Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры с правилами
учебно-методический материал (старшая группа)

Зеберова Ольга Борисовна

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры с правилами

  1. Теоретические основы использования игры в ознакомлении с природой.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е. И.Тихеева, Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающий эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Через игру легко формируется положительное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.

Экологическое образование сегодня - важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Для того, чтобы максимально заинтересовать ребенка, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, в частности, опираться на наглядно - зрительные образы.

Процесс приобщения детей к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

  1. Различные типы игровых обучающих ситуаций, их значение в экологическом воспитании дошкольников.

Оптимальной формой использования игры в экологическом воспитании дошкольников являются игровые обучающие ситуации, создаваемые педагогом в ходе экологического занятия.

Выделяется три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС), использование которых открывает различные дидактические возможности:

-  ИОС с игрушками-аналогами. Цель использования такого рода игрушек - сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка и является содержательным элементом обучения.

- ИОС с литературными персонажами. Цель использования кукол сказочных персонажей – Активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели часто используются образы Незнайки, Буратино, Карлсона и других героев сказок.

Задача педагога – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют.

- ИОС-путешествия. Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад» и др. Сюжет продумывается педагогом, который берет на себя роль экскурсовода, опытного путешественника и – это самое главное – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.

  1. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании дошкольников.

В формировании у детей эмоционально заинтересованного отношения к природе педагог может использовать различные виды игр. При этом, важное развивающее значение имеют игры с правилами: подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (словесные, настольно-печатные и др.).

Соблюдение правил в таких играх является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.

Роль педагога в играх с правилами особенно важна на начальном этапе игры, чтобы дети правила поняли содержание и условия игры. Взрослый, играя наравне с детьми, является в то же время носителем игровых умений.

Еще одно условие успешности использования игр с правилами – многократное повторение игры. Именно это обеспечивает играющим положительный эмоциональный тонус, высокую степень произвольности в поведении. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – они начинают играть в нее без взрослого.

Таким образом, игры, используемые в экологическом воспитании дошкольников, должны соответствовать следующим условиям:

- обязательное наличие и соблюдение правил игры;

- положительный эмоциональный отклик ребенка на игру.

В экологическом воспитании посредством игр-правил педагогу предоставляется возможность представить различные наблюдаемые явления природы, возможности развития навыков анализа, сравнения, классификации наблюдаемых и изучаемых явлений.

В качестве таких игр-правил наиболее исследованными являются дидактические игры, игры в загадки-описания.

  1. Практическое задание – разработать методику проведения игры «Путешествие в весенний лес» (правила поведения в лесу) для детей старшей возрастной группы ДОУ.

Цель занятия: способствовать обобщению представлений детей о весне как времени года, актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе весной. Формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы. Воспитывать у детей любовь к природе.

Задачи:

- образовательные: закрепить и уточнить накопленные детьми представления о приметах весны, систематизировать знания о весны и природных явлениях, происходящих весной. Формирование целостной картины мира;

- развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, воображение, фразовую, диалоговую речь, умение высказать свое мнение;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к выполнению заданий.

Словарная работа: время года, пробуждение, продолжительность дня.

Предварительная работа: беседы о весне, сезонных изменениях явлений природы (чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, примет, рассматривание иллюстраций).

Демонстрационный материал: разрезные картинки весенней природы, аудиозапись «звуки природы», магнитные картинки и пазлы о животных, растениях, насекомых, зеленый пластилин, листы бумаги с изображением стволов и веток деревьев, картинки с правилами поведения в лесу.

Форма проведения – подгрупповая.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх.

Здравствуй, ветерок – покачивание рук.

Солнечные зайчики, - взмахи рук перед собой.

Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук.

Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек.

Здравствуй, шумная листва – трут ладошки.

Здравствуйте, лисята – хлопок за спиной.

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте.

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок.

Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны.

Воспитатель: ребята, пришла весна. Снег растаял. Во что мы играли зимой?

Дети: зимой мы играли в снежки, катались на санках, лепили снеговиков.

Воспитатель: а теперь наступила весна. Солнышко светит все ярче и ярче, снег тает.

В комнату влетает гелиевый воздушный шар с письмом.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что это? Письмо! Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (в конверте – разрезные картинки и письмо).

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Что нам нужно сделать? Давайте соберем картинки? (дети делятся на две группы и собирают на столе две разрезные картинки на тему весны).

Воспитатель: что это такое? Что изображено на картинках? А какое время года изображено на картинках?

Дети: на картинках изображена весна.

Воспитатель: давайте теперь прочтем письмо (читает): «Здравствуйте, ребята. Наступила весна, стало теплее. Но лес никак не может проснуться. Помогите ему, пожалуйста! Ваше Солнышко».

Воспитатель: ребята, оказывается, это Солнышко прислало нам письмо. Нам нужно помочь ему. Сегодня мы совершим путешествие в весенний лес.

Воспитатель включает музыку «звуки природы».

Воспитатель: ребята, давайте послушаем, как звучит природа. А теперь давайте послушаем свое сердечко (дети прикладывают руки к груди). Слышите, как стучит сердце: тук-тук, тук-тук. А теперь представьте, что внутри у нас солнышко, его ласковый кусочек. И теперь лучики от этого кусочка светят все ярче и ярче. Давайте теперь пошлем друг другу свет и тепло своего сердца (поднимаем руки вверх).

На чем можно отправиться в лес? (дети отвечают)

А как будет полезнее для природы? На машине или пешком? (дети отвечают)

Воспитатель: да, полезнее пешком. Так мы не навредим природе. Но, прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

(воспитатель достает карточки с правилами поведения в лесу, рассматривает их вместе с детьми, подводит итоги).

Воспитатель: молодцы, ребята. Теперь мы готовы отправиться в лес. Становитесь друг за другом. Пошли.

По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек (прыгают через воображаемый ручеек)

Посмотрели мы налево (смотрят налево)

Посмотрели мы направо (смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота (разводят руки в стороны).

Воспитатель: вот мы и в лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказки и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы – свои!

Воспитатель: дети, что-то никого не видно в лесу.

Воспитатель достает магниты с животными, птицами, насекомыми.

Воспитатель: дети, давайте посмотрим, кто может нам встретиться в лесу (дети выбирают лесных жителей, располагают их на магнитной доске). Все правильно, молодцы. А какие животные просыпаются весной (дети отвечают). Правильно. А какие животные зимой не впадают в спячку? (дети отвечают)

Воспитатель: дети, а как растения переживают зиму? Как деревья? Как растения? (дети отвечают). Правильно. А как деревья просыпаются весной? (дети отвечают). Да, почки набухают, потом они раскрываются, и появляются маленькие листочки.

Воспитатель: дети, а давайте поможем деревьям пробудиться от зимней спячки. Пусть у них появятся листочки (воспитатель каждому ребенку выдает по листу бумаги, на котором изображен ствол дерева с ветвями, выдает зеленый пластилин. Дети оформляют картинку – приклеивают листочки из пластилина). Молодцы, смотрите, вы разбудили деревья! Теперь и все звери и птицы проснутся! (воспитатель включает «Звуки природы»). Теперь мы можем идти назад, домой. Пора возвращаться.

Итог: ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы с вами сделали, чтобы помочь солнышку? Что нового узнали? (дети отвечают).

  1. Глоссарий по теме

Игра – тип осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания результатов.

Экология – (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.

Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Природа – материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра.

Литература:

- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

- Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании [электронный ресурс]. – URL: https://lektsii.org/11-97758.html.

- https://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-vesenii-les-607939.html

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/01/igrovye-obucheyushchie-situatsii-v-sisteme

- https://infourok.ru/konspekt-zanyatii-puteshestvie-v-vesenniy-les-starshaya-gruppa-3645045.html

- https://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/puteshestvie-v-vesennij-les-integrirovannoe-zanyatie-po-ekologii.html

- https://cyberpedia.su/12x8dbf.html

- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/12/ispolzovanie-igry-dlya-oznakomleniya-doshkolnikov-s

- https://studwood.ru/1067000/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_ispolzovaniya_igry_ekologicheskom_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра - это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра - этоискра, зажигающая огонёк пытли...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра - как метод экологического воспитатения дошкольников...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же...

«Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры-путешествия».

        1 Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия»           1.1Теоре...

Доклад "Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область...

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс

laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».  Мастер класс...