Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tayny_ptichego_mira.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

    Автор: Шкуро Галина Владимировна,

    Программные задачи:

    Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;

    Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;

    Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;

    Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

    Материалы:

    Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, кайры и гагары; у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт», энциклопедии. Ёмкость с водой, прищепка, щипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.

    Раздаточный материал:

    Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.

    Ход занятия:

    1. Вступительная часть

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).

    Правильно, мы отправимся в мир птиц!

    2. Закрепление знаний о видах птиц

    Воспитатель:

    Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

    Дети:

    Перелётные и зимующие.

    Воспитатель:

    Почему птицы улетают на юг?

    Дети:

    Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

    Воспитатель:

    Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

    Дети:

    Перелётные – утки, журавли, ласточки.

    Воспитатель:

    Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

    Дети:

    Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

    Воспитатель:

    Вот послушайте стихотворение на эту тему:

    Покормите птиц зимой

    Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    (А. Яшин)

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна —

    И не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их — не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Воспитатель:

    Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

    Дети:

    Зимующие – дятел, синица, воробей.

    Воспитатель:

    Как человек заботится о птицах с приходом весны?

    Дети:

    Строит и развешивает скворечники.

    Воспитатель:

    Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

    Дети:

    Из дерева.

    Воспитатель:

    Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

    Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

    Дети:

    Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;

    Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;

    Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;

    Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;

    Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;

    Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;

    Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

    Воспитатель:

    Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

    3. Игра «Четвёртый лишний»

    Ласточка, павлин, воробей, журавль.

    (Павлин – обитатель жарких стран).

    Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.

    (Трясогузка не певчая птица).

    Аист, фламинго, страус, альбатрос.

    (Альбатрос – птица с короткими ногами).

    Грач скворец, ласточка, индюк.

    (Индюк – домашняя птица).

    Сойка, фазан, гусь, сова.

    (Гусь - водоплавающая птица).

    Сова, утка, голубь, сойка.

    (Сова – ночная птица).

    4. Сравнение птиц по разным признакам

    Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

    Дети:

    У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

    Воспитатель:

    Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

    Воспитатель:

    Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

    Дети:

    У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

    Воспитатель:

    Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

    Дети:

    Нет.

    Воспитатель:

    Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.

    Дети:

    У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

    Воспитатель:

    А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

    Опыт: жир отталкивает воду

    Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

    Дети:

    Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

    Воспитатель:

    Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?

    Дети:

    Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

    Воспитатель:

    Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

    Дети:

    Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

    Воспитатель:

    Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

    5. Игра «У кого кто?»

    А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

    Грач-грачата,

    Дрозд – дроздята,

    Стриж-стрижата,

    Журавль-журавлята,

    Кукушка-кукушата,

    Ласточка-ласточата.

    6. Просмотр слайд-презентации

    А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.

    (Просмотр презентации «Кто как поёт»).

    7. Игра-перевоплащение

    Воспитатель:

    Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

    Воспитатель:

    Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?

    Дети:

    Утки, ласточки, чайки,клеста.

    8. Игра «Чей дом?»

    В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

    9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

    Воспитатель:

    Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

    Дети:

    (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

    10. Рассматривание видов перьев

    Воспитатель:

    Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.

    Дети:

    Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

    11. Игра «Угадай по описанию»

    Воспитатель:

    Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

    Воспитатель:

    Как человек использует птиц в своей жизни?

    Дети:

    Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

    Воспитатель:

    Какую пользу приносят птицы в природе?

    Дети:

    Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

    Воспитатель:

    А какой вред?

    Дети:

    Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

    Воспитатель:

    Кого можно назвать врагами птиц?

    Дети:

    Дикие животные, хищные птицы.

    Викторина

    Воспитатель:

    Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

    У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

    Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

    Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

    Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).

    Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

    У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).

    Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

    Воспитатель:

    Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.

    Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

    Дети:

    Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

    Итог занятия:

    Воспитатель:

    Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?        

    Дети:

    Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

    Воспитатель:

    Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с элементами экспериментирования.

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в          группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе  «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).  В занятии использовала  Методы и  приемы ТРИЗ технологии: Словесный, наглядный, п...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Лесные тайны» (приметы ранней весны)

    Цель: развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период.Задачи: уточнить и систематизировать знания детей  о весенних изменениях в природе.Способств...

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с элементами экспериментирования.

    Конспект занятия по познавательному развитию детей в          группе раннего возраста «Твердое-мягкое» с...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования пластилином «Герб города Заинск»

    Конспект занятияпо познавательному развитию  в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования пластилином «Герб города Заинск»...

    КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знатоки природы» (с использованием технологий В.Ф.Базарного)

    Конспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок"Моё лучшее занятие" в номинации "Педагог - педагогу"....