Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Ликонцева Инга Александровна

Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация « Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников» Составила: воспитатель Ликонцева И.А. МБДОУ №11 «Золотая рыбка» г.Таштагол

Слайд 2

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Слайд 3

*Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. *Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Слайд 4

Результативность применения метода интеллект-карт Наглядность Привлекательность Запоминаемость Творчество Своевременность Возможность пересмотра

Слайд 5

Общие требования к составлению любой интеллект - карты Главная идея обводится в центре страницы Лист располагается горизонтально Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета Каждая мысль обводится В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Слайд 6

Алгоритм создания интеллект - карт Постановка цели – рождение идеи «Мозговой штурм», цель которого – записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования» «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»

Слайд 7

Использование интеллект - карт Первое направление : сбор материала о предмете или объекте Второе направление: закрепление и обобщение материала Третье направление: развитие связной речи

Слайд 9

1 Направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Слайд 11

2. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация , классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Слайд 13

3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Слайд 14

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников.

1слайд:

             Сегодня  в  обществе  идет  становление  новой  системы  дошкольного

образования,  направленной  на  реализацию  ФГОС.  В  ФГОС

определены  конкретные  характеристики  и  качества  личности,    какими

должен  обладать  дошкольник,  готовый   к  переходу  на  следующую  ступень  образования.  В  результате  освоения  каждой  образовательной  области  должны  быть  сформированы  определенные  физические,  личностные   и интеллектуальные  качества (в различном сочетании).

        Работая  с  детьми  дошкольного  возраста  приходится  искать

вспомогательные  средства,  облегчающие,  систематизирующие  и

направляющие процессы усвоения детьми знаний.

         Поэтому,  само   введение  ФГОС и проблемы  в  обучении  дошкольников подчеркивает  необходимость  поиска новых  средств,  а  именно   применение  различных   образовательных технологий  и  методик,  которые    способствуют  приобретению дошкольниками  интегративных  качеств  личности,  а  именно

любознательность,  активность;  овладевший  средствами  общения  и

способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

             В  педагогической  практике  с  детьми  дошкольного  возраста  применяется

достаточное  количество  технологий  и  методик.  При  разработке

логопедических  технологий  кандидат  педагогических  наук,  доцент  В.  М.

Акименко  предложил  метод  интеллект-карт  в  использовании  развития

связной  речи  у  детей.  Я  взяла   метод   интеллект-карт  как  идею  и

адаптировала в работе с детьми .

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом

Тони  и   Барри   Бьюзен.  Этот   метод   используется  в   разных  сферах

деятельности, а также и в образовании.

   2слайд:

             Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

3слайд:

     Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

    Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

4слайд:

          Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

5слайд:

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

6слайд:

Алгоритм создания интеллект карт:

Постановка цели – рождение идеи

«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.

Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»

«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»

7слайд:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

  • Создание интеллект – карты в ходе  обсуждения предмета или темы
  • Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

8слайд

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

9слайд

Развитие связной речи.

 Составление  и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно,  словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

10слайд

    В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОНР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативную, познавательную, речевую. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пейзажная картина, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Изучение особенностей построения дошкольниками описательных  рассказов по пейзажной картине....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

«Сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи...

"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса "Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"...

Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста п...

«Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство  развития связной речи у старших дошкольников».Методика «сторителлинг&ra...

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....