Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
консультация на тему

Белова Светлана Анатольевна

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов которой успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_2.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение

«Авторская идея в моей педагогической практике»

«Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов

ТРИЗ - технологии»

Воспитатель

Белова Светлана Анатольевна

2018 год

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

Но его надо научить ориентироваться в современном мире,

Чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Г.С. Альтшуллер.

Каждый ребёнок по своей природе – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Всё чаще они получают готовую к применению информацию.

Традиционный объяснительно – иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен.

Исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь педагогу развивать у детей самостоятельность, инициативу, любознательность, пытливость, умение самостоятельно экспериментировать, искать пути решения возникших задач.

В процессе исследования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность, почувствовать себя первооткрывателями, проявить самостоятельность, ответственность. При этом педагог выступает равноправным партнёром, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов которой успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Технология ТРИЗ возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам – изобретателям. Г.С. Альтшуллер не предполагал, что эта технология будет использоваться в дошкольной педагогике.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

Перед тем как приёмы ТРИЗ технологии можно было использовать в практической деятельности, как ввести его элементы в исследовательскую деятельность, я поставила цель и сформулировала задачи.

Цель моей работы: внедрение методов и приёмов ТРИЗ технологии в исследовательскую деятельность дошкольников.

Задачи:

  1.  Изучить научно – методическую и психолого – педагогическую литературу по теме.
  2. Активизировать творческое мышление для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

Формирование способностей дошкольника невозможно без развития его любознательности, поисковой активности. Одной из важных задач, обозначенных в стандарте, является «создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка». Эффективным средством развития таких способностей дошкольников являются различные виды детской деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста личность ребёнка развивается в ходе организованной образовательной деятельности, в беседах, в ходе исследовательской деятельности, на прогулках, в играх.

Для более успешной реализации поставленной цели мною применяются на практике разработки авторов Ольги Витальевны Дыбиной, Людмилы Евгеньевны  Белоусовой, Зои Григорьевны  Шустерман, Светланы Ивановны Гин., которые адаптировали технологию ТРИЗ для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов.

Использование в работе методов и приёмов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным.

Каждый день работы с детьми – поиск. Стараюсь не раскрывать детям истину, а учить находить её. Если ребёнок задаёт вопрос, спрашиваю, а что он сам об этом думает, вместе рассуждаем.

В своей работе учу детей находить и разрешать противоречия, которые окружают их повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т.е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Уделяю внимание формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи. Например, предлагаю детям найти общее между деревом и цветком, между плакатом и дверью. Учу детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо – плохо». Для этого выбираю объект и предлагаю найти положительные и отрицательные качества данного объекта. Например, - съесть конфету – хорошо. Почему? (потому, что она сладкая)

- Сладкая конфета – это плохо. Почему? (могут заболеть зубы)

То есть вопросы идут по цепочке. Игра «Хорошо – плохо» учит детей выдвигать гипотезы.

В совместной деятельности с детьми на прогулке использую приёмы фантазирования, в этом мне помогает  приём «эмпатии». Это когда ребёнок отождествляет себя в качестве кого – то или чего – то. В процессе исследования снега я предложила детям взять на себя образ «снеговика», дети представили очень интересные варианты ответов. На прогулках мы с детьми придумываем загадки, рисуем палочками, красками по снегу, земле.  Мы становимся настоящими исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стёкла. Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого – то или что – то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

Мне понравился метод ММЧ. Это метод – Моделирование Маленькими Человечками, который был использован мною в исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами воды. Мы рассмотрели условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (на морозе вода замерзает, лёд в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее). Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы. В работе с детьми  применяла метод «Мозгового штурма», когда в ходе непринужденной беседы дети предлагают самые различные варианты решения предложенной задачи. Девиз тризовцев – «Можно говорить всё». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что – то взамен или доказывая.  Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются неожиданные необычные предложения.

Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением мне помогает «Алгоритм классификации объектов».

  1. Цель (по теории Леонтьева любая деятельность начинается с цели)
  2. Принцип дехотонии (деление на две части по одному признаку)
  3. Преобразование объекта (деформация, разбор предмета)
  4. ККК (конкретный объект, конкретное время, конкретные признаки)

Исследовательская деятельность с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников в целом.  Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Исследование с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Большое значение для формирования способностей у детей находить ответы самостоятельно имеет и грамотная организация развивающей предметно – пространственной среды. Мною были подобраны: детские энциклопедии, популярные журналы, книги.

Работа с детьми по формированию исследовательской деятельности предусматривает тесное сотрудничество с родителями. Они стали активными участниками  в организации образовательного процесса. Принимают участие в родительских собраниях, беседах, оказывают помощь в организации экскурсий, праздников. В уголке для родителей оформлена рубрика «Давайте фантазировать», где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми. Были проведены ряд встреч «ТРИЗ в детском саду и дома», родительские собрания на которых обсуждались вопросы готовности ребёнка к школе, были даны рекомендации по проведению познавательных бесед с детьми, где акцент был сделан на развитие умения задавать вопросы и находить ответы с детьми самостоятельно, разыгрывать проблемные ситуации и находить способы их разрешения. Родители приглашались на открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности. Организовывались выставки для родителей. Большинство родителей отмечали, что дети стали более находчивые, рассудительные, научились делать умозаключения, искать причинно – следственные связи.

Подводя итоги своей работы, я сделал вывод: в результате использования в работе методов ТРИЗ в исследовательской деятельности, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к исследованию, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию, обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

Список литературы.

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.
  2. Богат В.Ф. ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№ 1,2,3. 2002. №2.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. – М. Просвещение, 1991.
  4. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2997.
  5. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. - №4. – С. 23-26.
  6. Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - №4. – С. 13-24.\
  7. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких. – Издательство: «Педагогика Пресс». 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская идея в моей педагогической практике.

«Коммуникативно-коррекционное развитие детей дошкольного возраста средствами семантических полей»...

Авторская идея в моей педагогической практике

Игра - самая естетвенная деятельность детей....

Авторская идея в моей педагогической практике

                                                    ...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...