно
Средь воздушных шло морей
Ветер подгонял кораблик,
Раздувая паруса.
То в коня мы превращались,
То в слона - вот чудеса!
Кучевыми, дождевыми
Стали наши облака,
Плыть по небу уж устали,
Напрягли свои бока.
И на землю, как из лейки,
Устремились капли вниз.
Поливали парк, скамейки,
И стучали о карниз.
Мы же, капельки-подружки,
Устремились в огород.
Поливали лук, капусту,
Помидоры и укроп.
Нам за это в огороде
Все «спасибо» говорят.
-Урожай уж будет точно.-
Все с мечтой вперед глядят.
Рада дождику земля,
Рады луг, леса, поля.
Птицы рады, рады звери.
Всем он нужен – в это верим.
Нужен дождь, нужна вода.
Гибнет без неё Земля.
Дождь хороший, пусть он льёт,
Всё живое воду пьёт.
Вот и дождь прошел – светло,
В небе солнышко взошло.
Стало по земле гулять,
Стало ярче припекать.
Пробежало и по лужам,
По реке и по морям.
Стали лужи меньше уже.
Испарились, нет уж там.
Паром в небо устремились,
В тучи снова превратились.
И отправились гулять,
Чтобы дождиком опять
К нам на землю воротиться,
Или снегом опуститься,
Или градом пробежать-
В общем, снова водой стать.
Так бежит вода, как чудо,
Каждый день за годом год,
Совершая путь по кругу-
Вот такой круговорот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшей группы с ТНР при ознакомлении социальным миром посредством регионального компонента Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»
Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека....
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на башкирском языке на тему: "Путешествие с капелькой".
Конспект ООД на башкирском языке в старшей группе о круговороте воды в природе....
Технологическая карта Интегрированного занятия в 3 старшей группе «Путешествие капельки» Круговорот воды в природе
Педагогические цели: дать понятие о роли воды в жизни растений, животных, человека;Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достиже...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».
Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....