Главные вкладки

    "Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников"
    статья по окружающему миру по теме

    Волосатова Жанна Сергеевна

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperiment5.docx42.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментирование как средство формирования познавательной  активности дошкольников

            Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГТ дошкольное образование направлено сегодня на достижение цели интеллектуального развития детей, их познавательных интересов, детской одаренности.

             Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.

           Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.  

          Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.   Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

          Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

    - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

    - развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

    - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

    - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

    - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.  

          Эксперименты классифицируются по разным принципам:

    - по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

    - по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и так далее;

    - по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

    - по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

    - по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;

    - по продолжительности: кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут);

    - по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

    - по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

    - по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

    - по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

    - по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

    Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

    - постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

    - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

    - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

    - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

    - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

    - формулирование выводов.

          Педагогические условия развития познавательной активности у детей  дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования являются следующие:

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в процессе экспериментирования. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

    2. Стимуляция любознательности ребенка в процессе познавательной активности по средствам экспериментирования. В работе необходимо использовать   материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку.  Важно   не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый должен  не только передавать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

          Педагог     не   должен    подменять     инициативу    ребенка  своими замыслами,  или выполнять    творческое задание   за   ребенка,    пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить  и направлять замыслы ребенка, дать возможность  ребенку  самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание    продолжать   исследовать окружающий мир,–вот роль педагога в детской экспериментальной деятельности.

           Для положительной мотивации экспериментальной деятельности детей  необходимо использовать различные стимулы такие как:

    • новизна, необычность объекта

    • тайна, сюрприз

    • мотив помощи

    • познавательный момент (почему так)

    • ситуация выбора

           Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

           В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.  

              Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет   создание оптимальных условий для экспериментальной деятельности:

    1. Поддержание повышенного интереса детей к деятельности, содержащей опыты , эксперименты, исследования, наблюдения.
    2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
    3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
    4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
    5. Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
    6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
    7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.
    8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
    9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
    10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

           Хочется остановиться на некоторых особенностях при организации и проведении экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    • детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

    • не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло

    • не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

    • дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

    • необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

    • не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

    • соблюдение правил безопасности - это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

    Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

    • В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

    • В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

         В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

     


     

         

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

    Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

    Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни.

    Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни....

    Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни.

    Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни....

    Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

    Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

    С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...

    Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей

    Материал содержит познавательную информацию об опытах и экспериментах....

    ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

    ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ...