Круглый стол для воспитателей детского сада «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Кинарейка Ольга Анатольевна

Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад «Тополёк» г. Волгодонска

Круглый стол

Тема: «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»


Цель:

Ознакомить воспитателей методам и приемам снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Задачи:

1. Развивать активный интерес к воспитанию и психоэмоциональному состоянию ребенка.

2. Расширять педагогические знания по вопросам воспитания и развития детей в играх.

Подготовительная работа: разработка памяток по данной тематике для воспитателей

выступление подготовила: педагог-психолог
Кинарейка О.А.

Волгодонск

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей»

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом.

Уважаемые коллеги, что может вызвать психоэмоциональное напряжение у ребенка и отразиться на его нервно-психическом здоровье?

          В первую очередь, это непростые жизненные ситуации в семье, от которых страдают дети.
         Когда дети
испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

          Именно в дошкольном детстве - закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка:
- происходит его интенсивный
рост и развитие,
- формируются
навыки и привычки,
- вырабатываются черты характера
.        
        Поэтому необходимо
обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

          Стресс, это ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.

          Стресс, приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
         
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начинать с детского возраста. 
Для этого и
родители, и педагоги детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

         Взрослым необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, но и научиться на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.

          В разном возрасте у ребенка различные «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

          - Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

ПродолжительностьПлохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с семилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

ИнтенсивностьОказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь?
Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы.
    Насколько его поведение не соответствует привычному?
    Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

       

       Скажите уважаемые коллеги, какие признаки могут нам указать на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии?    

      Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии.
1.
Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.    Спасибо…

          Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались, не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

 Если взрослый почувствовал, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему.
      Причинами стрессов и психотравм у детей может являться:

- разлука с близкими людьми, начиная от похода в детский сад,
- перемены в привычном течении жизни,
- на третьем месте по распространенности - телевизионные программ,
- часто стрессы связаны посещением врача или парикмахера, больницей
(отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей),

- распространенная причина стресса – это развод родителей.    

         
        Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д.

         Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.      
       
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка:
- выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям,

- обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи,
- в целом успешному развитию ребенка
   
 Основные средства профилактики и коррекции        психоэмоционального напряжения у детей.

Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Он сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.
     

  Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. 
          Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление).
Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у наших детей.
Даже
небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий.
Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Проводить упражнения можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

       - Предлагаю выполнить упражнение - «Спаси птенца»
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит.
     - Предлагаю еще поиграть - «Ласковый мелок».  
Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее:
Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо.
И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?»
И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?»
       
После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

                Упражнение «Гуси». 
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.
Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые
 резвые.

- Скажите пожалуйста, а какие релаксационные упражнения вы используете в работе с детьми?

          Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как
                     сон,
                                    питание,
                                                             закаливание.

        В детском саду строго выполняется режим дня, поэтому все его компоненты здорового образа жизни предусмотрены.
       С целью поднятия мышечного тонуса и создания хорошего настроения
проводится утренняя зарядка.
      Физкультурные занятия, прогулки
дают возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом, что оказывает терапевтическое воздействие на организм детей.
       
К сожалению, не всегда проводятся закаливающие процедуры, которые повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность.   
       
Психологический комфорт детей во много зависит и от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза.
Для этого в столовой желательно, чтобы звучала спокойная музыка; взрослые должны есть вместе с детьми.
Для чего скажите вы?
Ненавязчиво приучая детей к хорошим манерам.
       Далее, в момент укладывания спать должна звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, можно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, “Засыпай, Танюша… Спи, мой хороший” и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.

- Скажите уважаемые коллеги, о чем вам говорит следующая фраза?

«Эмоциональное благополучие педагога - фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка».
           От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
         
В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования.

Предлагаю выполнить тестирование
«Оценка эмоционального благополучия»
 Г. Любина.

2 – согласен 1–согласен в некоторой степени 0-не согласен

         У меня много друзей.

         Похоже я нравлюсь людям.

         Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор.

         Мне просто приспособиться к внезапным изменениям.

         Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь

         Мне легко любить других людей.

         Мне нравиться моя работа.

         Мне просто выражать мои чувства.

         Обычно я счастлив.

         Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком.

         Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотят общаться.

         Мне бы не хотелось многое менять в себе.

Ключ:

22-24 очка. Вы достигли эмоционального благополучия. Вы уважаете себя, ощущаете свою индивидуальность и умеете радоваться жизни.

18-21очка. Вас, вероятно, в какой-то степени можно назвать счастливым, но, по - видимому, вы не совсем довольны собой и недооцениваете себя как личность.

17 очков и менее. Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Комплекс психологической зарядки

Цель: овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала педагогов.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.

1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о «хорошем».
3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить
«Каждый день чудесен»
4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - королева» (правая нога - левая нога).
5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить:
«Мои мечты сбываются».
6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить:
«Я решаю любые проблемы».
7. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».
8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить:
«Я любима» (затем левой рукой - правый локоть).
9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».
10.Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

«Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения у детей, укрепление различных групп мышц, тренировке вестибулярного аппарата, профилактике утомления.

 «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

«Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.

«Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагают лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

Очень важно – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.

«Возьмите себя в руки» Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
«Гора с плеч» Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
«Спаси птенца» «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!».
«Насос и мяч» «Разбейтесь на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

«Волшебники»

- Вы помните сказку о Золушке?
Помните, как ей помогала ее тетушка-фея, и она могла из тыквы сделать карету? Из крысы - кучера? Попробуем и мы из обыкновенных предметов сделать необыкновенные. Для этого ничего не нужно говорить, а показать движениями.

Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом. В общем, кто что придумает. Главное - ничего не говорить, только показывать. Остальные должны догадаться, что это за предмет, и назвать его. Давайте начнем.

Ведущий берет в руки предмет, например лист бумаги, и смотрится в него, как в зеркало, поправляет волосы и т. д. Затем передает ребенку. Тот должен изменить сущность предмета и "превратить" его в нечто другое. Затем, когда дети догадаются, что это такое, предмет передается следующему игроку. Таким образом, предмет передается по кругу. Всего используется 3-4 предмета (бумага, мяч, палочка, кусочек ткани и т. п.).

- Благодарим вас. Вы все были отличными волшебниками.

«Ласковый мелок» Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее:
Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо.
И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?»
И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?».  После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«Злая и добрая кошка».
Цель: снятие общей агрессии.
На полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые жестами, мимикой и голосом показывают добрых кошек.

Игры для снятия агрессии.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Игра «Подушка для битья».

Цель: снятие физической агрессии.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Игра «Обзывалки».

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: "Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты., солнышко!



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад «Тополёк» г. Волгодонска

Круглый стол

Тема: «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»


Цель:

Ознакомить воспитателей методам и приемам снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Задачи:

1. Развивать активный интерес к воспитанию и психоэмоциональному состоянию ребенка.

2. Расширять педагогические знания по вопросам воспитания и развития детей в играх.

Подготовительная работа: разработка памяток по данной тематике для воспитателей

выступление подготовила: педагог-психолог
Кинарейка О.А.

Волгодонск

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей»

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня за круглом столом, мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом.

Уважаемые коллеги, что может вызвать психоэмоциональное напряжение у ребенка и отразиться на его нервно-психическом здоровье?

          В первую очередь, это непростые жизненные ситуации в семье, от которых страдают дети.
         Когда дети
испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

          Именно в дошкольном детстве - закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка:
- происходит его интенсивный
рост и развитие,
- формируются
навыки и привычки,
- вырабатываются черты характера
.        
        Поэтому необходимо
обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

          Стресс, это ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.

          Стресс, приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
         
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начинать с детского возраста. 
Для этого и
родители, и педагоги детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

         Взрослым необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, но и научиться на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.

          В разном возрасте у ребенка различные «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

          - Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

ПродолжительностьПлохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с семилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

ИнтенсивностьОказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь?
Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы.
    Насколько его поведение не соответствует привычному?
    Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

       

       Скажите уважаемые коллеги, какие признаки могут нам указать на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии?    

      Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии.
1.
Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.    Спасибо…

          Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались, не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

 Если взрослый почувствовал, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему.
      Причинами стрессов и психотравм у детей может являться:

- разлука с близкими людьми, начиная от похода в детский сад,
- перемены в привычном течении жизни,
- на третьем месте по распространенности - телевизионные программ,
- часто стрессы связаны посещением врача или парикмахера, больницей
(отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей),

- распространенная причина стресса – это развод родителей.    

         
        Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д.

         Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.      
       
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка:
- выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям,

- обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи,
- в целом успешному развитию ребенка
   
 Основные средства профилактики и коррекции        психоэмоционального напряжения у детей.

Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Он сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.
     

  Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. 
          Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление).
Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у наших детей.
Даже
небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий.
Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Проводить упражнения можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

       - Предлагаю выполнить упражнение - «Спаси птенца»
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит.
     - Предлагаю еще поиграть - «Ласковый мелок».  
Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее:
Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо.
И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?»
И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?»
       
После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

                Упражнение «Гуси». 
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.
Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые
 резвые.

- Скажите пожалуйста, а какие релаксационные упражнения вы используете в работе с детьми?

          Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как
                     сон,
                                    питание,
                                                             закаливание.

        В детском саду строго выполняется режим дня, поэтому все его компоненты здорового образа жизни предусмотрены.
       С целью поднятия мышечного тонуса и создания хорошего настроения
проводится утренняя зарядка.
      Физкультурные занятия, прогулки
дают возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом, что оказывает терапевтическое воздействие на организм детей.
       
К сожалению, не всегда проводятся закаливающие процедуры, которые повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность.   
       
Психологический комфорт детей во много зависит и от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза.
Для этого в столовой желательно, чтобы звучала спокойная музыка; взрослые должны есть вместе с детьми.
Для чего скажите вы?
Ненавязчиво приучая детей к хорошим манерам.
       Далее, в момент укладывания спать должна звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, можно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, “Засыпай, Танюша… Спи, мой хороший” и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.

- Скажите уважаемые коллеги, о чем вам говорит следующая фраза?

«Эмоциональное благополучие педагога - фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка».
           От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
         
В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования.

Предлагаю выполнить тестирование
«Оценка эмоционального благополучия»
 Г. Любина.

2 – согласен 1–согласен в некоторой степени 0-не согласен

         У меня много друзей.

         Похоже я нравлюсь людям.

         Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор.

         Мне просто приспособиться к внезапным изменениям.

         Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь

         Мне легко любить других людей.

         Мне нравиться моя работа.

         Мне просто выражать мои чувства.

         Обычно я счастлив.

         Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком.

         Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотят общаться.

         Мне бы не хотелось многое менять в себе.

Ключ:

22-24 очка. Вы достигли эмоционального благополучия. Вы уважаете себя, ощущаете свою индивидуальность и умеете радоваться жизни.

18-21очка. Вас, вероятно, в какой-то степени можно назвать счастливым, но, по - видимому, вы не совсем довольны собой и недооцениваете себя как личность.

17 очков и менее. Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Комплекс психологической зарядки

Цель: овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала педагогов.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.

1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о «хорошем».
3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить
«Каждый день чудесен»
4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - королева» (правая нога - левая нога).
5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить:
«Мои мечты сбываются».
6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить:
«Я решаю любые проблемы».
7. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».
8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить:
«Я любима» (затем левой рукой - правый локоть).
9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».
10.Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

«Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения у детей, укрепление различных групп мышц, тренировке вестибулярного аппарата, профилактике утомления.

 «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

«Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.

«Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагают лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

Очень важно – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.

«Возьмите себя в руки» Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
«Гора с плеч» Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
«Спаси птенца» «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!».
«Насос и мяч» «Разбейтесь на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

«Волшебники»

- Вы помните сказку о Золушке?
Помните, как ей помогала ее тетушка-фея, и она могла из тыквы сделать карету? Из крысы - кучера? Попробуем и мы из обыкновенных предметов сделать необыкновенные. Для этого ничего не нужно говорить, а показать движениями.

Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом. В общем, кто что придумает. Главное - ничего не говорить, только показывать. Остальные должны догадаться, что это за предмет, и назвать его. Давайте начнем.

Ведущий берет в руки предмет, например лист бумаги, и смотрится в него, как в зеркало, поправляет волосы и т. д. Затем передает ребенку. Тот должен изменить сущность предмета и "превратить" его в нечто другое. Затем, когда дети догадаются, что это такое, предмет передается следующему игроку. Таким образом, предмет передается по кругу. Всего используется 3-4 предмета (бумага, мяч, палочка, кусочек ткани и т. п.).

- Благодарим вас. Вы все были отличными волшебниками.

«Ласковый мелок» Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее:
Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо.
И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?»
И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?».  После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«Злая и добрая кошка».
Цель: снятие общей агрессии.
На полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые жестами, мимикой и голосом показывают добрых кошек.

Игры для снятия агрессии.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Игра «Подушка для битья».

Цель: снятие физической агрессии.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Игра «Обзывалки».

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: "Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты., солнышко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум предназначен педагогам-психологам ДОУ расскрывает риски   неблагоприятного  воздействия на эмоциональное состояние детей. ...

Консультация "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада. “Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

ldquo;Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.&rdquo...

"Песочная терапия как метод предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и как следствие приводит к агрессии, к проблемам в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Для сн...

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания...

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...