Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольника.
статья

Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников.

 

Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.

Задачи:

-побудить аудиторию педагогов к широкому использованию ИКТ в деятельности в ДОУ;

- показать практическую значимость информационно-коммуникационных технологий для организации работы с детьми дошкольного возраста;

- развивать творческий потенциал педагогов;

-способствовать формированию умения использовать ИКТ в работе с детьми.

- прививать педагогам интерес к ИКТ как к источнику учебной информации, как средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений;

- убедить педагогов в важности использования ИКТ.

 

Работая в дошкольном учреждении, мы педагоги всегда стремимся искать новые подходы для разностороннего развития воспитанников. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

На раннем этапе развития детей важным моментом является  формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на раннем этапе изучения занятия должны быть яркими, необычными как по форме, так и по содержанию.

Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются :

- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);

активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь;

формировать математическое и конструктивное мышление.

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на детей:

• вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок или воспитатель может:

- сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

- проводить длительные наблюдения;

- создавать фотоматериалы, которые могут использоваться, как иллюстративный материал вовремя ООД или культурных практиках;

- создавать коллекции фотографий, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения или использоваться в детских работах;

- изготовление шаблонов фотожурнала, которые можно заполнять вместе с детьми или родителями на мероприятиях, используя материалы собственных наблюдений и фотографии из коллекции;

- организовать тематические фотовыставки;

- возможно создание творческих работ с использованием фотоматериалов;

- проведение фотоотчета по заданной тематике;

- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Видеосъемка

В образовательных учреждениях существовала и существует реальная потребность в освещении различных направлений их деятельности, накопления и распространения педагогического опыта средствами видео материалов. Это – открытые ООД, семинары, конференции, походы и экскурсии, творчество детей - список можно продолжить.

Применение видеокамеры в организованной деятельности или в режимных моментах позволяет значительно расширить кругозор воспитанников.

Использование материалов сделанных с помощью цифровой видеокамеры дает возможность детям работать индивидуально, по группам или всей группой в целом,

С целью повышения познавательной активности детей более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой. Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить через телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить материал на отдельные этапы - действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и проанализированы воспитанниками и воспитателем на занятии.

С помощью видеокамеры воспитатель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию умений и навыков воспитанников. По мере накопления видеозаписей можно даже создать видеотеку группы. При тематическом планировании воспитатель определяет роль, место и приемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Преимущества интерактивной доски.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.

. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

В настоящее время учреждения образования, как правило, имеют достаточно технических средств для осуществления видеосъёмок и демонстрации фильмов – видеокамера (цифровая, цифровой фотоаппарат а теперь уже и видео проектор, перестали быть экзотикой.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но, все- таки, использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_poznavatelnoy_deyatelnosti_dokolnikov.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ при формировании познавательной активности

дошкольников.

Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.

Задачи:

-побудить аудиторию педагогов к широкому использованию ИКТ в деятельности в ДОУ;

- показать практическую значимость информационно-коммуникационных технологий для организации работы с детьми дошкольного возраста;

- развивать творческий потенциал педагогов;

-способствовать формированию умения использовать ИКТ в работе с детьми.

- прививать педагогам интерес к ИКТ как к источнику учебной информации, как средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений;

- убедить педагогов в важности использования ИКТ.

Работая в дошкольном учреждении, мы педагоги всегда стремимся искать новые подходы для разностороннего развития воспитанников. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

На раннем этапе развития детей важным моментом является  формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на раннем этапе изучения занятия должны быть яркими, необычными как по форме, так и по содержанию.

Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются :

- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);

- активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь;

- формировать математическое и конструктивное мышление.

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на детей:

• вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок или воспитатель может:

- сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

- проводить длительные наблюдения;

- создавать фотоматериалы, которые могут использоваться, как иллюстративный материал вовремя ООД или культурных практиках;

- создавать коллекции фотографий, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения или использоваться в детских работах;

- изготовление шаблонов фотожурнала, которые можно заполнять вместе с детьми или родителями на мероприятиях, используя материалы собственных наблюдений и фотографии из коллекции;

- организовать тематические фотовыставки;

- возможно создание творческих работ с использованием фотоматериалов;

- проведение фотоотчета по заданной тематике;

- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Видеосъемка

В образовательных учреждениях существовала и существует реальная потребность в освещении различных направлений их деятельности, накопления и распространения педагогического опыта средствами видео материалов. Это – открытые ООД, семинары, конференции, походы и экскурсии, творчество детей - список можно продолжить.

Применение видеокамеры в организованной деятельности или в режимных моментах позволяет значительно расширить кругозор воспитанников.

Использование материалов сделанных с помощью цифровой видеокамеры дает возможность детям работать индивидуально, по группам или всей группой в целом,

С целью повышения познавательной активности детей более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой. Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить через телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить материал на отдельные этапы - действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и проанализированы воспитанниками и воспитателем на занятии.

С помощью видеокамеры воспитатель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию умений и навыков воспитанников. По мере накопления видеозаписей можно даже создать видеотеку группы. При тематическом планировании воспитатель определяет роль, место и приемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Преимущества интерактивной доски.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.

. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

В настоящее время учреждения образования, как правило, имеют достаточно технических средств для осуществления видеосъёмок и демонстрации фильмов – видеокамера (цифровая, цифровой фотоаппарат а теперь уже и видео проектор, перестали быть экзотикой.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но, все- таки, использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Формирование познавательной активности дошкольников"

Презентация   "Формирование познавательной активности дошкольников" поможет  педагогам в выборе современных образовательных технологий по развитию навыков познавательной деятельности во...

Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора DUPLO).

План – конспект мастер-класса участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности дошкольников с использованием педагогической песочницы

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием педагогической песочницы, для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения....

Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников

Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

План – конспект мастер-класса Тема: Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора «Первые механизмы»).

Познакомить и повысить мастерство родителей – участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога-мастера с конструированием и робототехникой с помо...