Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Владимировна Хохлова

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_druzhim_s_vetrom_sredniy_vozrast_triz.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект занятия

              по познавательному развитию дошкольников

          с использованием элементов ТРИЗ – технологии

                                   (средняя группа)

                                       

                                               «МЫ ДРУЖИМ С ВЕТРОМ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА:

  1. Систематизировать уточнить представления детей о воздухе и ветре.
  2. Учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Развивать логическое мышление, внимание. Активизировать словарь детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА:

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

МАТЕРИАЛ:

Медвежонок Умка, целлофановые пакеты, воздушный шарик, игрушка-вертушка, игрушка язычок-гудок.

                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну и понаблюдаем, какая сегодня погода? Пасмурно или светит солнышко? Есть ли сегодня ветер на улице? Дует ли он?

Дети: Да.  (Если дети отвечают – нет, задать наводящий вопрос. Давайте внимательно посмотрим на веточки деревьев).

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Качаются ветки деревьев, ветер срывает листья.

Воспитатель: Значит, ветер на улице есть?

Дети: Да.

Воспитатель: Да! Присаживайтесь на стульчики, кто-то в гости к нам идет. (Дети садятся).

Заходит Умка.

Умка: Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех вновь видеть.

(Дети здороваются).

На улице так хорошо, прохладно, ветерок дует, а у вас в группе что-то жарко.

Воспитатель: Ребят, как мы можем Умке помочь, чтобы ему стало прохладно?

Дети: Дать попить, мороженое, обложить льдом, открыть форточку, подуть, помахать.

Воспитатель: Как хорошо придумали. Попробуйте подуть на свою ладошку, что получается – ветерок, да. Если мы подуем слабо, получается какой ветерок – слабый, а если сильно – сильный.

Что нам нужно набрать в рот, чтобы получился ветерок – воздух. Что мы выдуваем из ротика – воздуха. От ветерка действительно становится прохладно? Да. А теперь все вместе подуем на Умку.

Умка: Спасибо, ребята. Мне стало хорошо, не жарко.

Воспитатель: Присаживайся Умка на стульчик и поиграй с нами. Ребята, давайте попробуем поймать воздух.  (Ловим руками). Не получается? А если я вам дам пакетики, сможем поймать? Ну, посмотрим. Пакетики открыли, оп, поймали. Держите крепко. Все поймали, молодцы! Ой, как много поймали. Что мы поймали – воздух.  Какой он? (воспитатель взвешивает рукой) Легкий. А я вас вижу (смотрит через пакет), какой воздух? Прозрачный. Выпускайте воздух.

(Воспитатель убирает пакетики).

Я тоже сейчас поймаю воздух, только буду ловить его в воздушный шарик. Оп, поймала, мало, еще чуть-чуть. Сейчас воздух буду выпускать.  Подставляйте-ка ладошки – чувствуете, воздух убегает из воздушного шарика. Что получается – ветерок? Какой? (сильный).  (Подуть на Умку).

Значит, ветер, что это - … (воздух)

Конечно, воздух, который движется, убегает.

Если воздух спокоен, не движется, ветер будет…? Нет.

А если воздух движется, убегает, то ветер будет…? Да.

Выходите поиграть (взять Умку)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ДУЕТ – НЕ ДУЕТ»

Воспитатель: Молодцы, красивые листочки. Садитесь на коврик, расскажу вам одну историю. Только слушайте внимательно.

Рассказ воспитателя:

Как-то в жаркий летний день Саша и Маша пошли гулять.

Саша говорит: «Машенька, пойдем пускать воздушного змея, на улице токой хороший ветерок».

Маша отвечает: «Не пойду, там жарко».

Саша: «На улице ветерок, он будет на нас дуть и нам будет прохладно».

Маша: « Ветерок – это плохо. Он будет дуть на меня, и я заболею».

Саша: « Ветерок – это хорошо. Он теплый, ты не заболеешь, пойдем пускать змея».

Ветерок был действительно теплым и ласковым. Змей летал высоко-высоко над лужайкой. Детям было очень весело. Ветерок так развеселился, что не заметил, как стал сильным ветром. Веревочка оторвалась, и змей улетел. На небе появилась большая туча.

«Ветер – это плохо», - заплакала Маша. №Он нашего змея унес».

«Ветер – это хорошо» - сказал Саша. «Не беда, что змей улетел, зато нам было весело играть».

Маша: «Ветер – это плохо. Вон, какие тучи на небе собрал, теперь дождь пойдет, и мы не сможем гулять».

Саша: «Ветер – это хорошо. После дождика воздух будет чистым и свежим».

Маша: «Ветер – это плохо. После дождя будет много луж».

Саша: «Нет, ветер – это хорошо. Он будет дуть и высушит лужи».

Услышал ветерок разговор Саши и Маши, и не понял, что он делает хорошо, а что плохо.

Воспитатель: Ветер – это хорошо. Почему?

                          Ветер – это плохо. Почему?

(Умка что-то шепчет на ухо воспитателю)

Ребят, Умка, предлагает подружиться с ветерком и поиграть с ним.

Умка: Я хочу вам подарить игрушку-вертушку, с ней  так любит  играть ветерок.

Воспитатель: Спасибо, Умка, мы с ней поиграем на улице и тебя приглашаем.

Умка: А у меня еще есть для вас подарок – язычок-гудок.

Воспитатель: А теперь все вместе потанцуем танец листочков.  (Звучит музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологии развивает речь, логическое мышление, память, воображение....

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема "Соль, мел и другие камешки"

Цель: Развитие системного поискового мыщления. Образовательная задача: -расширить представление детей о природных ресурсах;-разнообразить, углубить сенсорный опыт детей в процессе работы с р...