Семинар -практикум для педагогов «Оптимизация двигательного режима дошкольников в ДОУ».
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)

Тема: «Оптимизация двигательного режима дошкольников в ДОУ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizaciya_dvigatelnogo_rezhima_kopiya.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

       

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Родник»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Оптимизация двигательного режима в ДОУ соответствии с ФГОС ДО»

Составила: Мартынова Е.В.

Консантиновка, 2019

Цель: оптимизация двигательного режима в ДОУ с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

  1. Вводная часть

С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь;

Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.  Нельзя недооценивать значимость ДА в развитии детей.

Сущность и значимость двигательной активности для детей?

  • развитие нервной системы -психики
  • интеллекта
  • физических качеств
  • формирование личностных качеств
  • здоровье
  • психолого-эмоциональное состояние

Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности, как по объему, так и по интенсивности.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.

 И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности.

Ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года».

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

  • общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
  • Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правилам и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов .
  • За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей.
  • Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом
  • Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;
  • Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
  • Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению.
  • Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки .

Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, согласно требованиям была составлена таблица двигательного режима МБДОУ «Детский сад №9 «Родник».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Родник»

Двигательный режим в ДОУ 

2019-2020 учебный год

(Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад № 9 «Родник»)

В первой половине дня

Виды организованной двигательной активности в режиме дня

Возрастные группы / временные отрезки (мин)

Вторая младшая группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Подвижные игры во время утреннего приема детей

(1 игра средней подвижности)

Ежедневно

3-5 мин

Ежедневно

7-10 мин

Ежедневно

10-12 мин

Утренняя гимнастика

(картотека инструктора по физической культуре)

Ежедневно

6 мин

Ежедневно

10 мин

Ежедневно

10 мин

 Подвижная игра перед занятием (организационная,  малой подвижности)

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

3-5 мин

Ежедневно

3-5 мин

Физкультурные занятия

2 раза в неделю в зале,1 раз на улице 15 мин

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 25 мин

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 30 мин

Музыкальные занятия

2 раза в неделю 15 мин

2 раза в неделю 25 мин

2 раза в неделю 30 мин

Физкультминутки

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

Упражнения и подвижные игры во время НОД

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

 Двигательные разминки во время перерывов между занятиями

Ежедневно

 3 мин

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

5 мин

 Подвижные игры и упражнения на прогулке (утром)

- сюжетные

- бессюжетные

- игры-забавы

- эстафеты

- аттракционы

Ежедневно

10 мин

Ежедневно

15 мин

Ежедневно

15 мин

Труд во время прогулки

Ежедневно

5мин

Ежедневно

10мин

Ежедневно

10мин

Целевые прогулки

7-10 мин

(вокруг здания детского сада)

25мин 1 раз в неделю

( за пределами детского сада)

30мин 1 раз в неделю

( за пределами детского сада)

Итого за первую половину дня

58мин

100 мин

106 мин

Во второй половине дня

Виды организованной двигательной активности в режиме дня

Возрастные группы / временные отрезки (мин)

Вторая младшая группа

Старшая группа

Подготови-тельная группа

Пробежки, хождение по массажным коврикам и дорожкам, в сочетании с воздушными ваннами, упражнениями для профилактики плоскостопия, нарушения осанки

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

до 10 мин

Ежедневно

до 10 мин

 Подвижные игры и упражнения на прогулке (вечером)

- сюжетные

- бессюжетные

- игры-забавы

- эстафеты

- аттракционы

Ежедневно

10 мин

Ежедневно

15 мин

Ежедневно

15 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА на вечерней прогулке

7-10мин

12-16 мин

12-16 мин

Итого за вторую половину дня

25мин

41мин

41мин

Итого двигательная активность в организованных формах деятельности за целый день

1ч01мин

1ч57мин

2ч02мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных, потребностей детей, особое внимание к гиперактивным детям (при необходимости уменьшать  двигательную активность), к детям с ОВЗ (наблюдение, регулирование двигательной активности)

В первой половине дня

Виды самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня

Возрастные группы / временные отрезки (мин)

Вторая младшая группа

Старшая группа

Подготови-тельная группа

Самостоятельная двигательная деятельность детей на утренней прогулке

Ежедневно

20мин

Ежедневно

30 мин

Ежедневно

30 мин

Самостоятельные игры в помещении и прочие движения в режиме дня

Ежедневно

20мин

Ежедневно

35 мин

Ежедневно

35 мин

Итого за первую половину дня

40мин

65мин

65мин

Во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей на вечерней прогулке

Ежедневно

20мин

Ежедневно

30 мин

Ежедневно

30 мин

Самостоятельные игры в помещении и прочие движения в режиме дня

Ежедневно

20мин

Ежедневно

35 мин

Ежедневно

35мин

Итого за вторую половину дня

40мин

65мин

65мин

Итого двигательная активность в самостоятельных формах деятельности за целый день

1ч20мин

2ч10мин

2ч10мин

Итого за целый день

2ч43мин

4ч31мин

4ч37мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"

конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"...

«Сказочный динамический час как средство оптимизации двигательного режима дошкольников»

Сказочный динамический час это развитие выразительности жестов, движений, мимики. Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог ... Ребенок, ...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДОШКОЛЬНИКА

Оптимизация двигательного режима дошкольника используя подвижные игры...

Подвижные игры как средство оптимизации двигательного режима дошкольника.

Подвижная игра- является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. ...