«Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе»
методическая разработка (младшая группа)

Татьяна Петровна Пономаренко

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА»

 

Методическая разработка

«Социально-психологическая адаптация ребёнка

  в обществе»

                                                                                            Разработала Пономаренко Т.П.

                                                                                            педагог-психолог высшей категории

                                                                                            МДОБУ  ЦРР детский сад «Березка»

                                                                                           

                                                         

ВВЕДЕНИЕ

   Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребенок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты (Психологическая защита специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта). При этом основная функция психологической защиты – сохранение позитивного образа «Я», ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, снижение тревоги и повышение самооценки. В литературе выделяют четыре составляющие позитивного образа «Я»:

   Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый.

   Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий других.

   Я -  умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию.

   Я -  красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».

   Образование механизмов психологической защиты позитивного образа «Я» связано с первым отрицательным опытом свободного самовыражения. Свободное выражение желаний с самого раннего возраста подвергается различным ограничениям, которых при всех минусах избежать полностью невозможно. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

                 Возраст

       Механизмы защиты

             От  0 до 1,5 лет

            Отрицание

            Проекция

             От 1,5 до 11 лет

            Регрессия

            Замещение

            Подавление

            Интеллектуализация

              От 11 до 13 лет

            Реактивное образование

            Компенсация

   

 Для правильного оценивания поведения ребенка и осуществления индивидуального подхода к его воспитанию необходимо знать об имеющихся возрастных особенностях проявления защитных реакций.

   Возникают они, как правило, для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование, как следствие пережитых неудач в конкуренции со сверстниками и др.

   Существуют разные точки зрения на проблему психологической защиты личности и проявление механизмов такой защиты у детей. В работах Р,М, Грановской, Л,Р, Гребенникова, Б,В, Зейгарник, В,Г, Маралова, И,М, Никольской, Е,С, Романовой и др. говорится о необходимости развития у детей навыков стратегии психологической защиты. Решению этой задачи посвящены коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предложенные занятия адресованы психологам, воспитателям ДОУ, школьным учителям и помогут найти оптимальную модель поведения с ребенком в психотравмирующих ситуациях.

                                                                                                       Утверждаю:

                                                                                                       Заведующий МДОБУ ЦРР                                                                                                

                                                                                                       Детский сад «Березка»                                                          

                                                                                                        ____________ З.И.Тукаева                                                        

                                                                                                       «___»__________  202__ год                                                              

                                                                                                        Приказ от «__»__ 202__ г. №__

 ПЛАН

педагога-психолога по коррекционно-развивающим занятиям с детьми

старшего дошкольного возраста  МДОБУ ЦРР д/с «Берёзка» по социально - психологической адаптации ребенка в обществе

   ЦЕЛИ:

- осознание защитных реакций, способов нейтрализации защитных механизмов:

   отрицания, проекции, регрессии, замещения, подавления;

- снижение значимости травмирующего фактора;

- повышение самооценки;

- снижение значимости неудачных поступков и действий.

   Форма проведения: групповая

   Наполняемость: 6 – 8 детей (в одной группе не более 1-2 гиперактивного ребенка) 

   Количество занятий: 20

   Периодичность: 1-2 занятия в неделю

   Длительность: 30 - 40 минут

   Структура занятий:

  1. Создание и обсуждение проблемной ситуации.
  2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.
  3. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).
  4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.   

Используемая литература:

Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.– М.: АРКТИ, 2019.– Серия «Развитие и воспитание»

Примечание: представленные коррекционно-развивающие занятия и игры, способствуют осознанию детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в детском саду, в школе.  

Тематическое распределение занятий

занятия

Тема занятия

Количество занятий

1

Установление эмоционально-познавательного контакта

1

2,3

Наши чувства и действия

2

4

Зачем человеку чувство стыда?

1

5,6

Учимся честно говорить о проступке

2

7,8

Почему трудно признать свою вину?

2

9

Детские жалобы

1

10,11

Учимся справляться с чувством протеста

2

12,13

Учимся справляться с чувством обиды

2

14

Мама – надежный защитник

1

15,16

Когда опасен гнев?

2

17,18

Всегда ли мы поступаем правильно?

2

19,20

Можно ли справиться со злом?

2

                             

Распределение занятий

по социально-психологической адаптации старших дошкольников в обществе по неделям

Содержание занятий по неделям

1-неделя

2-неделя

3-неделя

4- неделя

Занятие №

1

2

3

4

Цель: установление эмоционально-познавательного контакта.

________________

Приветствие.

- Упражнение «Знакомство».   

- Упражнение

 «Паровозик». 

- Упражнение

 «Передача воображаемого предмета».

- Упражнение

 «Передай чувства».

- Рисование

«Нарисуй свой страх». 

- Упражнение  «Снегопад»

Прощание.

Тема «Наши чувства и действия»

Цель: определить ведущие механизмы психологической защиты у детей; обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй; корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий – «Не очень-то и хотелось»

_____________________________________

- Проблемная ситуация: фигурки из пластилина; слушание стихотворения Н.Матвеева «Девочка и пластилин»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа

 на тему «Когда мне бывает плохо…»

- Чтение письма друзей Незнайки.

- Рисование

 на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»

Тема «Зачем человеку чувство стыда?»

Цель: продолжать обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения; развивать волевую регуляцию поведения.

__________________

- Проблемная ситуация: слушание стихотворения В.Лившиц «Мяч и Петя»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Беседа

на тему «Когда нам бывает стыдно?».

- Рисование на тему «Мой стыд»; беседа по содержанию рисунков.

- Советы от Незнайки. 

5

6

7

8

Тема

 «Учимся честно говорить о проступке»

Цель: развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность; продолжать обучение релаксации.

- Проблемная ситуация: история из рассказа А.Ульяновой «Кто разбил графин?»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Беседа

на тему «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»

-Рисование на тему «Радость»;

- Советы от Незнайки.

Тема

«Почему трудно признать свою вину?»

Цель: помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны; расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия напряжения.

- Проблемная ситуация: проблема Незнайки; стихотворение А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа на тему «Почему мы перекладываем вину на другого?»

- Рисование на тему «Мое настроение».

- Игра «Цветной дождь». Совет.

9

10

11

Начало 12 – 13 зан-я

Тема

 «Детские жалобы»

Цель: способствовать осознанию ребенком сути проблемы; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт; корригировать механизмы познавательной защиты за счет повышения самооценки.

- Проблемная ситуация: рассматривание рисунка плачущей девочки, стихотворен-е А.Барто «Сонечка»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение»;

- Рисование на тему «Веселое и грустное настроение»;

- Игра-шутка «Отыщи свою обувь»

Тема

«Учимся справляться с чувством протеста

Цель: осознавать протест как механизм защиты; корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень-то и хотелось».

- Проблемная ситуация: определение настроения Незнайки (грустное), выяснение причины; совместное обсуждение проблемной ситуации.

Показ иллюстрации грустного мальчика, стихотворение А.Барто «Одиночество».

- Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»; Советы.

- Игра «Король»

Цели: предоставить детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Полезна для стеснительных и агрессивных детей, которые получают право высказать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В этой роли можно проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. В игре четко заданы границы, поэтому все участники чувствуют себя в полной безопасности. Анализ, в конце игры, позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в группе.

Инструкция. Каждый из вас, по очереди побывает в роли «короля», в тот момент, все остальные дети становятся «слугами», и должны делать все, что приказывает «король», например, приказать, чтобы ему кланялись, что-нибудь подали и т.п. Дается время правления «короля» и сигнал, когда оно заканчивается.

 Проводится анализ упражнения.

Тема

«Учимся справляться с чувством обиды»

-Цель: помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления негативными эмоциями; учит выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

- Проблемная ситуация: испорчено настроение, выяснение причины на примере стихотворения В.Орлова «Кто кого обидел первый?...»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа на тему «Что такое обида?»

- Тренинговое упражнение: с помощью мимики и пантомимики изобразить роли обидчика и обиженного.

Рефлексия

Продолжение  12-13

14

15

16

- Рисование «обиды»

- Знакомство с новым советом, который дает Знайка

- Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать». Успокаивает нервную систему, гасит эмоции

Избавляет от тревожных мыслей помогает контролировать их, а не подчиняться им.

(1 минута)

-Упражнение «Небо»

Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Инструкция

Тема

«Мама – надежный защитник»

Цель: учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях; использовать для решения конфликтных ситуаций социально-приемлемые способы поведения: «прошу прощения», « говорю правду», «обнимаю», «сплю», «рисую».

- Проблемная ситуация: Незнайка поссорился со своей мамой. Чтение стихотворения Г.Ладонщикова

 «Я не плачу…»; совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа на тему «Когда мы ссоримся с родителями?»

- Тренинговое упражнение «Мамин голос» (выполняется под спокойную музыку), чтение стиха Э.Мошковской «Обида».

- Рисование на тему «Моя мама».

- Взрослый предлагает детям посоветовать Незнайке, как помочь себе в трудных ситуациях.

(Закрепление ранее изученных способов управления своим состоянием и поведением в психотравмирующих ситуациях.)

 Новые советы.

Тема «Когда опасен гнев?»

Цель: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения; учить детей конструктивным замещающим реакциям.

- Проблемная ситуация: решение спора, совместное обсуждение проблемной ситуации, чтение стихотворения В.Берестова «Петушки».

- Доверительная беседа на тему «Почему человек злится?». Этюд.

- Тренинговое упражнение «Сердитая старуха»: разыгрывание эпизода встречи старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, при помощи мимики и движений  (меняются ролями). Рефлексия.

- Рассказ К.Ушинского «Ветер и Солнце», чем можно заменить гнев?

- Рисуем гнев.

- Советы по управлению гневом.

- Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний.

Процедура игры: звучит веселая музыка, дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», а последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот увертывается от нее. Во время игры необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга.

.

17

18

19

20

Тема

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

Цель: формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

- Проблемная ситуация: случай с Незнайкой, рассказ В.Осеевой «Кто всех глупее?», совместное обсуждение проблемной ситуации.

- Доверительная беседа на тему

 «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»

- Рисование человека, обидевшего кого-либо. Советы.

- Игра с подушками – «Выбивание пыли»

Тема

«Можно ли справиться со злом?»

Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

- Проблемная ситуация: друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна.

Злость вызывает только злость.

- Чтение рассказа Э.Шим «Не смей!», обсуждение.

- Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?», конкурс художников.

- Притча про Змею и Мудреца, вопросы для обсуждения.

- Игра «Я могу защитить…»;

- Игра «Ястреб и птицы» (подвижная).

   

Используемая литература:

   Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.– М.: АРКТИ, 2019.– Серия «Развитие и воспитание»

   Примечание.

 Представленные коррекционно-развивающие занятия и игры, способствуют осознанию детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в детском саду, в школе.

                       

                                            Педагог-психолог: Пономаренко Т.П.

Конспекты

коррекционно-развивающих  занятий

«Социально-психологическая  адаптация ребенка в обществе»

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: «Установление эмоционального познавательного контакта»  

 

ЦЕЛЬ: установление эмоционального познавательного контакта; знакомство детей друг с  

              Другом; ознакомление с ритуалом дальнейших занятий; обеспечение успешной адаптации детей в новой группе; способствовать сплочению детского коллектива; повышение самооценки детей их уверенности в себе.

___________________________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:

- мяч;

- полотно для «речки» (озеро, горы, камни-кирпичики);

- листы бумаги, для рисования;

- карандаши, фломастеры;

- музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие: Добрый день тебе и мне,

                          Добрый день и всей стране,

                          Солнцу, небу, облакам,

                          Доброту твоим рукам!

___________________________________________________________________________________

  1. Упражнение «Знакомство» (в кругу, сидя на полу)

                     Крутись, вертись, катись,

                     С именем вернись… (мяч перекатывают другому по выбору)

       Упражнение «Снежный ком» (стоя в кругу)

      Имя, мяч передают другому (по цепочке вправо).

  Разминка

  1. Упражнение «Паровозик» (психолог участвует)

Дети двигаются друг за другом, держась за плечи.

          Вопросы. Где проезжал «паровозик»?

                           - через речку (перешагивание)

                           - по горам (вверх, вниз)

                           - через лужи (отводя ноги в стороны)

                           - по камням (тряска)

Все движения повторяются несколько раз со сменой ведущих, по желанию или назначению психолога.                                                                                Результат. Повышение самооценки.

Рефлексия. - Что вам больше понравилось?

                      - Какие чувства вы испытывали?

                      - Не страшно было?

____________________________________________________________________________________

    3. Упражнение «Передача предмета»

Психолог: «Этот предмет необычный, он воображаемый. Передаем по кругу до последнего, всем». (Например, сомкнутые ладошки, и говорят какой хотят передать предмет: «тяжелое бревно». Катя, какой ты хочешь передать предмет?

- книгу (много книг), (мотивация)

- цветок (букет)

- елочную игрушку

- свеклу (за хвостик)

Психолог: «Кто еще что-то хочет передать?»

                                                                Выполняются желания всех участвующих.

Рефлексия. - Какие ощущения испытывали? (нежные, теплые)

___________________________________________________________________________________

    4. Упражнение «Передай чувства» (начинает психолог)

Вопрос: - А чувства можно передать?

Например, что такое «нежность»? Можно погладить, приласкать.

- Передайте это друг другу.

- я передаю чувство радости (при этом можно передавать предмет)

- я, любовь

- я, доброту

- я, нежность

                      (ласку, тепло, дружбу, поддержку, понимание, взаимность и т.д.)

Рефлексия.  - Как вы чувствуете себя?

                       - А, как чувствует себя тот человек, который передает?

                       - А, как чувствует себя тот человек, который принимает?

_________________________________________________________________________________

    5. Упражнение «Нарисуй свой страх» 

Психолог усаживает всех в круг на полу.

            «Каждый в жизни чего-то боится. Кто-то темноты, кто-то чего-то другого.

             Сейчас мы будем рисовать свои «страхи». Возьмите листы бумаги, карандаши. Нарисуйте,

             чего вы боитесь в жизни больше всего. Рисуйте, как можете, передайте свой страх на  

             бумагу. Рисуем.

                             Во время рисования, психолог обращается к разным участникам с вопросом

- Что ты рисуешь? (ответы: темноту, собаку, змею…)

                              Психолог предупреждает, что внимание, заканчиваем рисовать.

Вы рисовали «страх». Как, вы, думаете, что сделаем дальше? (ответы)

Мы сейчас порвем эти страхи и избавимся от них. Рвем на мелкие кусочки.

Рефлексия.   - Как себя чувствуете?

                       - Что можно сделать еще?

                       - Кидаем разорванные кусочки вверх по ветру. (включить вентилятор)

                       - Катя, что ты чувствовала, когда рвала свой страх? Радость.

                       - Рома, что ты чувствовал, когда рвал свой страх? Удовольствие.

Психолог опрашивает всех.

Психолог: разлетелись наши страхи и исчезли. А еще пошел снежок и все  засыпал.

_________________________________________________________________________________

    6. Упражнение «Снегопад»

Что делать в снегопад? (разводят руки, спросив)

На улицу спешить! (бег на месте)

Что делать в снегопад?

Снегурочку лепить! (лепят)

Что делать в снегопад?

На саночках кататься. (приседают «Ух!»)

Что делать в снегопад?

От радости смеяться! (держась за живот, смех)

_____________________________________________________________________________________

    7.Упражнение «В кругу»

Психолог: «Давайте возьмемся за руки в круг. Поделитесь своими впечатлениями.

- Что понравилось на занятии? (ответы)

- Что особенно запомнилось? (ответы)

Занятие закончилось.

                                       Улыбнитесь друг другу.

                                       Спасибо! Спасибо друг, спасибо друг, спасибо дружный круг!

 

ЗАНЯТИЕ №2, № 3

Тема: «НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»  

          Цель: определить ведущие механизмы психологической защиты у детей; обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй; корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий – «Не очень-то и хотелось»

___________________________________________________________________________

 МАТЕРИАЛ:

- персонаж Незнайка (мягкая игрушка);

- две фигурки из пластилина;

- карточка со стихотворением Н.Матвеевой «Девочка и пластилин»;

- карточка с письмом друзей Незнайки;

- карточка со стихотворением В.Орлова «Я рисую море»;

- раздаточный материал «Пиктограммы клоуна и куклы (на каждого ребенка);

- карандаши;

- музыкальное сопровождение.

___________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Создание и обсуждение проблемной ситуации.

Проблемная ситуация по стихотворению Н.Матвеевой «Девочка и пластилин»

Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля.

Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагается послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:  «Девочка и пластилин»

Я леплю из пластилина-

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак…

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее Дуреха,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата,

Подошли и говорят:

- Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата,

А никто не виноват…

                               Н.Матвеева

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Кого лепила из пластилина девочка?
  • Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна – Дураком?

      Ответ. (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки.)

  • Почему так грубо назвала свои игрушки девочка?

Ответ. (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо.)

  • Что почувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо?

Ответы.

Затем предложить детям послушать концовку стихотворения:

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко…

Я леплю из пластилина,

Приговариваю так:

- Если кукла выйдет плохо,

Назову ее – Бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его – Бедняк.

_____________________________________________________________________________

  1. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.

Тема «Когда мне бывает плохо…»

  • Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует?

Ответ. Волнение, гнев, досаду, обиду ит.п.

  • Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?
  • Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)

Обобщаются ответы детей, и отмечается, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.

___________________________________________________________________________

      3. Чтение письма друзей Незнайки

Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения.

ПИСЬМО: «Здравствуйте, ребята! Нам хочется дать вам совет, как избавиться от своих неприятностей с помощью рисования:

  • Если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх – вы почувствуете облегчение;
  • С помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать все, что о нем думаете;
  • С помощью рисунка можно пофантазировать, исполнив все свои желания, мечты».

Незнайка в конце занятия рассказывает историю о том, что он очень любит купаться в море, а исполнить это желание не всегда возможно. От этого возникает чувство досады. Чтобы поднять себе настроение, он берет кисточку и рисует море. От этого на душе у него становится приятно и весело, как в стихотворении В.Орлова «Я рисую море»:

                             Я рисую море, голубые дали.

                             Вы такого моря просто не видали!

                             У меня такая краска голубая,

                             Что волна любая просто как живая!

                             Я сижу тихонько около прибоя –

                             Окунаю кисточку в море голубое.

Незнайка предлагает помочь девочке Оле поднять ее настроение.

Психолог: «А как, вы, считаете это можно сделать?» (Ответы)

                  «Нарисуем ей что-нибудь веселое, но сначала посмотрите.

                             Вот, Незнайка, он принес вам угадайку:

                            - Это, что тут, посмотри, кто нам скажет:  Раз, два, три…» (Ответы)

_____________________________________________________________________________

4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»

    Детям раздаются заранее приготовленные пиктограммы, и они рисуют. (Музыка)

    По окончании рисования проводится беседа.

  • Что вы чувствовали, когда рисовали клоуна и куклу?
  • Почему?  

Занятие закончилось. Всем спасибо!

ЗАНЯТИЕ №4

Тема: «Зачем человеку чувство стыда?»  

          Цель: продолжать обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения; развивать волевую регуляцию поведения.

___________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:

- персонаж Незнайка (мягкая игрушка);

- карточка со стихотворением В.Лившиц «Мяч и Петя»;

- оборудование для рисования: краски, кисточки, листы бумаги, вода, салфетки, подставки

   подкладные листы (на каждого ребенка);

- музыкальное сопровождение;

- карточка с советами;

- спокойная музыка для релаксации.

_____________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация  

 В гости к детям приходит сказочный герой Незнайка. Он не может понять, почему так громко плачет мальчик Петя, о котором пишется в следующем стихотворении:

«Мяч и Петя» поэта В.Лившиц

Мальчик Петя громко плачет.

Почему?

Мальчик Петя громко плачет

Потому,

Что у мальчика, у Пети

Был большой красивый мяч

И от мальчика от Пети

Он удрал сегодня вскачь.

А удрал тот мяч от Пети

Почему?

Что у мальчика у Пети

Этот мяч просили дети

Поиграть,

А в ответ на это Петя

Закричал:

- Не дам! Не смейте

Мяч мой брать!

Не понравилось такое

Поведение мячу:

- Я у мальчика такого

Оставаться не хочу

И от Пети ускачу! И ускакал…

Вот мяча и нету, значит.

Но подходят вскоре к Пете

Им обиженные дети:

- Мы нашли в кустах твой мяч.

На! Держи его! Не плачь!..

Мальчик Петя засмеялся

Почему?

Мальчик Петя засмеялся

Потому,

Что на Петю осерчавший,

Что от Пети ускакавший,

Где-то там в кустах пропавший,

Возвратился мяч к нему!

И когда спросили дети:

- Можно в мяч нам поиграть?

- Да! – ответил детям Петя.

Почему? А потому,

Что стало совестно ему!

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

- Почему плакал мальчик Петя?

- От чего ускакал от Пети мяч?

- Почему не дал Петя поиграть с мячом детям?

- Что чувствовал в этот момент Петя?

- А что чувствовали дети?

- Что чувствовал Петя, когда дети помогли ему найти мяч?

- Почему он разрешил им играть с мячом?

                       Взрослый обобщает детские ответы и подводит к выводу о том,

                       что  мальчику стало стыдно за свой поступок.

_____________________________________________________________________

  1. Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»

Незнайка задает детям вопрос: «А что такое «стыд»?».

(Стыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.)

- Отчего нам бывает стыдно?

- На что похож стыд?

- Какого он цвета?

- Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (Смущение, чувство позора.)

- Что вам хочется сделать в этот момент?

- Для чего человеку нужен стыд?

_______________________________________________________________________

3. Рисование на тему «Мой стыд»

Взрослый предлагает с помощью красок нарисовать свой стыд.

    Беседа по содержанию рисунков:

- Какие краски вы использовали для изображения стыда?

__________________________________________________________________________

4. Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь

Друзья прислали Незнайке несколько советов, которыми он делится с детьми:

   

 Совет 1. Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей – признать свою вину и попросить прощения.

   

Совет 2. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха – до семи.

                     Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышится, и ты сразу успокоишься.

   

 Взрослый предлагает запомнить эти советы и ощущения, когда ты представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняет релаксационные упражнения.

ЗАНЯТИЕ №5, №6

Тема: «Учимся честно говорить о проступке»    

          Цель: развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность; продолжать обучение релаксации.

___________________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:  

- персонаж Незнайка (игрушка);

- карточка с рассказом А.Ульяновой «Кто разбил графин?»;

- карточка с советами (смотреть занятие №4);

- оборудование для рисования кляксами: краски (жидкие), пластмассовые пипетки, листы  

   бумаги, вода, салфетки, подставки, подкладные листы (на каждого ребенка).

___________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

   Незнайка рассказывает детям историю, которая произошла с большим шалуном и проказником Володей из рассказа А. Ульяновой «Кто разбил графин?».

   «Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

- Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

- Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

   Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тете. В Казани, в квартире тети, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тетя.

   - Кто разбил графин, дети? – спросила она.

   - Не я, не я, - говорил каждый.

   - Не я, - сказал и Володя.

   Он испугался признаться перед малознакомой тетей, в чужой квартире; ему, самому младшему из нас, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился.

   Прошло два или три месяца.

Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

- Я тетю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тете Ане и что она, наверное, простит его».

_______________________________________________________________________

  Совместное обсуждение проблемной ситуации:

- Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

- Что чувствовал Володя, когда разбился графин?

- Почему Володя, спустя время, решил честно признаться маме в совершенном

   проступке?

- Отчего Володя расплакался ночью?

                                            Взрослый предлагает детям вспомнить советы,  

                                            которые могут помочь в трудную минуту.

________________________________________________________________________

2. Беседа на тему «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»

            Признать свою вину не всегда бывает легко.

  • Что мешает человеку честно признать свою вину? (Страх быть наказанным, потерять доверие, любовь, уважение и т. п.)
  • А как можно убедить себя сознаться в содеянном проступке?
  • Как понимать следующие высказывания:

      - «тайное всегда становится явным»;

      - «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Взрослый предлагает представить себя на месте мальчика Володи, который не решается сознаться в том, что разбил графин, и с помощью слов убедить себя сказать правду (проведение тренингового упражнения).

  • Что ты чувствовал, когда не решался признать свою вину?
  • Что ты чувствовал, когда убедил себя сознаться, признав вину, и попросил прощения? (Облегчение, радость…)

_____________________________________________________________________________

  1. Рисование на тему «Радость»

Взрослый, с помощью цветных клякс, предлагает детям изобразить чувство радости.

По окончании рисования обсуждается цветовая гамма рисунков.

_____________________________________________________________________________

      4.   Незнайка продолжает знакомство с приемами самопомощи

             Совет. Чтобы успокоиться, нужно несколько раз утвердительно произнести:

                           «Я спокоен».

             Взрослый предлагает детям сесть так, чтобы спина не касалась спинки стула,

             Расслабиться, закрыть глаза и несколько раз произнести: «Я спокоен».

              По окончании релаксационного упражнения можно спросить у детей,

               что они чувствовали.

 

ЗАНЯТИЕ №7, №8

Тема: «Почему трудно признать свою вину?»  

   

           Цель: помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны; расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других; обучить способам снятия напряжения.

_____________________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:

- персонаж Незнайка;

- карточка со стихотворением А.Кушнера «Кто разбил вазу?»;

- оборудование для рисования кисточками;

- карточка с письмом от друзей Незнайки. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка рассказывает детям о своей проблеме: он нечаянно разбил мамину большую вазу, и, испугавшись, что его накажут, он переложил вину на своего кота Ваську. Сначала ему даже легче стало – здорово выкрутился! – но теперь он понял, что поступил некрасиво.

Взрослый предлагает послушать стихотворение, которое поможет Незнайке и детям найти правильный выход из этой затруднительной ситуации. 

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я невиноват?

- Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

А. Кушнер

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Какая проблема возникла у мальчика?
  • Почему не сразу признался мальчик в том, что разбил вазу?
  • На кого он хотел переложить вину?
  • Почему мальчик решил переложить свою вину на кошку?
  • Что помогло признаться мальчику? (Чувство сожаления и справедливости.)

Взрослый предлагает детям и Незнайке найти правильное решение проблемы: необходимо честно признаться маме, попросить прощения не только у нее, но и у кота Васьки, которому сейчас, наверное, очень обидно, тогда на душе у Незнайки станет радостно и приятно.

_____________________________________________________________________________

2. Доверительная беседа на тему

    «Почему мы перекладываем вину на другого?»

   Взрослый предлагает детям вспомнить подобные ситуации, в которых они сами или кто-то другой перекладывал вину на другого, и рассказать об этом:

  • На кого ты переложил вину? Почему?
  • Что ты чувствовал в этот момент?
  • Кого наказали за проступок?
  • Как вы думаете, ребята, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?
  • Почему ему было обидно?
  • Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по вашей вине незаслуженно обидели?

_____________________________________________________________________________

             3. Рисование на тему «Мое настроение»

                 Взрослый предлагает с помощью цветных красок нарисовать свое настроение.

             По окончании рисования детям предлагается рассказать о своем настроении.

_____________________________________________________________________________

        4.  Письмо.

Незнайка показывает детям конверт с письмом от своих друзей с советом о          том, как улучшить свое настроение.

«Мы слышали, что Незнайка пережил трудную ситуацию. Мы все можем ему помочь прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Незнайка должен встать в центр, а все ребята вокруг него.

Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы посмотрите на Незнайку и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают, подобно большим снежинкам или крупным – крупным каплям дождя. Вы, можете выбрать любые цветы. Розы, маргаритки, незабудки, фиалки или  тюльпаны, львиный зев, колокольчики, пионы и другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как сильно пахнут эти цветы. Быть может, Незнайка тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат

(30-60 секунд)».  

                Игра «Цветной дождь»

На роль Незнайки выбирается сначала ребенок, изобразивший в своем рисунке плохое настроение.

                 Инструкция для взрослых

Необходимо следить за выражением лица ребенка и время от времени стимулировать процесс игры замечаниями типа: «Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Незнайка успел им нарадоваться».

Можно спросить отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнут.

   «Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Незнайка может полностью насладиться вашими цветами. Незнайка, ты не хочешь еще цветов?»

   Завершается игра вопросом: «Достаточно ли цветов тебе подарили дети?».

   «А теперь вы  можете остановить цветочный дождь, а Незнайка может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места».

                                        В конце игры взрослый выясняет, насколько улучшилось

                                         настроение у Незнайки и остальных ребят.

   В завершение занятия взрослый предлагает запомнить эту интересную игру, поиграть в нее дома с близкими, и дарит детям еще один совет, как улучшить свое настроение.

 

 Совет. 

             Если у вас испортилось настроение, вы можете лечь, расслабиться, закрыть глаза и

             представить огромную поляну красивых цветов, «вдохнуть» их аромат и

             насладиться этим зрелищем.

 

ЗАНЯТИЕ №9

Тема: «Детские жалобы»      

 

          Цель: способствовать осознанию ребенком сути проблемы; формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт; корригировать механизмы познавательной защиты за счет повышения самооценки.

_____________________________________________________________________________ 

МАТЕРИАЛ:  

- персонаж Незнайка;

- рисунок с изображением плачущей девочки;

- карточка со стихотворением А.Барто «Сонечка»;

- оборудование для рисования кляксами;

- повязка с салфеткой на глаза (для каждого ребенка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка показывает детям рисунок с изображением плачущей девочки и предлагает вместе узнать, что с ней могло произойти?

                                         СОНЕЧКА                                      А.Барто

Тронь ее нечаянно –

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

- Ой, я укололась! –

Слышен Сонин голос. –

Мне попало, что-то в глаз!

Я пожалуюсь на вас! –

Дома снова жалобы:

- Голова болит…

Я бы полежала бы –

Мама не велит…

Сговорились мальчики:

- Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

 Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Что случилось с девочкой?
  • На что она жалуется?
  • Как вы думаете, почему Соня постоянно жалуется на всех и на все?
  • Чего испугалась Сонечка?  

Взрослый обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что чем взрослее человек, тем он более становится самостоятельным, и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничать. Он сам может решать возникшие проблемы или обратиться за помощью. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

_____________________________________________________________________________

       2. Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение»

         Взрослый предлагает всем детям представить, что у них плохое настроение, а к ним

         пришли гости:

  • Что вы ощущаете, когда находитесь в плохом настроении?
  • Что вам хочется сделать в этот момент?
  • К вам уже пришли гости – как вы себя будете вести?
  • Вы попытаетесь поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)
  • Как вы сможете поднять свое настроение? (Закрепление советов, данных на предыдущих занятиях.)

_____________________________________________________________________________

3.Рисование на тему «Веселое и грустное настроение»

С помощью цветных клякс детям предлагается изобразить веселое и грустное  настроение.

По окончании рисования дети делают выставку работ и сравнивают краски, которые они использовали для изображения того или иного настроения.

Взрослый предлагает ответить на вопросы:

  • На какие рисунки приятнее смотреть?
  • Какие чувства вызывают рисунки с изображением веселого настроения?
  • Как вы думаете, почему нам иногда бывает грустно?

   Взрослый обобщает детские ответы и отмечает, что справиться с проблемами и

   возникающими трудностями человеку веселому, жизнерадостному гораздо легче,

   чем тому, кто смотрит на мир сквозь черные очки и постоянно говорит: «Я ничего не

   могу сделать», «Все так плохо…».

Незнайка вспоминает о том, как у него во время прошлой встречи поднялось настроение, когда он представил цветочный дождь.

_____________________________________________________________________________

4.Игра «Отыщи свою обувь»  

                      Поднять настроение могут игры-шутки, а их Незнайка знает много и

                      знакомит с одной из них, предлагая в нее детям сыграть. 

 Играющие становятся в круг. Снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек или туфлю. Затем надевают на глаза повязки, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. В это время обувь перемешивают в общей куче. По команде взрослого игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, надевают, зашнуровывают, застегивают свою обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все сделал быстро и правильно.

   

 

ЗАНЯТИЕ №10, №11

Тема: «Учимся справляться с чувством протеста»  

          Цель: осознавать протест как механизм защиты; корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень-то и хотелось».

__________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:  

- персонаж Незнайка;

- иллюстрация с изображением грустного мальчика;

- карточка со стихотворением А.Барто «Одиночество»;

- карточка с советами. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка приходит в грустном настроении.

Взрослый предлагает определить настроение Незнайки и выяснить у него, что произошло.

Незнайка рассказывает о ссоре со своими друзьями. Он решил, что лучше останется один, чем попросит прощения. А обиделся Незнайка на то, что друзья не дали ему в игре сделать первый ход, а ему очень хотелось.

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Из-за чего поссорились друзья?
  • Правильно ли поступил Незнайка, поссорившись с друзьями из-за очередности хода в игре?
  • Правильно ли поступили друзья Незнайки, не уступив ему в игре первый ход?
  • Что чувствовал Незнайка, когда друзья ему отказали в первом ходе?
  • Как бы вы поступили на месте его друзей?
  • Хорошо ли будет чувствовать себя Незнайка, оставшись один, без друзей?
  • Как помирить друзей?

Взрослый показывает детям иллюстрацию с изображением грустного мальчика, история которого очень похожа на Незнайкину, и читает стихотворение А.Барто «Одиночество»

Нет, уйду я насовсем!  

То я папе надоем –

Пристаю с вопросами,                              

То я кашу не доем,  

То «не спорь со взрослыми»

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется…          

____________________________________________________________________________

  1. Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»
  • Хотелось ли вам когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?
  • Что чувствует человек, оставшись один?
  • Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?

 Взрослый предлагает послушать концовку стихотворения А.Барто и узнать, как долго мальчик смог бы быть один и что он чувствовал?

Буду слушать  птичий свист

Утром, в перелеске,

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем!                                  

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе. Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу. Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем –

Приходите насовсем!

 Взрослый обобщает детские суждения и говорит, что человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть. Но у каждого человека бывают случаи, когда ему хочется побыть одному, и он имеет на это право.

В этом случае помогут следующие советы:

_____________________________________________________________________________

3. СОВЕТЫ

   Совет 1. Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чем-то приятном.

   Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу – животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним – и станет легче.

   Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то не откладывая поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.

   Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание – и, поверь, станет легче.

_____________________________________________________________________________

       4.ИГРА.  В конце занятия можно сыграть в «Короля». 

   Цели: эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом ни кого не смущая и не обижая. Наиболее она полезна для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе.

Поскольку в игре четко заданы границы, все участники чувствуют себя в полной безопасности.

Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в группе.

Инструкция: кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем?

Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

   Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побывать королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на девять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т.д. Кто хочет стать королем?

Со временем каждый ребенок должен получить возможность побывать королем. Сразу же надо сказать детям, что наступит очередь каждого.

За одно занятие в этой роли могут побывать два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, собрать всю группу в круг и обсудить полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым, умным, умеющим управлять королем.

      Анализ упражнения:

  • Как ты чувствовал себя, когда был королем?
  • Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
  • Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
  • Что ты чувствовал, когда был слугой?
  • Легко ли тебе было выполнять желания короля?
  • Когда королем был Рома (Коля), он был для тебя добрым или злым королем?
  • Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

ЗАНЯТИЕ №12, №13

Тема: «Учимся справляться с чувством обиды»  

   

          Цель: помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним; формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления негативными эмоциями; учит выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

_____________________________________________________________________________ 

МАТЕРИАЛ:    

- персонаж Незнайка;

- карточка со стихотворением В.Орлова;

- музыка «печального» характера;

- оборудование для рисования кляксами.

_____________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка.

Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили...

- Я дружил.

 - И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

  Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?
  • Почему они обиделись друг на друга?
  • Почему друзья забыли причину своей ссоры?

_____________________________________________________________________________

      2. Доверительная беседа на тему «Что такое обида?»

  • Что такое обида? (Чувство, которое возникает, если тебя оскорбили, или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек,  (родители, друг), с которым связано это чувство, тем сильнее обида.)
  • На что она может быть похожа?
  • Из-за чего люди обижаются друг на друга?
  • Приходилось ли вам обижаться?
  • Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

     ___________________________________________________________________________

      3. Тренинговое упражнение

  Дети распределяются парами. С помощью мимики и пантомимики они изображают роли обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются ролями.

По окончании упражнения предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Что вам хотелось сделать?
  • Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного? Что вам хотелось сделать?
  • Какая роль вам понравилась больше?

   Взрослый обобщает детские суждения и подводит к выводу:

- Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.

- Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздраженным.

- Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть и разрушить

   доброжелательные отношения.

- Человек, который попадает под власть таких негативных чувств, может причинить боль Другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

_____________________________________________________________________________

4.Рисование «обиды»  

 Звучит спокойная музыка «печального характера. Дети, с помощью цветных клякс, рисуют свою обиду.

   По окончании рисования спросите, помогли ли музыка и рисование почувствовать себя лучше? _____________________________________________________________________________

5. Знакомство с новым советом, который дает Знайка  

Совет.

 Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви!

Упражнения (которые разучиваются на занятии)

Взрослый обращает внимание на то, что обида – сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение помогут следующие упражнения:

        Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

  1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.
  2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
  3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
  5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое – надутый шарик.
  6. Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
  7. Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
  8. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.

   Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. (Время проведения упражнения 1 минута.)

             

              Упражнение «Небо»

        Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

  1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны

касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги.) Закройте глаза.

  1. Представьте, голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
  2. Вы ощущаете покой, тишину, радость.
  3. Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте. (Время проведения упражнения 5 минут.)

ЗАНЯТИЕ №14

Тема: «Мама – надежный защитник»  

          Цель: учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях; использовать для решения конфликтных ситуаций социально-приемлемые способы поведения: «прошу прощения», « говорю правду», «обнимаю», «сплю», «рисую».

_____________________________________________________________________________    

МАТЕРИАЛ:  

- персонаж Незнайка;

- карточка со стихотворением Г.Ладонщикова «Я не плачу»;

- спокойная музыка;

- карточка со стихотворением Э.Мошковской «Обида»;

- оборудование для рисования кисточками;

- музыкальное сопровождение.

_____________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка поссорился со своей мамой. К ней в гости пришла подруга.

Взрослые разговаривали на свои темы, а Незнайке стало скучно, и он стал вмешиваться в разговор старших, перебивать их. И вот теперь…

Чтение стихотворения: «Я не плачу»  Г.Ладонщиков                                       

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

- Ну, прости, в последний раз! -  

Я не плачу – слезы сами

Так и капают из глаз.

 Совместное обсуждение проблемной ситуации:  

  • Почему заплакал Незнайка?
  • Взрослый подводит детей к оценке реакции героя стихотворения – слезам. Слезы в нашей духовной жизни – это сильная эмоциональная разгрузка, защита от стресса. Слезы могут возвышать человека, если они являются проявлением таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие.
  • Что можно сказать о Незнайке и его слезах? (он добрый, и ему стыдно за свой проступок.)
  • Что чувствует человек, когда плачет?

_____________________________________________________________________________

  1. Доверительная беседа на тему «Когда мы ссоримся с родителями?»
  • Почему дети ссорятся с родителями?
  • Что ты чувствуешь, когда ссоришься со своими родителями? (Обиду, боль, злость, вину, стыд.)
  • Что тебе хочется в этот момент сделать?
  • Что ты делаешь для того, чтобы почувствовать себя лучше и изменить ситуацию?
  • Для чего человеку нужна мама? (Мама – защитник, мама – утешение, мама – друг.)

 _____________________________________________________________________________

  1. Тренинговое упражнение «Мамин голос»  (звучит спокойная музыка)  

   Закройте глаза, прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он такой знакомый, ласковый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки…

   Прочитайте вместе с детьми стихи Э. Мошковской: «Обида»

Я маму свою обидел.

Теперь никогда-никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Возьму я палку покрепче –

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

И вот, будет вечер зимний,

И вот, пройдет много лет.

И вот, в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет полетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит…

4. Рисование на тему «Моя мама»

    По окончании рисования взрослый обращает внимание на яркость красок, которые дети использовали для изображения своей любимой мамы – самого близкого человека, к кому можно обратиться за помощью в любую минуту.

_____________________________________________________________________________

5.Взрослый предлагает детям посоветовать Незнайке, как помочь себе в трудных ситуациях. (Закрепление ранее изученных способов управления своим состоянием и поведением в психотравмирующих ситуациях.)

            Новые советы

  • Если ты чувствуешь свою вину или страх быть наказанным взрослыми за совершенный проступок, то умение вовремя попросить прощения или честно сказать о содеянном поможет тебе сохранить добрые отношения и почувствовать облегчение.
  • Прижмись к маме, расскажи ей о случившемся – она умеет хранить тайны.
  • Сон – прекрасное средство защиты от неприятных переживаний. (Утро вечера мудренее.)

ЗАНЯТИЕ №15, №16

Тема: «Когда опасен гнев?»  

          Цель: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения; учить детей конструктивным замещающим реакциям.

_________________________________________________________________  

МАТРИАЛ:  

- персонаж Незнайка;

- карточка со стихотворением В.Берестова «Петушки»;

- карточка с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;

- карточка с рассказом К.Ушинского «Ветер и Солнце»;

- оборудование для рисования кляксами.  

____________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.

Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор:

  • Кулаков;
  • Спокойного тона;
  • Крика;
  • Насмешки;
  • Топанья ног.

             Людей привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми

             Петухами, которых так высмеивает поэт В.Берестов:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться –

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться –

Нечем будет петушиться!

_____________________________________________________________________________

       2. Доверительная беседа на тему «Почему человек злится?»

  • В каких ситуациях может злиться человек?
  • На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное…)
  • А вам приходилось когда-нибудь злиться?
  • Что вы чувствовали в этот момент?
  • Что хотелось сделать?

           Человек испытывает чувство злости, когда он бессилен удовлетворить свое желание

         Гнев – естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что

         возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия,

         изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или  

         неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные

         действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои

         чувства, не причинив вреда окружающим людям

   Взрослый предлагает детям почувствовать ощущение гнева с помощью небольшого

   этюда.

____________________________________________________________________________

          3. Тренинговое упражнение «Сердитая старуха»

. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.  Дети разыгрывают эпизод. Встреча старика и старухи. Мимикой и движениями изображают старика и старуху.

 Затем участники игры меняются ролями.  

…Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Опять к рыбке старика посылает:

«Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилась пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мной,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь – поведут поневоле»…

Вопросы для обсуждения  

  • Что вы чувствовали, побывав в роли «сердитой старухи»?
  • Что вы чувствовали, побывав в роли  «старика»?
  • Хотелось бы вам в реальной жизни испытывать такие же переживания? Почему?

____________________________________________________________________________

Незнайка, вступая в спор, часто считает, что спор можно решить только с помощью силы. Поможет найти детям правильный ответ рассказ К.Ушинского «Ветер и Солнце».

      4.Чтение рассказа.  

   «Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

   Сказал -  и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

   Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

   По окончании чтения рассказа необходимо уточнить у детей, чем можно заменить гнев? (Лаской, добрым отношением.)

_____________________________________________________________________________

     5. Рисуем гнев

 С помощью цветных клякс дети изображают гнев, затем анализируют со взрослым цветовую гамму и свои ощущения в процессе рисования.

      Советы по управлению гневом:

  • Поиграть с мячом, скакалкой или с боксерской грушей;
  • Побегать или попрыгать;
  • Покричать;
  • Станцевать «буйный танец»;
  • Заняться уборкой в комнате (трудотерапия);
  • Принять душ.

___________________________________________________________________________

      6. Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний.

Процедура игры: звучит веселая музыка, дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот увертывается от нее. Во время игры необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга.

ЗАНЯТИЕ №17, №18

Тема: «Всегда ли мы поступаем правильно?»  

 

          Цель: формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

___________________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:    

- персонаж Незнайка;

- карточка с рассказом В.Осеевой «Кто всех глупее?»;

- оборудование для рисования кисточками;

- подушечки для игры «Выбивание пыли».

___________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Незнайка рассказывает детям случай, произошедший с ним давно, но который его до сих пор беспокоит. Возвращаясь как-то домой, он нечаянно споткнулся о камень. Ему стало очень больно. В это время к нему подбежал котенок, и Незнайка пнул его ногой. Теперь он об этом очень сожалеет, ему стыдно и неприятно.

            Чтобы помочь незнайке, взрослый предлагает послушать рассказ В.Осеевой «Кто

            всех глупее»: 

   «Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

   Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

   Посмотрел Ваня на право, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку девочку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня – хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее  Барбос:

 - Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.

 - Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

 - Есть глупее меня, - говорит пес и на Таню показывает.

Услышала Таня.

 - И глупее меня есть, - говорит и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня – сзади никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» - подумал Ваня»

 Совместное обсуждение проблемной ситуации:  

  • А как вы считаете, ребята, кто самый глупый в рассказе в.Осеевой «Кто всех глупее»?
  • Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?
  • Что хотела сделать Таня рассердившись7
  • Почему она ударила ногой собаку?

 

  1. Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»  

  Детям предлагается рассказать о случаях, похожих на те, о которых они только что узнали. Взрослый выслушивает ответы детей, обобщает и задает вопросы:  

  • Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, когда, рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее: безобидных животных, людях?
  • Как чувствует себя обиженный человек (животное)?
  • Что чувствует человек, когда кого-либо незаслуженно обидел?

    __________________________________________________________________________

     

         3. Рисование  

    С помощью красок детям предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо. По окончании рисования дети обсуждают цветовую гамму, которую они использовали в своих рисунках.

    Незнайка говорит, что у него на душе стало немного легче от того, что смог поделиться своей проблемой и чувствами со своими друзьями и выразил душевную тревогу в рисунке.

   Взрослый знакомит детей с рядом советов, которые могут пригодиться в тех случаях, когда нам бывает трудно и мы не можем честно и открыто сказать о своих чувствах.

   

  Советы  

  • Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и не можешь сразу честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своем дневнике, в котором ты можешь записывать самые сокровенные мысли (срабатывает эффект исповеди, когда, раскаиваясь, человек получает физическое и эмоциональное облегчение и воссоздает полную картину того, что произошло, многое для себя проясняя).
  • Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного.
  • Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке или боксерской груше, и ты почувствуешь облегчение.
  • Чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом (хобби).

_____________________________________________________________________________

       4. Игра с подушками – «Выбивание пыли»  

   Детям предлагается выбить пыль из подушки.

«Наша подушка запылилась. Давайте поможем ей снова стать чистой и пушистой».

   Дети выбивают подушку, тем самым, снимая свое мышечное напряжение.

 

ЗАНЯТИЕ №19, №20

Тема: «Можно ли справиться со злом?»    

          Цель: формировать осознание последствий агрессивных способов защиты; обучить способам снятия напряжения; воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.________________________________________________________________

МАТЕРИАЛ:  

- карточка с рассказом Э.Шима «Не смей!»;

- черно-белое изображение злого персонажа (на 2 команды);

- цветные карандаши;

- карточка с записью притчи про Змею и Мудреца;

- мяч;

- зеркало (на каждого ребенка)._________________________________________________________________________

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблемная ситуация

Друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь…

   Что ты скажешь в данной ситуации?

Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов.

   Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать…»

   Уверенный: «Я считал, что мы договорились, и ты вернешь книгу сегодня».

При проигрывании упражнения необходимо сделать, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.

  • Какие чувства вызывают разные типы ответа?

Подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость.__________________________

      2. Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»  

   «Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят «куличи», стоят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем. Только у этих карапузов имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

    Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может он и не позволяет себя причесывать.

   Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

   А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко – стесняется...

     Но сегодня Татьяна победила Федора.

     Строил Федор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паучка прихлопнуть.

- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишко он не тронул. И Татьяну не тронул.

   Может, вправду, задумался – что ему сделали те, которые меньше него и слабей?»

              Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто – нет? Почему? ___________

     3. Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?»

  • Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.
  • Почему люди обижают слабых?
  • Кто надежнее: добрый или злой?
  • Можно ли справиться со злом?
  • Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»?  

     4. Рисование

   Взрослый предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников.

Дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета и др., должны превратить в доброго персонажа. ______________________________

         5. Притча про Змею и Мудреца

      «Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрей посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться.

   Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал:

- Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».      

            Вопросы для обсуждения:

  • Нравятся ли вам злые люди?
  • На кого похож злой человек?
  • Как вы поняли совет Мудреца?
  • От чего человек вынужден защищаться?
  • Как можно защитить слабого?________________________________________

           6. Игра в кругу «Я могу защитить…»

Участники игры образуют круг. Ведущий из центра подбрасывает мяч и предлагает по-разному закончить фразу: «Я могу защитить…», «Я могу защитить, потому что…».

_____________________________________________________________________________

           7. Подвижная игра «Ястреб и птицы»

   Ястреб, выбранный жеребьевкой ребенок, прячется от птиц-детей. Когда они приближаются к нему, он выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется.

В игре можно использовать грузинскую песню «Ястреб»:

                                                       Ястреб, ястреб! Кыш, злодей!

                                                       Все кричите посильней,

                                                       Чтобы выпустил цыпленка

                                                       Злой разбойник из когтей!

____________________________________________________________________________  

        8. Упражнение с зеркалом (для выполнения этого упражнения необходимо зеркало).

   Человек, который не в состоянии справиться со злыми чувствами, сам нуждается в помощи, потому что в порыве злобы часто не думает о своих словах и поступках, за которые потом ему самому станет стыдно, но признаться в этом сложно. Как ему помочь? Есть очень интересное упражнение с зеркалом, которое можно ему предложить, но сначала давайте сами его разучим.

 Итак, глядя в зеркало, скажите:

                                       - Я совсем не хотел(а) тебя обидеть.

                                       - Извини(те) меня, пожалуйста, я очень был(а) расстроен(а).

                                       - Извини(те), пожалуйста, я погорячился(лась).

Понаблюдайте за выражением своего лица – оно может быть растерянным, смущенным, но извинение принесет облегчение и вам, и тому человеку, которому вы причинили боль.

Советы  

  • Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.
  • В каждой тревожной и печальной ситуации пытайтесь уловить юмористические нотки, посмотрите на себя со стороны.
  • Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь успокоиться и разобраться в их причинах.
  • Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь, но наедине, мысленно представляя себе противника.
  • «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».
  • Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.

ЛИТЕРАТУРА

С.И.Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе.

                          Коррекционно-развивающие занятия.

                          Издательство АРКТИ Москва 2019.- Развитие и воспитание.

     ПРИМЕЧАНИЕ  

                                Разработала и подготовила конспекты занятий Пономаренко Т.П.,

                                педагог-психолог высшей категории, МДОБУ ЦРР - «Детский сад

                                «Березка», г. Сибай, РБ - 2020 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.

В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...

О социально – психологической адаптации

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует о...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – насегодняшний день одна из актуальных проблем современного российскогообщества. Новые стандарты образования нацелены на обеспечение участия вс...

Консультация для воспитателей "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе"

Консультация для воспитателей "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе"....

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...