Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Иванова Светлана Владимировна

Материал представляет собой теоритеческое  и практическое описание технологии "Интеллект-карты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt-karty.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Британский психолог Тони Бьюзен, основываясь на знании, что мозг мыслит ассоциациями и нам легче запомнить информацию, если она связана с чем-то знакомым, придумал интеллект-карты, которые помогают лучше анализировать и запоминать материал. Интеллект-карта — способ визуально представить информацию: в центре располагается главная тема, которая «ветвями» соединяется с подтемами. На такую структуру Тони Бьюзена вдохновило древовидное строение нейронов в головном мозге человека. Интеллект-карта (интеллектуальная карта) – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Цель составления интеллект-карт собрать информацию о предмете, объекте или явлении.

Задачи:

1. Развитие связной речи. 

Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, пополняется словарный запас,  улучшается  лексико - грамматическая структура речи.

2.Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

3. Развитие психических процессов:

-  мышление;

- восприятие;

- память;

- творческие способности;

- воображение.

 Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся интеллект - карты следует придерживаться следующих простых правил:  

1.Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.

2.Располагать главную идею, предмет в центре листа.

3.Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.

4.С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков.

5.Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии.

6.Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.

7.Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

8.Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.

9.Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

 Порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

         Использовать интеллект-карты возможно с младшего дошкольного возраста. На примере темы «Домашние животные», давайте рассмотрим, как составить интеллект карту с детьми младшего дошкольного возраста. Интеллект-карта - это итоговая работа по теме «Домашние животные», на которой через различные виды деятельности дети получали информацию о внешнем виде, особенностях питания, проживания, о детёнышах животных. Организация данного вида деятельности может проходить как на занятии, так и в нерегламентированной совместной деятельности педагога и ребёнка. При составлении карты, я предложила детям игровую ситуацию: помочь бабушке Арише найти убежавших домашних животных, их детёнышей.  Я приклеила  в центр листа бумаги формата А3   изображение бабушки около избы, нарисовала стрелки от картинки, предложила ребёнку выбрать из предоставленных картинок домашнее животное, назвать его и приклеить к стрелочке. Дети по очереди находили животных (можно добавить картинки с дикими животными).  Затем дети нашли детёнышей этих животных, проговаривая, например, у коровы – телёнок, наклеивали картинки к стрелочке от мамы. Затем дети находили, чем питаются животные и жилище. Когда  интеллект-карта была готова, я составила свой  рассказ, как образец по одному из животных, а дети составляли свои, с опорой на карту. Интеллект карту «Домашние животные» мы повесили в группе, и ни раз ее использовали в различных видах деятельности как совместных, так и индивидуальных. Темы карт могут быть разные: времена года, профессии, наша страна, семья и др.  Карты могут быть как большого формата – совместные, так и индивидуальные, для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю познакомится еще с несколькими картами, которые мы составили с детьми.

        Считаю, технологию «Интеллект-карт» эффективной в работе с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.

(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способ...

Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре осно...

Педагогический проект" Сказкатерапия как средство развития связной речи и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; раз...

Консультация для педагогов «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Консультация для педагогов  «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников»....

Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"

Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...