Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры - шарики Марблс
материал (средняя группа)

Стародубцева Елена Геннадиевна

Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры -  шарики Марблс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры -  шарики Марблс

Шаповалова О.С., Стародубцева Е.Г.

                    МБДОУ «Детский сад № 54 «Золушка» Воспитатели         

 

Ключевые слова: дети с ТНР, речь, игра.  

Наша практика реализуется в дошкольном образовательном учреждении. Мы рекомендуем использовать ее в своей работе воспитателям, узким специалистам, учителям-логопедам, родителям. Работа осуществляется в образовательной организации. Данную практику мы используем с целью устранения речевых дефектов.

Основной идеей применения шариков Марблс в учебной и игровой деятельности является повышение эффективности работы по коррекции общего недоразвития речи у детей нашей группы. В своей практике мы используем следующие средства - наглядные, практические, словесные, применяя элементы игровой, здоровье-сберегающей технологий.

Наш небольшой опыт мы презентовали в ДОУ и дали мастер-класс для родителей нашей группы.

С сентября 2019 года мы работаем в группе компенсирующей  направленности для детей с ТНР.

 Для воспитанников нашей группы характерен ряд особенностей:

- нарушение звукопроизношения; - трудности в различении акустико – и артикулярно сходных звуков; - недоразвитие лексико–грамматического строя речи; - встречается слухо и оптико-моторная координация, что препятствует автоматизации графо – моторного навыка.

И это далеко не полный перечень возможных расстройств. Учитывая эти особенности в своей работе, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона. Марблс  - в переводе означает «мраморный». Это разноцветный шарик, имеющий разную цветовую гамму. Некоторые шарики (камешки) имеют форму приплюснутого шара и носят название Кабошоны, что в переводе «шляпка гвоздя». Применение камешков Марблс – это один из приемов обучения, очень интересный для детей. Такое универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разной формы и разного цвета. Мы сразу проникли симпатией к этому материалу и желанием сотворить что-то своё для того, что бы применить в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития. На наш взгляд – камешки Марблс являются настоящей находкой для работы с детьми в коррекционной группе. При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становиться  более устойчивой, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, мышление. Кроме того, они все приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное удовольствие от соприкосновения, снимают напряжение. Итак, какие задачи мы можем решать, используя камешки Марблс в работе:

- Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка; - упражнять в ориентировки на плоскости листа;

-упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными; - обогащать словарный запас; - развивать связную, фразовую речь; - упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы; - проводить работу по автоматизации поставленных звуков; - развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

- развивать умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца;         - развивать исследовательскую деятельность.

С целью формирования элементарных математических представлений предлагаем следующие игры: - «Поставь камешек на место», «Найди место камешку» - это графический диктант, развивает пространственное восприятие. Воспитатель дает устные указания – положи красный камешек в центр листа, зеленый в правый нижний угол и т.д. Учим выполнять словесные инструкции, так же эти игры направлены на формирование грамматического строя речи, закрепление предлогов «на», «за», «перед», «под». Просим повторить детей, куда они положили камешек: красный  за зеленый, желтый перед красным. - «Высокий – низкий», «Широкий – узкий», «Длинный - короткий» - дети проговаривают: «Я иду по широкой дорожке», «Я построил высокую ( низкую) башню», «Я сделал длинный забор», «Я иду вверх по зеленой дорожке». Этими играми мы так же обогащаем словарь детей антонимами. - «Разложи по цвету, форме». «Лабиринты» - выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок, найти правильный путь от исходной точки до конечной. В этих играх происходит  закрепление прилагательных -         «какой?», «какая?»

- «Выложи цифру» - закрепляем образ цифры. Ребята повторяют название цифры, цвет, на что похоже. Закрепляем предлоги «за», «между», «после». Например: цифра 2 стоит после 1.

Для развития сенсорных представлений: - «Найди свой цвет», «Продолжи цепочку» ,«Гроздь винограда» ,«Украсим торт», «Соотнеси по цвету» - закрепляем название цвета, предметов, составляем односложные предложения, развиваем логику, эстетическое восприятие, зрительное внимание, слуховое восприятие. Для изучения лексических тем: - «Выложи по контуру», «Заполни картинку», «Собери по образцу» - закрепляем знания по изучаемой теме и их классификацию. Например: предлагается картинка – образец, как в мозаике, по которой необходимо собрать свою картинку. Варианты: готовый схематический рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для её украшения камешками. Дети рассказывают, что они сделали. С целью формирования звукобуквенного анализа слов: - «Волшебный мешочек» - ребенок достает камешек красного, зеленого, синего, желтого или другого цвета и придумывает слово или находит предмет на соответствующий звук. - «Знакомство с буквой» - закрепляем образ буквы – дети выкладывают из камешков буквы или камешки выкладывают под буквами. - «Техники»- задание: нужно починить сломанные буквы. Этими играми мы учим детей слышать звук, различать его и находить его в словах.  Для развития тактильных ощущений: - «Сухой бассейн», «Найди и определи что это», «Секретик», «Песочная терапия» - развиваем логику, ощущения. Мы предлагаем детям задание: Положи в песок столько камешков, сколько кубиков на картинке. Сколько камешков ты положил? Скажи полным ответом. Найди столько машинок, какую цифру я покажу (вариантов заданий может быть много). - «Золушка» - раскладываем, перекладываем, разбираем по цвету, форме, размеру. (Я набрал зеленые камни; желтые круглые и т.д.). С помощью этих игр мы автоматизируем речевые навыки: словообразование - н-р: машина- машинка; словоизменение- камень - камни. Учим отвечать полным ответом, закрепляем предлоги. Так же эти игры являются хорошим подспорьем к сенсорному развитию. Погружаясь как можно глубже в наполнитель и перебирая пальчиками камешки, ребенок расслабляется и психологически отдыхает, что дает оздоровительный эффект. Для детей в нашей группе с ТНР сами камешки являются объектом исследования: закапывают в песок, обрисовывают их. Наблюдая за этим процессом, мы предлагаем нашим детям следующие игры: - «Обследование камешков», «Горячий - холодный», «Определи размер», «Рассмотри камешки через лупу», «Определи вес», «Опыты с водой» и т.д. – эти игры помогают закреплять форму, цвет, текстуру (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и д.р.). Выполняя действия, дети сопровождают их словами. Например: Этот камешек прозрачный, а этот желтый. Этот гладкий, а этот шершавый. 

Хочется отметить, что мы находимся на начальной стадии изучения игровой технологии «Марблс» и уже за такой короткий срок можем отметить промежуточные  результаты с помощью диагностики на начало учебного года: – у детей обогащается словарный запас, развивается внимание, мышление, творческие способности. Дети становятся более уверенными в себе, испытывают положительные эмоции, у них развиваются самостоятельность и инициатива. Сочетая различные виды деятельности на одном занятии с использованием шариков Марблс и камешков Кабошона, способствует более легкому, интересному формированию знаний об окружающей действительности. Работая с шариками Марблс и камешками Кабошона мы хотим на конец года добиться следующих результатов - это обогащение словарного запаса детей прилагательными, отражающих цветовую гамму, развитие фразовой речи, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Так как нам понравился этот нетрадиционный вид игры, мы решили познакомить с ним родителей. Родители заинтересовались этим доступным материалом, легкостью изготовления пособий и с удовольствием играют с детьми дома, чем способствуют развитию речи и кругозора детей.  

Мы не собираемся останавливаться, а будем и дальше изучать методы и приемы использования камешков в игровой и учебной деятельности для развития речи детей с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.

(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способ...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

Развитие творческих способностей,инициативы и самостоятельности у дошкольников путём использования нетрадиционных видов театра.

Эта cтатья направлена на то,чтобы показать ,что театрализованная деятельность является прекрасным средством для развития творческих способностей,инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возр...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего и среднего возраста

Введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах лич...