ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (подготовительная группа)

Трощенкова Елена Александровна

В наше время взаимодействие ДОУ и семьи приобретает особую значимость и эффективность и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений.

   Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является метод проектов. Как сделать работу над проектом на первом этапе наиболее эффективной и рассматривается в данной статье.

   В статье подробно проанализирован констатирующий этап проектной деятельности, и рассмотрены вопросы,  задачи и возможности, непосредственно касающиеся взаимодействия семьи и ДОУ на этом этапе проектной работы.   

   На примерах из практики показано, как нужно выстраивать работу педагогов, чтобы взаимодействие семьи и детского сада было максимально эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Трощенкова

ГБДОУ  детский сад №16

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга 

Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В разные исторические периоды педагогика по-разному относилась к тому, чья роль в воспитании ребенка была главенствующей: семьи или общества. В наше время отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. [1].

Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время огромны. Однако, далеко не во всех семья знают, как использовать эти уникальные возможности. Именно поэтому взаимодействие и симбиоз двух институтов воспитания (ДОУ и семьи), в настоящее время приобретает особую значимость и эффективность, и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений. [2].

Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является метод проектов.

Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, основной целью которого становится объединение усилий в педагогической работе и установление доверительных, равноправных и партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами с целью более эффективного развития и воспитания ребенка.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность имеет огромное значение и носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, что делает этот метод одним из важнейших форм взаимодействия ДОУ и родителей. [3].

Как известно, регламент проектной деятельности включает в себя

3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (этап презентации).

          Остановимся подробнее на первом из них – констатирующем этапе и обратим свое внимание на вопросы, задачи и возможности, непосредственно касающиеся взаимодействия семьи и ДОУ на этом этапе проектной работы.

 Основными задачами 1-го этапа в плане работы педагогов и родителей являются: выявление мотивации  родителей на предстоящую деятельность; знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала. От того, как будет организована работа на первом этапе, от того, как сложится взаимодействие педагогов и родителей зависит конечный результат проекта.

На подготовительном этапе, в первую очередь, необходимо проанализировать первоначальные данные: состояние работы с родителями в группе, вопросы отношения родителей к детскому саду, как к источнику педагогического просвещения, а также потребности родителей в просвещении в тех или иных вопросах воспитания. С этой целью проводится анкетирование родителей, которое включает в себя вопросы о ценностных ориентирах семьи, о компетентности родителей в педагогических вопросах, о вопросах, вызывающих затруднение или интерес у родителей, об отношении семьи к ДОУ в целом, о степени авторитетности педагогов, о вопросах совместной деятельности родителей и педагогов.

Значение результатов получаемой информации невозможно переоценить. Только учитывая всю полученную информацию, можно планировать дальнейшую эффективную и успешную проектную деятельность.

Очень важным моментом можно считать выбор темы проекта. Изучив анкеты, можно выбрать тему (или наиболее значимую линию темы), которая будет интересна и полезна как для детей, так и для их родителей. Понимая  заинтересованность большинства родителей той или иной темой, мы можем говорить о том, что учитываем мнение и пожелание родителей. Родители же, в свою очередь, могут быть уверены, что их мнение услышано, что их пожелания учтены, и что работа педагогов и семьи идет в одном направлении.

В процессе выявления пожеланий родителей в плане образовательной и воспитательной деятельности в группе и к ДОУ в целом, появляется линия поведения ДОУ для установления более тесного взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения. Здесь у педагогов появляется уникальная возможность расставлять нужные акценты на тот или иной вопрос как в вопросах темы проектной деятельности, так и в плане образовательной деятельности ребенка, а также в плане педагогической помощи родителям в вопросах воспитания ребенка, если она требуется.

Только при этих условиях можно будет говорить об эффективности взаимодействия семьи и ДОУ на 1-ом этапе проектной деятельности, и ожидать дальнейшего продуктивного взаимодействия и, как итог всей работы, - хороших конечных результатов проекта.

Одновременно с этим, получив информацию о приоритетности в вопросах воспитания родителей, можно спланировать дальнейшую работу по тому, или иному направлению в воспитании детей, сделать грамотный акцент на тех или иных моментах в воспитании. Выделив наиболее спорные, по мнению родителей, моменты воспитания, можно направить работу в нужном направлении, посоветовать ту или иную литературу, разработать рекомендации для родителей и т.д. Спорные или приоритетные вопросы воспитания могут стать темой родительского собрания, подборки литературы и т.д. Таким образом, взаимодействие становится более направленным и сможет решить в последующем конкретные насущные и злободневные вопросы воспитания. Конечно, нужно учитывать степень компетентности родителей в педагогических вопросах, так как от этого зависит уровень общения педагогов и родителей в дальнейшем.

Бесспорен тот факт, что родители зачастую недостаточно времени проводят со своими детьми, не всегда бывают грамотны в педагогических вопросах, не всегда знают, чем занять ребенка в свободное время и т.д. Статистика показывает, что родители детей дошкольного возраста – это, в основном, молодые люди с высшим или специальным образованием, знающие, как им кажется, как нужно воспитывать ребенка. Поэтому диалог с родителями должен быть построен только на основе партнерства и равенства, и может носить скорее рекомендательный, нежели обучающий оттенок.

Возможна только тактичная коррекция взглядов и убеждений родителей в педагогических вопросах, и ни в коем случае не попытка кардинального изменения их отношения к воспитательным и образовательным моментам. Дать своевременный совет и рекомендацию по воспитанию ребенка, не задев личные представления и убеждения родителя, — это тот уровень взаимодействия, который сейчас особенно важен, и к которому нужно стремиться.

Особое внимание, следует уделять выявленным вопросам воспитания, которые вызывают затруднение у родителей. Если это вопрос конкретной семьи – при желании самих родителей, стоит дать личные рекомендации. Анонимность и корректность, в данном случае, будут иметь решающее значение. Вопросы, вызывающие затруднение, могут так же стать темами родительских собраний, тематических и информационных папок и т. д.

Огромное значение имеет информация о том, кто или что является источником информации для родителей по педагогическим вопросам. Конечно, это педагогическая и психологическая литература и интернет, консультации у педагогов в детском саду, а так же интуиция и жизненный опыт самих родителей. Изучив данные анкетирования, можно сделать вывод, насколько часто семья прибегает к помощи педагогов детского сада, насколько велика компетентность воспитателей (по мнению родителей), насколько доверительно взаимодействие семьи и ДОУ в целом. И, исходя из этого, следует усиливать или видоизменять работу с родителями со стороны педагогов, или же менять направление работы с родителями.

Несомненно, большое значение имеет информация, полученная от родителей о том, как понимают родители совместную работу педагогов и семьи, представляют ли они систему и направление такого взаимодействия. Не меньшее значение имеет готовность родителей идти на диалог, заинтересованность в работе ДОУ и педагогов, желание принимать участие в совместных проектах. Поэтому очень важно то, что в процессе проектной деятельности у родителей появляется понимание, как и на каком уровне, находится развивающая и воспитательная деятельность в ДОУ. Одновременно с этим родители получают опыт работы над проектом трёх сторон (ребенок – родитель - педагог), который пригодится в начальном школьном образовании.  

В процессе проектной деятельности у родителей появляется понимание, как и на каком уровне, находится развивающая и воспитательная деятельность в ДОУ. Понимая, что опыт участия детей в проектах пригодится в школьном образовании, родители более охотно идут на такой вид совместной деятельности в ДОУ, приобретая опыт совместной работы трёх сторон (ребенок – родитель - педагог) над темой проекта.

Несомненно, умелое и грамотное использование педагогами в проектной деятельности предложений родителей будет свидетельствовать о доброжелательном и партнерском диалоге педагогов и родителей, что наилучшим образом скажется как на результатах данного проекта, так и на взаимодействие семьи и ДОУ в будущем.

Данные анкетирования помогают так же проанализировать, насколько родители готовы идти на контакт и принимать участие в совместных мероприятиях и т. д. Основываясь и опираясь на эти данные, нужно постараться вовлечь максимальное число родителей в совместную деятельность, мотивировать семьи к активному участию в жизни группы и детского сада в целом. Проведя соответствующую разъяснительную работу, можно и нужно максимально вовлечь родителей в активное взаимодействие.

Важно так же учесть, что конкретно ожидают родители от ДОУ в целом, от педагогов и от совместной деятельности. Учитывая эти данные, можно менять направление или методы работы, планирование промежуточных и конечных результатов (и т.п.) в целях достижения максимально эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.

 На первом этапе так же происходит ознакомление родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с её возможными вариантами, с методической и материально-технической базой по выбранной теме, а так же с планом работы и сценарием финала проектной деятельности. И снова на первый план выходит разъяснительная работа педагогов. От того, как и в каком виде будет доведена информация о проекте до каждой семьи, зависит как дальнейшее взаимодействие и общение всех сторон проекта, так и конечный результат проекта.

В результате полученной информации о родителях и согласно теме проекта составляется план работы и взаимодействия педагогов и родителей. Например, необходимо запланировать и скоординировать, каким образом родители с детьми будут выполнять свою конкретную задачу в рамках проекта.  Задача педагогов будет, в частности, заключена в постановке задач перед семьями или группами семей. Учитывая степень желания родителей участвовать в проектной деятельности, возможно, стоит дифференцировать темы и задачи. Например, можно предложить родителям, у которых желание взаимодействовать менее выражено, более выигрышное направление изучения темы, или же выбрать под-тему проекта в соответствии с внутренними интересами семьи. Этим способом можно заинтересовывать практически каждую семью в участии в проекте. Таким образом, индивидуальный подход педагога при планировании проектной деятельности может существенно мотивировать родителей на взаимодействие, что, в свою очередь, положительно скажется как на результатах проекта, так и на уровень, окраску и дистанцию диалога между родителями и ДОУ в дальнейшем.

Важно также сориентировать каждую семью, как и в какой форме,  рекомендуется выполнение «домашнего задания», а так же в форме конечного продукта работы каждой семьи в рамках проекта. И здесь снова важен дифференцированный и индивидуальный подход к каждой семье. Для этого можно запланировать консультации (коллективные и индивидуальные), а так же рекомендации по литературе и интернет-ресурсам на тему проекта. Важно, чтобы у родителей сложилось и укрепилось мнение, что к их вопросам и работам   отнесутся с уважением и пониманием.

Таким образом, при грамотном построении совместной работы родителей и педагогов на первом этапе проектной деятельности, степень взаимодействия семьи и ДОУ уже может стать максимально эффективной и результативной. Важно, чтобы у родителей сложилось понимание того, что проектная деятельность положительно влияет на все стороны взаимоотношений «ребенок – родитель – педагог».

В настоящее время педагоги и практически все родители понимают, что только совместная работа может дать хорошие результаты в воспитании и развитии детей. Именно поэтому проектная деятельность, как вид взаимодействия семьи и детского сада, имеет  огромный потенциал для дальнейшего объединения наших усилий в вопросах воспитания и образования детей.

Еще раз подтверждается вывод В.А Сухомлинского о том, что «задачи воспитания ребенка могут быть выполнены в том случае, если связь детского сада и семьи строится на основе доверия и сотрудничества». [4].

Библиографический список

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации"  [Электронный ресурс].  URL: http://www.consultant.ru/  (дата обращения 20.04.2020) 

     2.  Полякова Т.Н. Педагогический метод проектов: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Полякова - СПб.: СПб АППО, 2012. – 102 с.  

    3. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие / В.П. Дуброва. - Минск, 1997. –

     123 с.            

         4.  Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с

      главным    партнером в организации воспитательного

      процесса (методические рекомендации) - Оренбург: Оренбургский

      ИПК,   2003. -  124 с.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Взаимодействие семьи и ДОУ на современном этапе

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 162...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.

Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.

Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем по...

Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности

Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения....

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...