« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

карачун светлана геннадьевна

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании). В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intelekt-karta1.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

С.Г.Карачун

 МАДОУ №81«Центр развития                       ребёнка –

Детский сад «Конёк-Горбунок»

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».   

                                                                                                                       Л. С. Выготский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании). В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. 

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса,  ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, нарушение грамматических связей между словами, трудности словообразования, низкий уровень речевой коммуникации) мне, как педагогу, приходится искать новые технологии , облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

 Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этой проблемы с помощью инновационных моделей. Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.  Поэтому мне  приходится  искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством  работы с детьми, имеющими нарушения речи.  

Одним из эффективных методов, облегчающих,  систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование интеллектуальных  карт

Актуальность: На современном этапе развития Российское дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной идеей непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Встраиваясь в общую систему  дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

Для меня такой технологией стал метод интеллект-карты. Современный мир - это большой поток информации. С таким потоком информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Справится с ней мне и детям группы, в которой я работаю, помогает интеллект – карта. Метод интеллект-карты основывается на нагляднообразном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Интеллект-карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

 Новизна  заключается в том, что освоить интеллект - карту способны дети с разными возможностями, в том числе дети с нарушением речи. Интеллект – карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Интеллект-карта помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению в работе и большого количества материала. Интеллект- карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века. Первоначально  этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться.  В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик.

Относительно недавно метод интеллект- карт  пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая  предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в своей  работе с детьми с речевыми нарушениями.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Методика составления карты:

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.    В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3.  Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4.   Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5.    Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Применение метода интеллект-карт позволяет развивать не только речевые способности детей, но и различные процессы мышления.

Моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические действия:

 – умение анализировать и синтезировать;

 – обобщать;

 – устанавливать причинно-следственные связи;

 – строить логические цепочки рассуждений;

 – доказывать;

 – выдвигать гипотезы и прогнозировать;

 – творческие способности;

  -воображение.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположенных в пространстве к умению анализировать,  дифференцировать, осуществлять классификацию предметов. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных свойств, умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

       

 В заключение можно сделать вывод: применение интеллектуальных карт в процессе обучения на занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на-Дону,2011.

2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.

Интернет-ресурсы:

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​c​f​i​n​.​r​u​/​m​a​n​a​g​e​m​e​n​t​/​c​o​n​t​r​o​l​l​i​n​g​/​m​i​n​d​-m​a​p​.​s​h​t​m​l​

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​f​o​k​a​r​t​.​r​u​/​k​a​r​t​y​-​u​m​a​-​k​a​r​t​o​g​r​a​f​i​y​a​-​r​a​z​u​m​a​

h​t​t​p​:​/​/​b​e​r​s​h​a​d​s​k​i​y​.​r​u​/​i​n​d​e​x​/​i​n​t​e​l​l​e​k​t​-​k​a​r​t​y​-v​-o​b​r​a​z​o​v​a​n​i​i​/​0​-​3​3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...

Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. За...