«Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников»
презентация к уроку (подготовительная группа)

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.


Актуальность опыта

Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев.

Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Ведущая педагогическая идея

Состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие. 
Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольника.
Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

Цель опыта: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.

Задачи:

  1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.). 
  2. Способствовать развитию познавательной активности детей.
  3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 
  4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
  5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  6. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. 
  7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями. 

Сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Принципы работы со сказками

  1. Осознанность 

Осознание причинно следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

Классификация русских народных сказок:

  • Сказки о животных.
  • Волшебные сказки.
  • Бытовые сказки.

Сказки о животных.

Здесь действуют рыбы, звери, птицы ,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.

Волшебные сказки

В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т.д.

Бытовые сказки

Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т.д.

Методы ознакомления детей со сказкой:

  • Чтение воспитателя.
  • Рассказывание.
  • Дидактические игры и литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказок:

  • выразительность чтения;
  • повторность чтения;
  • выборочность чтения;
  • инсценировка сказки;
  • просмотр иллюстраций.

Этапы работы со сказкой по нравственному воспитанию дошкольников:

1. Знакомство с народной сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций)                      развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки;

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ содержания, подвижные игры персонажами)               закрепление содержания сказок;

3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в рисовании)           воплощение переживаний, развитие навыков сочувствия к судьбе и поступкам персонажей;

4. Подготовка к самостоятельной деятельности (инсценировка сюжета)           понимание нравственных уроков сказки, развитие умений оценивать поступки окружающих людей.

Младшая группа:

 Сказки простые, динамичные, короткие по содержанию.

Средняя группа:

Сказки более глубокого смыслового значения. Предварительная словарная работа

Старшая группа:

Сказки требующие анализа, осмысления и рассуждения детей.

Подготовительная группа:

 Анализ текста сказки. Ответы на вопросы.

Преимущество сказки в нравственном воспитании дошкольников:

  1. отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;
  2. помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;
  3. дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;
  4. развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

«…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»,

«…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»                   (В.А. Сухомлинский)

«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» (Сергей Королев)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработка по теме самообразования(старшая группа)...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...