Доклад «Интеллект – карта как средство развития связной речи у детей с ОВЗ (ЗПР)»
проект по развитию речи

В.Светлана

Представлен опыт работы по теме самообразования «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников». Использование интеллект - карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников  как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект - карту способны дети с разными  возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ). Использование интеллект - карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников  как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект - карту способны дети с разными  возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ).Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте. Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте. Данный опыт будет полезен воспитателям компенсирующих групп детей с ЗПР, с ТНР, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vasileva_s.v.docx974.58 КБ
Файл doklad.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема «Интеллект – карта как средство развития связной речи у детей с ОВЗ (ЗПР)»

Тема «Интеллект – карта как средство развития связной речи у детей с ОВЗ (ЗПР)»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Введение

Цель:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста 6-7 лет с ЗПР посредством метода интеллект - карты.

Задачи:

1. Способствовать развитию умения детей составлять рассказ с опорой на наглядную основу (карту-схему).

2. Развивать у дошкольников навык самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий, анализировать и синтезировать предметы.

3. Воспитывать желание взаимодействовать в группе для достижения общей цели. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.

Актуальность:

На сегодняшний день у детей есть все для их развития: компьютеры, разного вида гаджеты, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

В целом уровень речевого развития у современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

В дошкольном образовании все педагоги пытаются внедрить новые идеи, формы и методы работы с детьми, чтобы детям было интересно, доступно, понятно и при этом решались развивающие, образовательные и воспитательные задачи.

Для меня такой формой работы для развития связной речи стал метод интеллект - карт. Метод интеллект - карт для развития связной речи у детей именно дошкольного возраста предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко.

Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте.

Новизна:

Использование интеллект - карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект - карту способны дети с разными возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ).

Методическая и практическая ценность:

Использование интеллект - карт является универсальным способом и доступна для детского восприятия. Её применение в деятельности помогает:

- выстраивать последовательность своих действий;

- запомнить (вспомнить) логические цепочки событий;

- легче составить описательный рассказ, опираясь на наглядный материалы;

- легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала.

Интеллект - карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать), выбирают способ работы (рисунок - коллаж, условные обозначения и т.п.), у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.

Планируемый результат:

- умение ребенка классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями;

- умение ребенка самостоятельно составить рассказ с опорой наглядную основу (карту-схему);

- умение детей взаимодействовать в процессе создания совместного продукта деятельности.

В качестве сопутствующих результатов внедрения опыта можно рассматривать:

- наличие готовых образцов интеллект - карт по различным темам;

- наличие конспектов занятий по речевому развитию с использованием интеллект - карт.

Основная часть

Представляю опыт работы по теме самообразования «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Работать по данной теме начала с 2022 по 2023 уч.год. Данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как уже показала практика, формой достаточно эффективной.

Я обратилась к этому методу потому, что на диагностическом этапе в начале учебного года я отметила у детей подготовительной группы следующие проблемы в развитии речи:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень передачи текста низкий.

Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи.

Метод «интеллект - карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект - карты". В мир дошкольных технологий, интеллект - карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.

На примере покажу общие требования к составлению интеллект - карты:

- Главная идея обводится в центре страницы.

- Лист располагается горизонтально.

- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- Каждая мысль обводится.

- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, таких как: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, познавательная.

Как я уже сказала, в своей педагогической практике применять интеллект - карты я начала с начала учебного года, с детьми 6-7 лет. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. На очередном утреннем круге в беседе по теме недели: что я знаю, что хочу узнать и где могу узнать, дети предложили зафиксировать это не письменно, а нарисовав на листе бумаги. Такой формат им понравился больше, тем более, что он был более доступен и понятен тем детям, кто еще не умеет читать. А в конце одного из занятий на тему «Овощи» дети сами нарисовали и наклеили картинки того, что они запомнили и что им было интересно. После чего мы сложили все картинки воедино, в центре обозначили тему и, получилась карта – схема. Так мы, потихоньку, познакомились с интеллект - картами и они прочно закрепились в деятельности детей не только в образовательном процессе, но и в режимных моментах (интеллект – карта «Правила группы»)

В речевом развитии я применяю её в трех последовательно друг за другом направлениях:

- первое направление: сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы (утренний круг). Я или дети самостоятельно предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу, рисуем (клеим картинки) то, что еще хотим узнать. Получившийся рисунок, наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к самостоятельному творческому поиску, а главное, знания, полученные таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

Например: мы хотели бы составить карту по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия. Труд людей на полях».

Что мы знаем о хлебе?

1. Какой он бывает? (белый, черный)

2. Для чего хлеб нужен человеку? (для питания)

3. Из чего готовят хлеб? (из теста)

4. Кто, где и как выращивают хлеб? ( агроном, на поле, сеют пшеницу и рожь)

Что хотим узнать о хлебе?

1. Почему хлеб белый и черный?

2. Кто, где, и как делает хлеб?

3. Чем полезен?

4. Виды теста?

5. Транспорт, используемый в полях?

Готовую карту предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально.

Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

- второе направление: закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект - карты развивает у детей умение выделить главную мысль, вспомнить и рассказать изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической или проблемной теме, развивается способность составлять распространенные предложения и рассказ полностью.

Пример: изучена проблемная тема (Правила группы)

1. Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.

2. Дети по интеллект - карте составляют описание по изученной теме.

- третье направление: развитие связной речи, составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте.

Рассказывая по интеллект - карте, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Для развития связной речи метод интеллект - карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект - картами и уровня развития детей.

1 вариант - дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект - карты, составленной педагогом.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект - карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.

2 вариант - дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его.

Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее), далее воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.

3 вариант - дети самостоятельно составляют интеллект - карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.

К концу учебного года я в своей работе перешла от первого ко второму варианту.

Пример: на занятии по развитию речи прочитали рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Задание: пересказ.

- прочитали рассказ;

- обозначили главную идею в центре (название рассказа).

- изобразили блоки от главной идеи с нумерацией.

- разобрали рассказ по частям с последующим моделированием (1ч. «В саду у дедушки Корнея»; 2ч. «Заветное желание и лень Миши»; 3ч. «Миша победил лень»; 4ч. «Миша получил заветное яблоко»);

- смоделировали рассказ полностью;

- дети самостоятельно воспроизвели рассказ по интеллект - карте.

В трех вариантах по использованию карт в развитии речи, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самими детьми. В этом случае, разница, определённо, очевидна.

Учите детей разработке интеллектуальных карт - они помогут им быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации сейчас и потом, формировать связные высказывания.

Результативность:

За очень недолгое время использования метода интеллект - карт, я вижу некоторую положительную динамику в развитии детей, в том числе и речевом:

Приложение 1

- пополнился словарный запас (сентябрь - 20% детей - май 50% детей);

- улучшилась лексико - грамматическая структура речи, в речи появились распространенные предложения (сентябрь - 25% - май - 40% детей);

- дети более связно, последовательно начали излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать рассказы (сентябрь – 35% - октябрь – 50% детей);

- развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками (сентябрь – 45% - октябрь – 65% детей)

С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные события, явления и факты. По их собственным словам, это отличный помощник, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации.

Разработка интеллект - карт помогла нам решать простые логические операции: сравнивать, сопоставлять предметы, располагать в пространстве, количественно определять общие и отдельные части, анализировать, классифицировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.

Интеллектуальная карта уникальна тем, что по одной лексической или проблемной теме в разных группах дети составляют разные интеллект - карты (подбирают свои картинки, символы, рисунки, которые они считают нужными).

Благодаря тому, что карта разбита на блоки, карта хорошо запоминается.

Метод интеллект - карты интересен, как воспоминание о проделанной работе. Интересно дополнить карту через некоторое время, объединив лексические темы, например: «Осень», «Деревья», «Птицы» и т.п. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать.

Заключение

Применение метода интеллект - карты в работе с детьми 6-7лет показало свою эффективность.

Данная система работы с детьми оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников. Итогом её использования стало развитие у воспитанников речевой инициативы в игре и общении, предпосылок грамотности, повышение уровня владения устной речью, построением речевого высказывания.

Приложение 1

График результативности в подготовительной группе

В диагностике приняли участие 12 детей.

Диагностика проводилась по программе Вераксы Н.Е. «От рождения до школы» и Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР»

Приложение 2

Интеллект – карты.

Ссылка на презентацию «Использование интеллект-карт»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников» Выполнила: Васильева Светлана Владимировна ДОКЛАД г. Усть-Илимск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Белочка»

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Новизна : Использование интеллект - карт является одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников как дома и в детском саду, так в будущем и в школе. Освоить интеллект - карту способны дети с разными возможностями (возможность применения в группах с детьми с ОВЗ).

Слайд 3

Цели и задачи по применению интеллект- карт Цель: р азвитие связной речи детей дошкольного возраста 5-7 лет посредством метода интеллект - карты. Задачи: Способствовать развитию умения детей составлять рассказ с опорой на наглядную основу (карту-схему). Развивать у дошкольников навык самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий, анализировать и синтезировать предметы. Воспитывать желание взаимодействовать в группе для достижения общей цели. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.

Слайд 4

Из истории:

Слайд 5

Метод интеллект – карт

Слайд 6

Использование интеллект – карт: Сбор материала о предмете или объекте.

Слайд 7

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы .

Слайд 8

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Слайд 9

Развитие связной речи. С оставление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте.

Слайд 10

Преимущества интеллект - карт ИК наглядность привлекательность запоминаемость своевременность творчество пересмотр

Слайд 11

Положительная динамика в речевом развитии:

Слайд 12

Заключение Применение метода интеллект - карты в работе с детьми 5 -7лет показало свою эффективность. Данная система работы с детьми оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных коммуникативных способностей дошкольников. Итогом её использования стало развитие у воспитанников речевой инициативы в игре и общении, предпосылок грамотности, повышение уровня владения устной речью, построением речевого высказывания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...

Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре осно...

Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Материал представляет собой теоритеческое  и практическое описание технологии "Интеллект-карты"....

Консультация для педагогов «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».

Консультация для педагогов  «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников»....

Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"

Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...