Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Митрофанова Наталья Викторовна

(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)

Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, через которые ребёнок имеет неограниченную возможность познания окружающего, проявляет любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

1. ОПЫТЫ С ВОДОЙ

1.1. «Свойства воды».

Задачи: Познакомить детей с наиболее наглядными свойствами воды (текучесть, прозрачность и др). формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием. Развивать логическое мышление, любознательность.

1.2. «Тонет - не тонет».

Задачи: Продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы.

1.3. «Куда делась лужица? ».

Задачи: Показать детям, что губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Вызвать желание у детей экспериментировать.

1.4. «Окраска воды».

Задачи: Предложить детям окрасить воду в различные цвета. Дать понятие о таком свойстве воды, как растворимость.

1.5. «Замораживание воды».

Задачи: Предложить детям раннее окрашенную воду вынести на прогулку, разлить её в формочки и посмотреть, что произойдёт с водой на морозе.

1.6. «Нагревание воды».

Задачи: Предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.

1.7. «Некоторые свойства воды»

Задачи: Актуализировать знания детей о таких свойствах воды, как прозрачность, способность менять форму, растворять краски. Учить детей делать простейшие выводы.

2. ОПЫТЫ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ

2.1. «Свойства снега».

Задачи: Помочь детям выявит основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла рук). Развивать любознательность, воображение.

2.2. «Новые свойства снега»

Задачи: Предложить детям подержать на ладони немного снега (снег растаял, слепить из снега несколько предметов, подбросить на лопатке), (снег-рыхлый). Дать названия выявленным свойствам снега.

2.3. «Лёд и снег».

2.4. «Таяние сосульки».

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать, что в тёплом помещении лёд превращается в воду. Обратить внимание детей на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

2.5. «Цветные льдинки»

Задачи: Предложить детям осмотреть участок, вспомнить, как получились разноцветные льдинки, как мы украшали ими свой участок. Уточнить, почему льдинки не растаяли.

Задачи: Попросить детей найти на участке цветные льдинки,зараннее оставленные там.  Теперь там остались только цветные пятна на снегу. Подвести к понятию, что лёд тает на солнышке, состоит он из воды и растаял на солнышке. Учить детей находить причинно - следственные связи.

ИГРЫ С ВОДОЙ

1. «Утята»

Цель: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Способствовать закаливанию, создавать положительный эмоциональный настрой.

2. «Водоплавающие игрушки».

Цель: В ходе игры обратить внимание детей на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать закаливанию детского организма.

3. «Переливание воды из кружки в кружку, через воронку, через дуршлаг».

Цель: Дать представления о  физических свойствах воды .

4. «Пускание лодочек, пароходиков».

Цель: Дать представления о том, что предметы плавают.

5. «Рыбалка» (Вылавливание сачком игрушечных рыбок и мелких предметов) .

Цель: Развивать координацию движений.

6. «Брось в воду».

Цель: Дать понятие о предметах тяжелых и лёгких; плавающих и тонущих – подвести к выводу о том, что лёгкие предметы плавают, а тяжёлые тонут.

7. «Пускание мыльных пузырей».

Цель: Учить детей пускать мыльные пузыри, ловить их. Способствовать эмоциональной разрядке.

8. «Дождик»

Цель: Повышать двигательную активность детей,  обеспечить эмоциональную разрядку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx12.61 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе

Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Чем пахнет вода

Вода принимает форму

Песчаный конус

Состояние почвы в зависимости от температуры

ОКТЯБРЬ

Своды и тоннели

Животворное свойство воды

Что в пакете (воздух)

Свойства мокрого песка

Прозрачность воды

НОЯБРЬ

Тонет- плавает

Тени на стене

Песочные часы

Движение воздуха

ДЕКАБРЬ

Замерзшая вода

Свет повсюду

Магнит (притягивает только металл)

Украсим елочку (цветные льдинки)

ЯНВАРЬ

Способность воды отражать окружающие предметы

Рисование на мокром листе

Превращение снега в воду

ФЕВРАЛЬ

Вода и пар

Воздух повсюду

Почему все звучит?

Тает льдинка

МАРТ

Из чего птицы строят гнезда?

Можно ли склеить бумагу водой?

Солнечный зайчик

Как вытолкнуть воду?

АПРЕЛЬ

Круговорот воды в природе

Эффект радуги

Вода или лупа?

Свойства солнечных лучей

Веселые кораблики

МАЙ

Что будет, если огород не пропалывать?

Солнечные часы

Сухо- мокро

Солнце высушивает предметы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."

Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....

Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Материал представляет собой теоритеческое  и практическое описание технологии "Интеллект-карты"....

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год

Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс  «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»А....