«Развитие организационных способностей в двигательной деятельности у младших дошкольников»
консультация

Львова Татьяна Владимировна

К моменту поступления в школу дошкольник должен уметь не только считать, знать буквы, уметь строить предложения и т.п., но и организовать самостоятельно свою деятельность (игру, любой труд, выполнения домашних заданий), подготовить место работы, игры, необходимый материал, уметь доводить начатое дело до конца. Другими словами можно сказать, что у будущего первоклассника должны быть хорошо развиты организационные  навыки и способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ «Развитие организационных способностей

в двигательной деятельности у младших дошкольников»

   

      К моменту поступления в школу дошкольник должен уметь не только считать, знать буквы, уметь строить предложения и т.п., но и организовать самостоятельно свою деятельность (игру, любой труд, выполнения домашних заданий), подготовить место работы, игры, необходимый материал, уметь доводить начатое дело до конца. Другими словами можно сказать, что у будущего первоклассника должны быть хорошо развиты организационные  навыки и способности.

    В физическом воспитании дошкольников действующие программы отводят значимую роль развитию двигательной активности, которая влияет на повышение работоспособности различных органов и систем организма ребенка, ее объем существенно сказывается на физическом развитии ребенка и его физической подготовленности.

     Двигательная активность дошкольника базируется на использовании пособий и физкультурного инвентаря. В младшем возрасте дети проявляют интерес к новым игрушкам и пособиям, необычным действиям, развивают подражательность. Цель двигательных действий побуждает детей к самостоятельному отбору соответствующего пособия для осуществления задуманного, созданию условий для действий. Если стихийная двигательная активность определяется внешними факторами, то целенаправленная двигательная деятельность, исходящая от самого ребенка, его интересов, вынуждает самостоятельно создавать условия для действий. Для этого ребенку требуются организационные знания и умения.

     Для формирования организационных способностей ребенок должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • узнавать и называть пособия, которые используются при выполнении физических упражнений (дуга, скамейка, корзина, мяч, мешочек, кегля и др.);
  • отбирать нужный материал, указанный педагогом, по цвету и величине, назначению;
  • различать пособия по характерным признакам: величине (мяч большой — маленький); длине (палка, скамейка длинная — короткая); высоте (дуга, кегля высокая — низкая); материалу, свойствам (мяч резиновый, он прыгает; шарик деревянный, он только катится; пластмассовый мяч тоже прыгает; ватный мячик не умеет ни прыгать, ни катиться);
  • знать правила безопасного переноса группы мелких предметов и крупных пособий (скамейки, маленького поролонового мата, дуги, корзины) для предупреждения травматизма и руководствоваться ими, взаимодействуя со взрослым и сверстниками;
  • владеть умением размещать пособия по условным меткам, используя прием наложения, и ставить названное пособие в обозначенное место.

   

     Чтобы повысить интерес детей к физическим упражнениям, желание действовать по-разному, в своей работе можно использовать тематические экскурсии в физкультурный зал.

    Первая такая экскурсия может быть связана с определенным предметом, например,  с мячами, их характерными свойствами и возможными действиями с ними. Подойдя к корзине с большими мячами, дети могут правильно назвать пособие, но словесно обозначить действия с ним не всегда могут. На предложение поиграть с мячом дети чаще выполняют бросание.

   Привлекаем внимание к его форме и свойствам: мяч круглый, гладкий, катится, «убегает» от нас; активизировали при этом тактильные ощущения. Выделить разницу в названии действий с мячом: его можно прокатывать, бросать, он умеет прыгать, может катиться быстро и медленно. Все эти сведения сопровождать  непосредственными действиями самих детей. Одновременно надо уточнить правильный захват большого мяча, чтобы его можно крепко держать, правильно действовать с ним.

     Затем знакомство с мячами расширяем: мячи бывают разного размера, разной фактуры (гладкие и с шипами), из разного материала.

     Дети могут сами установить разницу величины мячей, выделили общий признак — эти мячи тоже круглые и гладкие. Могут выполнить  по своему усмотрению действия с маленькими мячами: чаще всего они дублируют предыдущие движения с большим мячом. Перенос этих действий осуществлялся детьми самостоятельно без подсказки и указаний педагога.

    После знакомства с мячами можно предложить детям пластмассовые кубики.

    Можно задать вопрос «Кубик можно прокатить, он катится?». Действиями с ним проверить  предположение.

    Подобным образом строятся экскурсии по ознакомлению с гимнастической скамейкой, с обручами, с палками и прочим оборудованием.

   Таким образом, дети постепенно знакомятся с предметами, знакомятся с техникой их безопасного использования.

   Подбор пособий  дает педагог, но условия для выполнения создаются первоначально детьми вместе с педагогом, а в знакомых заданиях — детьми самостоятельно. По мере обогащения двигательного опыта инициатива в выборе действий принадлежала детям, а организационные умения позволяли осуществлять задуманное.

     Как уже отмечалось для формирования организационных способностей важен не только подбор пособий для определенных действий, но и их размещение. Поручаем детям: расположить палки, косички, короткие шнуры на полоски, начерченные линии для перешагивания, перепрыгивания; разложить кубики, кегли для пробегания между ними.  Сперва надо научить, и тогда ребенок сможет самостоятельно поставить оборудование на место.

    Подобные задания дети выполняют в повседневной жизни, на физкультурных занятиях с физическими упражнениями; действуют под руководством воспитателя. А поскольку двигательные задания широко используются в повседневной жизни, создаются благоприятные условия для приобретения опыта размещения пособий и оборудования всеми детьми.

     Если дорожку из палок ребенок может построить один, то чтобы сделать дорожку из шнуров, чаще всего придется обратиться за помощью к педагогу или сверстникам, тем самым создавая коммуникативные взаимоотношения.

    Таким образом,  складывается умение действовать в последовательности:

    - что хочешь сделать,

    - что для этого следует подготовить,

    - где и как ты это расположишь.

       На повышение двигательной активности в повседневной жизни влияет не только наличие пособий для выполнения движений, но и владение разнообразными действиями с их использованием в различных обстоятельствах, организационными умениями при создании условий для выполнения, развитие целенаправленности действий. Пособия подбираются как при планомерном освоении движений, их выполнении в разнообразных условиях, новизне осуществления, так и при появлении интереса у детей к выполнению желаемых действий.

    Проведенная работа поможет младшим дошкольникам понять необходимость учета условных меток, обозначений, расширить умения ориентироваться при размещении оборудования, определять свое местонахождение и направление движения относительно установленных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...

РАЗВИТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, интеллектуального и нравственного и художественно – эстетического воспитания,  поэтому  мы  уже  второ...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...