Опыт работы на тему "Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные виды игр"
методическая разработка (младшая группа)

Опыт работы на тему "Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные виды игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные виды игр»

 воспитателя Ударцевой Е.Д.

                                                       

                                                 «Детская группа является

                                                                             не только средой, но

                                                            и средством воспитания

                                                               ребенка.» А. С. Макаренко

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности. Взаимоотношения со сверстниками позволяют дошкольнику жить и действовать без вмешательства взрослых, а также предоставляют «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей.

Именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.

В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями [1].

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

  • организатор и руководитель детского сообщества: взрослый – педагог;
  • коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и также легко могут распадаться;
  • в детском сообществе преобладают личностные, а не деловые взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику;
  • нет органов самоуправления, то есть действующего «актива», как, например, в коллективе школьников;
  • в детском сообществе нет развитой системы межличностных и деловых отношений, общественного мнения.

Таким образом, можно констатировать слабую генерирующую функцию коллектива, когда им не вырабатываются собственные нормы и правила поведения. Эта функция находится преимущественно в руках воспитателя.

Детское сообщество является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения, как в позициях подчинения, так и руководства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В сообществе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность предоставляет возможности для реализации физического, художественного потенциала личности. Поэтому темой своего самообразования было выбрано «Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные игры».

Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.  Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива,учится оценивать свои действия и поступки.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре формируется “общественность” - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения.

В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы педагога - воспитателя.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей. Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.Игра – главная сфера общения детей, в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей.

В связи с развитием содержания игры, игрового творчества происходит сложный процесс формирования детского коллектива.

Итак, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества.

Существуют два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива: через игровой образ и через выполнение принятых в группе норм поведения. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков способствуют развитию дружеских чувств, сплачивают детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Игры на знакомство помогут детям преодолеть естественный барьер, который возникает при знакомстве, учитывая возраст детей и их крайний возрастной индивидуализм. Педагогу эти игры помогут глубже узнать каждого ребенка и выработать индивидуальный подход к детям.

 Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2. Сюжетные игры. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают структуру отношений в обществе.

Дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4. Подвижные игры.  Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

На начальном этапе организации детского сообщества задачей педагога становится создание комфортных условий и положительного эмоционального фона для сближения детей в группе. Педагогу важно давать детям примеры культурного обращения к сверстнику. Например, в игровых отношениях педагог предлагает варианты вопросов об обстоятельствах игры: «А можно мне так играть? Можно вместе с тобой поиграть этой игрушкой? Давай, ты будешь зайчиком, а я — лисой?».

Момент знакомства или вхождения в контакт с другими играющими детьми является для ребенка особенно сложным. Педагог помогает детям познакомиться, узнать имена друг друга, выяснить, кому сколько лет, предлагая ежедневно играть в игры, основным содержанием которых является взаимодействие: например, «Круг-кружочек, повернись разочек», «Раздувайся пузырь», «Кошки-мышки», «Каравай», «Гуси-лебеди». Важно, чтобы дети осуществляли собственный выбор партнера: «кошки», «мышки», «каравая». Тогда у дошкольников складывается эмоциональное отношение к сверстнику, появляется желание в совместном пребывании с детьми и обращении друг к другу. Педагогу важно учитывать, что каждому ребенку необходимо проявить активность в таких играх. Он внимательно наблюдает, кто из детей еще не был участником игры. Целесообразно спросить об этом у дошкольников. Такие вопросы развивают внимание к сверстнику. Постепенно участие детей в совместных играх приводит к возникновению первых коротких контактов и обмену репликами в игре.

Педагог помогает ребенку договориться с теми детьми, с которыми он хотел бы поиграть, обращаясь к ним: «Какая интересная у вас игра! Как вы дружно играете! Вы возьмете Петю в свою игру?». Кто-то из детей обязательно согласится. Необходимо поблагодарить детей за их отзывчивость. В следующий раз другим детям тоже захочется оказать внимание сверстнику. Педагог может попросить активного ребенка пригласить в свою игру того, кто не решается обратиться к детям. Дошкольники с удовольствием отзываются на просьбу педагога, подходят к ребенку, берут его за руку и ведут к месту игры. Предлагая детям различные игры, педагог обязательно уточняет у ребенка, с кем тот хочет поиграть, предлагает подойти к этим детям (или идет вместе с ним) и пригласить их поиграть вместе с ним.

Ребенок овладевает культурными формами общения в речи также в процессе копирования, подражания поведению героев потешек, дразнилок, считалок, например таких, как «Кисонька-мурысенька...», «Сорока, сорока...», «Огуречик, огуречик...». Через выразительные средства персонажа или сюжета развиваются начала персонального взаимодействия ребенка.

Важно привлекать внимание ребенка к тому, что делает сверстник. Так, педагог предлагает одному из детей совершать некоторые действия, а другому – описать, рассказать, что делал сверстник. Полезно, активизируя всматривание, задавать детям вопросы: «У кого так же, как у Славы? У кого по-другому? Кто положил больше фигур, чем Света?». К четырем годам дошкольник приобретает необходимость в партнере по игре и общению.

К концу четвертого года жизни у детей складываются предпосылки детского сообщества, возникает дружеское участие и положительный настрой к общению, дети приобретают устойчивое игровое партнерство и стремятся к коллективным формам взаимодействия.

На пятом году жизни дети все реже применяют невербальные средства и переходят к речевым формам общения. Они могут самостоятельно обращаться к сверстнику с предложением поиграть и использовать определенным образом игровые средства, чаще стремятся привлечь внимание партнера к своим действиям с намерением получить отклик о своей работе.

В связи со сменой содержания общения детей меняются педагогические средства организации детского сообщества. Педагог развивает взаимодействие детей в процессе их подражания действиям и речи сверстника, включения в ролевые игры и освоения парной и групповой работы в различных видах деятельности. Воспитатель создает условия для возникновения между детьми договоренности, взаимного обращения и совместных действий в парах, помогает овладевать новыми средствами коммуникативного игрового общения путем руководства ролевыми играми детей.

Таким образом, при целенаправленном руководстве воспитателя происходит формирование детского сообщества, устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей.

Библиографическая ссылка

Москвитина Е.П., Яковлева Л.А. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В ДОУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 31-33;

URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5539 (дата обращения: 14.02.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности...

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...