Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников
методическая разработка

Уланова Наталья Валерьевна

Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ по теме:

Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников

Старший воспитатель Наталья Валерьевна Уланова 

Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.

Задачи:

-побудить аудиторию педагогов к широкому использованию ИКТ в деятельности в ДОУ;

- показать практическую значимость информационно-коммуникационных технологий для организации работы с детьми дошкольного возраста;

- развивать творческий потенциал педагогов;

-способствовать формированию умения использовать ИКТ в работе с детьми.

- прививать педагогам интерес к ИКТ как к источнику учебной информации, как средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений;

- убедить педагогов в важности использования ИКТ.

Работая в дошкольном учреждении, мы педагоги всегда стремимся искать новые подходы для разностороннего развития воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно.

На раннем этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на раннем этапе изучения занятия должны быть яркими, необычными как по форме, так и по содержанию.

Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются:

- обеспечить активное интеллектуально- познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);

- активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь;

- формировать математическое и конструктивное мышление.

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного материала, если получают информацию не только из рассказов воспитателя, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или познавательно – исследовательской деятельности сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эффективный результат. Эти средства познания окружающего мира должны стать средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

• вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок или воспитатель может:

- сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

- проводить длительные наблюдения;

- создавать фотоматериалы, которые могут использоваться, как иллюстративный материал во время ООД или культурных практиках;

- создавать коллекции фотографий, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения или использоваться в детских работах;

- изготовление шаблонов фотожурнала, которые можно заполнять вместе с детьми или родителями на мероприятиях, используя материалы собственных наблюдений и фотографии из коллекции;

- организовать тематические фотовыставки;

- возможно создание творческих работ с использованием фотоматериалов;

- проведение фотоотчета по заданной тематике;

- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Использование цифрового фотоаппарата в рамках образовательной деятельности предполагает собственное участие детей в создании аналогичных альбомов, а, следовательно, связано с выходом детей за пределы группы или сада, организацией экскурсий в лесополосу, другие места произрастания растений. В процессе работы над любым проектом, дети вместе с воспитателем или родителями учатся находить вокруг себя изучаемые объекты, сохранять их в виде цифрового фото и дополнять или заменять, имеющийся материал собственным. Таким образом они научатся анализировать увиденное.

Видеосъемка

В образовательных учреждениях существовала и существует реальная потребность в освещении различных направлений их деятельности, накопления и распространения педагогического опыта средствами видео материалов. Это – открытые ООД, семинары, конференции, походы и экскурсии, творчество детей - список можно продолжить.

Применение видеокамеры в организованной деятельности или в режимных моментах позволяет значительно расширить кругозор воспитанников.

Использование материалов сделанных с помощью цифровой видеокамеры дает возможность детям работать индивидуально, по группам или всей группой в целом,

С целью повышения познавательной активности детей более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой. Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить через телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить материал на отдельные этапы - действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и проанализированы воспитанниками и воспитателем на занятии.

С помощью видеокамеры воспитатель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию умений и навыков воспитанников. По мере накопления видеозаписей можно даже создать видеотеку группы. При тематическом планировании воспитатель определяет роль, место и приемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

Преимущества интерактивной доски

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

Заключение

В настоящее время учреждения образования, как правило, имеют достаточно технических средств для осуществления видеосъёмок и демонстрации фильмов – видеокамера (цифровая, цифровой фотоаппарат а теперь уже и видео проектор, перестали быть экзотикой.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но, все- таки, использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Формирование познавательной активности дошкольников"

Презентация   "Формирование познавательной активности дошкольников" поможет  педагогам в выборе современных образовательных технологий по развитию навыков познавательной деятельности во...

Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора DUPLO).

План – конспект мастер-класса участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году...

Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска      Способы и средства формирования познавательной активности детей ...

Консультация для педагогов«Деятельность педагога в формировании познавательной активности дошкольников»

В консультации рассмотрена деятельность вопитателя в формировании и развитии познавательной активности дошкольников....

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольника.

Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников. Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.Задачи:-побуди...