Статья "Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте"
статья по психологии (подготовительная группа)

Ермакова Виктория Александровна

 Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермакова Виктория Александровна

Санкт-Петербург

ГБДОУ детский сад №116

Педагог-психолог

Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для всестороннего и гармоничного развития маленького человека. На этапе 5-7 лет, наступает время кризиса, во время которого формируется самооценка, познавательный интерес, а также социальное самосознание.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста по мере взросления характеризуются последовательным развитием ранее усвоенных видов деятельности. Развивается речь, улучшается произношение звуков. Мелкая и крупная моторика становится более точной. Также, важнейшим моментом являются такое новоформирующиеся качество и свойство личности, как навык к сотрудничеству, который складывается вместе с конструктивными приемами взаимодействия с окружающими его людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок скорее играет рядом с другими детьми, чем вместе с ними. Ближе к школе у него уже существуют определенные предпочтения и способы взаимодействия, а игры становятся коллективными и предполагают следование определенным правилам.

В старшем дошкольном возрасте развитие воображения дает возможность детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся сюжеты. Активное развитие воображения будет происходить только при проведении ряда развивающих и активизирующих работ. Важным является и тот факт, что в старшем дошкольном возрасте вероятность снижения развития воображения достаточно велика. Данное явление объясняется разнородными моментами, в том числе, и влиянием средств массовой информации, которые приводят к стереотипности формирования образов у детей.

В этом возрасте, все еще продолжает развиваться устойчивость, распределение и переключаемость внимание; также, заметен переход от не произвольного к произвольному вниманию. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) достигает 30 минут.

В данный период развития, восприятие детей характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; у детей происходит развитие причинного мышления, воображения, произвольного внимания, речи и образа «Я». При развитии восприятия дети еще не могут учитывать несколько различных признаков. Как правило, дети могут сравнивать около 2-3 основных признаков. Образное мышление при воспроизведении метрических отношений еще значительно затруднено.

Речевое развитие совершенствуется. У них происходит активное развитие связной речи, и в высказываниях отражается расширяющийся и пополняющийся словарь. В данный период, дети, начинают очень активно использовать обобщающие существительные, синонимы и антонимы, прилагательные и т.п. В результате грамотно построенного образовательного процесса у детей будет развиваться диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Если ребенок ограничен в получении информации, его развитие сильно замедлится. Несмотря на то, что в возрасте трех лет он еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (общепринятых образцов различных свойств, присущих предметам), сенсорное воспитание детей раннего возраста способствует накоплению начальных представлений о форме, цвете, величине и других свойствах окружающих предметов. Ребёнок – это вовсе не модель уменьшенного взрослого, и именно потому, особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям, а также и всем остальным взрослым, имеющим отношение к воспитанию, обучению или развитию ребенка.

Особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте определяют вещи, на которые нужно обратить внимание родителям дошкольников. В первую очередь – это речь ребенка. Важно все: словарный запас, умение строить правильные предложения, способность верно произносить звуки. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для того, чтобы скорректировать существующие речевые проблемы. Дошкольное развитие ребенка обязательно должно включать формирование четкого режима дня, поскольку это не только полезно для здоровья, но и обеспечивает организованность, полезную для дальнейшего школьного обучения. Дошкольникам также важно создавать благоприятные психологические условия, научить полезной двигательной активности, а также привить необходимые навыки личной гигиены.

Таким образом, дошкольный возраст состоит из трёх этапов. Главной задачей первого периода является укрепление эмоциональной саморегуляции. Второй этап затрагивает нравственную саморегуляцию. Третий период формирует  деловые личностные качества ребенка. У дошкольника появляются такие личностные образования, как соподчинение мотивов, познание нравственных форм и развитие произвольности поведения. У детей младшего, а также среднего дошкольного возраста занимают главное место личные мотивы. Они более ярко проявляются в общении с взрослыми.

Литература:

  1. Андреева Г. М., Богомолова Η. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы / Г. М. Андреева, Η. Н. Богомолова, Л. А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 84–86.
  2. Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 2014. С. 57–74.
  3. Бердникова А.Г. Как справиться с капризами ребенка. – Новосибирск, 2011. – 207 с
  4. Валитова И.Е. Особенности оценки родителями и педагогами уровня развития детей дошкольного возраста // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №1-2. С.22-30
  5. Куниченко О. В. Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Куниченко; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград, 2015. – 233 с.
  6. Мыгаль М. С. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента в сетке вещания, жанрово-тематический состав, целевая аудитория / М. С. Мыгаль // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 13. (184). – С.223–233.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

Данный материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений научить детей с помощью схем, таблиц, карт составлению  описательных рассказов, сказок....

Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

   Воображение старших дошкольников входе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность, имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школ...

Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте

В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника...

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста...

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя ...

Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка....

Проект Тема: «Особенности развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо»

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Приобщение к традициям народа осо...