ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Климова Ольга Юрьевна

Игра - как метод экологического воспитатения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_ekologiya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых — обеспечить наилучшие условия усвоения знании, умственных навыков и умений. Исследованиями В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой, А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач:  - формирования навыков умственной деятельности,

 - умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Исследования, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.П. Усовой и др. показывают, что специфика дидактической игры как обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры (например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и пр.) ведет к ее разрушению — превращает в систему упражнений.

Хрупкость дидактической игры, которая превращается в упражнения под натиском необходимости решения учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новых побуждают расширить поиск связей обучения с игрой, в частности с сюжетно-ролевой как основным видом игры дошкольного периода. Такой поиск ведется разными исследователями, он особенно важен для экологического воспитания — нового направления дошкольной педагогики.

Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.

Во-первых игра, по выражению А.В. Запорожца, это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. Он подчеркивает, что эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации занятия. Несомненно, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. А. В. Запорожец утверждает: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и — более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л. А. Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.

Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн подтверждает эту позицию: игра — это деятельность ребенка, значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности.

«Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему: значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».

       Во-вторых, педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами). В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователями показано, что первый этап руководства игрой — формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путем прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия и отношения.

Два момента — необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Можно утверждать, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе которого дошкольники получают сведения об окружающей действительности и могут овладевать образцами построения любых элементов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реализация ролевых действий и пр.). Ближе других к решению этого вопроса подошла в своих исследованиях Р. И. Жуковская, которая увидела прямую связь занятий и игры, а также необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. Исследование А.Н .Фроловой подтверждает эту позицию.

Об этом же свидетельствуют исследования Е.В. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко, и С.Л. Новоселовой, в которых предусматривается проведение обучающих игр как одного из средств руководства формированием самостоятельной игровой деятельности. Особенно тесная связь игры и обучения просматривается в подходе Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. Предложенный ими комплексный метод руководства игрой включает четыре элемента, два из которых (формирование знаний и обучающие игры) входят в сферу занятий.

Таким образом, включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот, реализация программного содержания посредством включения в занятие по инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы. Можно не сомневаться: чем чаще воспитатель использует игру на занятиях, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее их влияние на самостоятельную игровую деятельность детей.

Каким же элементам сюжетно-ролевой игры следует отдать предпочтение на экологических занятиях? В зависимости от учебной задачи занятия, его программного содержания в равной степени могут быть задействованы сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения и т. д. В любом случае характер игры целиком определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Для любого возраста игра на занятии — это игра воспитателя с детьми (дети «следуют» за взрослым), в отличие от самостоятельной игровой деятельности (воспитатель, даже в случае непосредственного руководства игрой, «следует» за дошкольниками). При такой расстановке акцентов роль воспитателя во время занятия чрезвычайно ответственна, ибо только от него зависит весь процесс проведения игры. Замысел останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д.

В этой связи следует специально сказать о значении ролей. По мнению Д.Б. Эльконина, роль — «это центральное явление сюжетно-ролевой игры». Реализация роли создает ответственный мотив игры. Развертывание ролевых действий осуществляется в соответствии с правилами, которые отражают «логику реального действия и реальных отношений». С развитием игровой деятельности (к старшему дошкольному возрасту) правило поведения становится центральным ядром роли. Эти теоретические положения должны учитываться при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных ее элементов в процессе обучения. Их недооценка может привести к разрушению игры на занятиях. В этой связи необходимо вернуться к дидактической игре.

Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию; среди них есть сюжетные и бессюжетные. В последних отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула событий, для воспроизведения которых дети наделяются ролями. Очевидно, что сюжет и ролевое распределение сближает дидактическую игру с сюжетно-ролевой. Примером могут служить игры в магазин («Овощи — фрукты», «Семена», «Цветы»), а также «Консервный завод», «Овощехранилище» и др. В них дети получают роли покупателей, продавцов, рабочих, заведующих отделами, но действия, которые они должны совершать в соответствии с ними, по существу нельзя назвать ролевыми, так как они ограничены по объему, не развивают сюжетной линии.

В ряде случаев (если в качестве эталона иметь в виду сюжетно-ролевую игру) такие действия выглядят несколько неестественно.

Например, ребенок-покупатель «купил» в магазине «Цветы» комнатное растение, охарактеризовав его. Что он должен делать с покупкой? Особенно если это крупное растение, которое ребенку поднимать не следует (и в целях охраны его здоровья, и в целях бережного отношения к растениям).

      Итак, с одной стороны, имеется тенденция — и ее следует отметить как положительную — сблизить дидактическую игру с сюжетно-ролевой, используя для обучения ее структурные компоненты. С другой — очевидна недостаточная проработка формы их включения в дидактическую задачу занятия. В результате происходит преобладание обучающей цели над игровой, что не позволяет построить в полную силу собственно игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.

Д.Б. Эльконин, анализируя исследования Н.Я. Михайленко, соглашается с тем, что началом исполнения роли можно считать лишь такое поведение детей, которое содержит не одно, а несколько ролевых действий. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей есть потребности и умения исполнять роль в развернутом виде, искусственное ее ограничение в дидактических целях может вызывать их неудовлетворенность.

Развитие идеи совмещения той и другой игры имеется в исследованиях А. А. Смоленцевой, в которых по инициативе воспитателя в свободное время организуются разнообразные сюжетно-ролевые игры, а в них скрупулезно вписываются математические операции измерения, счета и др. Они выполняются как ролевые действия, но, в отличие от аналогичных в свободной сюжетно-ролевой игре, они не бывают свернутыми, условными. Воспитатель следит за тем, чтобы операции измерения производились тщательно, как того требует математическое познание. Именно поэтому автор относит эти игры к разряду сюжетно-дидактических. Учитывая специфику таких игр (организуются по инициативе взрослого, подготавливаются, прослеживаются и контролируются им), можно считать, что периодически они могут иметь место в практике детских садов, что, несомненно, окажет двустороннее развивающее влияние на детей: на совершенствование математических знаний и на развитие игровой деятельности в целом. На наш взгляд, это один из вариантов удачного соединения дидактических и игровых задач в деятельности, которая фактически является сюжетно-ролевой игрой.

В области экологического воспитания осуществляется поиск путей привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Использование обучающих игр связано с:

 - формой организации обучения,

 - методом закрепления знаний,

 - средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Конспект

Наблюдение за золотой рыбкой

(для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: объяснить дошкольникам, что рыбы - это живые существа.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, что рыбы испытывают потребность в пище, воздухе, приспособлены жить в воде; имеют гладкое, обтекаемое, вытянутое тело, покрытое чешуей; голова у них заостренная, переходит в туловище (шеи нет); плавники помогают рыбам передвигаться в воде; рыбы дышат при помощи жабр; размножаются, рождая мальков или откладывая икру. Они видят, слышат, на расстоянии обнаруживают любую преграду. Рыбы отыскивают корм, могут затаиться, отдыхают, иногда ссорятся.

Заводные рыбки-игрушки сделаны из искусственного материала. Они не могут сами есть, плавать, откладывать икру или родить мальков. Они плавают, если их заводят. Люди придумали механизм, который позволяет игрушкам двигаться в воде. Игрушечные рыбки не растут - они всегда остаются одинаковыми.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, затем демонстрирует заводную рыбку в тазу с водой. Просит сравнить рыб, объяснить, чем они отличаются друг от друга, рассказать, что у них общего. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Воспитатель подводит итог: «В аквариуме живут рыбки, которые едят корм, плавают, приносят потомство, хорошо приспособлены к жизни в воде. В тазу плавает не живая рыбка, а красивая механическая игрушка, которая ничего не чувствует». Затем говорит: «Живые и заводные рыбки похожи только внешне».

Дети подсчитывают фишки и по очереди заводят игрушку. Первым это делает ребенок, у которого больше всего фишек.

В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой.

Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

1)        имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2)        в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

3)        в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4)        игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5)        воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием.

сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

 

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Важное развивающее значение имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).

Исследования Н.А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, О. Петровой показали, что центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого — особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное (но доброжелательное) выполнение им правил — это главное условие организации и проведения таких игр. На первых порах воспитатель напоминает детям правила игры до ее начала и уточняет их по ходу действия.

Второе условие, которое позволяет детям легко включаться в игру и подчиняться ее правилам, — это частое, многократное ее повторение. Именно это обеспечивает играющим положительный эмоциональный тонус, высокую степень произвольности в поведении. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – они начинают играть в нее без взрослого.

Педагог должен помнить, что усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они довольно быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают, как они сами их нарушают. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение, уточнение довольно долго являются организационным моментом.

В игре с правилами дети осваивают способы взаимодействия друг с другом и регуляции совместной деятельности (например, объективно — с помощью считалки — определять начинающего или водящего). Освоение игр с правилами для старших дошкольников – это способ вхождения в детское сообщество: дети, знающие игры, умеющие их организовать, справедливые в исполнении правил к себе и другим, легко находят друзей, пользуются авторитетом среди детей. Неумение играть — это личностная травма для ребенка, так как его отвергают сверстники, у него снижается самооценка, возникает негативизм, который с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.

Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (В.Н.Аванесова, А.К.Бондаренко, З.М.Богуславская, В.А.Дрязгунова, А.И.Сорокина, , Е.О.Смирнова и др.). Все исследователи признают важную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А. К. Бондаренко подчеркивает: такая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка.

Исследователь выделяет структуру игры:

 - дидактическую задачу,

 - игровые правила,

 - игровые действия.

Учитывая значение игры с правилами, на первое место в ее структуре, видимо, следует поставить правила, которые определяют ее ход и результативность. Затем — игровые действия, которые создают интерес и вызывают эмоциональный отклик участников игры. И только на третье место можно поставить дидактическую задачу. Условно можно сказать, что игровые правила и игровые действия — это компоненты структуры игры для детей, а дидактическая задача – это компонент ее структуры для взрослого, так как именно он определяет, что с помощью содержания игры можно развивать в детях (какие закреплять знания, умения, навыки). В самостоятельной игровой деятельности дети хотят получать удовольствие от игры, поэтому ориентируются на игровые действия и четкие правила и, конечно, не руководствуются дидактической задачей.

В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Со старшими дошкольниками воспитатель может играть  в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры – они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам. Они развивают внимание, быстроту реакции.

Интересны игры в загадки-описания — в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Игры, способствующие воспитанию у детей гуманного отношения к природе.

«Узнай и назови»

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям  внешнего вида.

«Помоги медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

«Оживи растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Задание 1

Экологические игры

Творческие

Предметные

Настольно-печатные

Словесные

Игры с правилам

Дидактические

Подвижные

Сюжетно-дидактические

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает  над всеми другими занятиями ребёнка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал  её ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. Кроме того игра – самостоятельный вид деятельности. Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.).  Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат обследовать, развивают сенсорику ребёнка («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки» «С чьей ветки детки» и т.п.). Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Большое  влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивает способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

Словесные игры – это игры. Не требующие никакого наглядного материала. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?». Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Данный вид  игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

К категории игр с правилами относятся и подвижные игры. Разработано достаточное количество подвижных игр природоведческого содержания («Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль», «Караси и щука», «Солнышко и дождик» и т.д.) положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей, формирование личностных качеств ребенка.

Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.

Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включить элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно. Игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений детей.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

- старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д. , а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения в природе.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа, (Старичка – Лесовичка, Дедушки Зная), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

Задание 10

Перечень природоведческих игр в ходе прогулки с детьми.

Возрастная группа

Название игры

Вид игры

Учебные задачи

Особенности организации

1 младшая группа

«Найди такой же листок»

Дидактическая игра

Научить детей находить в природе листья растений, которые называет взрослый

«Покажи красный» (жёлтый, зелёный») листок

Дидактическая игра

Воспитатель рассматривает с детьми листья с деревьев, которые растут на участке детского сада, НАПРИМЕР, КЛЁНА, БЕРЁЗЫ, тополя.

«Мы - осенние листочки»

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра

Способствовать закреплению знаний и расширению. Представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов.

«Найди и назови»

«Узнай на ощупь»

Дидактическася игра

Способствовать закреплению знаний и расширению. Представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов.

Вторая младшая группа

«Лиса и зайцы»

Подвижная игра

Закреплению  знаний о диких животных способствуют различные игры, а также инсценирование сказок, в которых втречаются животные.

«Птички»

Подвижная игра

Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать их речь.

«Птицы и автомобиль»

Подвижная игра

Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

«Комарик»

Подвижная игра

«Научить детей узнавать и называть некоторых насекомых. Учить детей узнавать по внешнему виду, учить ребят бережно относиться к объектам окружающей природы.

«Четвёртый лишний»

Дидактическая игра

Учить детей группировать картинки с изображением растений и находить лишнее.

Средняя группа

«Кролики»

Дидактическая игра

Расширение знаний детей о животных

«Изобрази животное»

Дидактическая игра

Закрепление знаний о животных

Игра-драматизация «Цыплёнок и утёнок»

Подчеркнуть общее и разное в поведении цыплят и утят.

«У медведя во бору»

Подвижная игра

Для расширения знаний детей о живых организмах

«Воробьи и вороны», «Два Мороза»

Подвижная игра

Закреплять знания детей об окружающем мире.

Старшая группа

«Найди дерево по описанию»

Дидактическая игра

Способствовать развитию ассоциативного мышления и формированию творческого изображения

«Медведь и пчёлы», «Гуси и лебеди», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк»

Подвижная игра

Расширять знания детей о том, как птицы и звери готовятся к зиме.

«Два Мороза», «»Бездомный заяц», «Карусель в лесу», «Охотники и звери»

Подвижная игра

Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности. Формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

«Удочка», «Через болото», «Охотники и зайцы», «Караси и щука»

Подвижная игра

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

«Совушка», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Медведь и пчёлы»

Подвижная игра

Наблюдение за домашними животными, учить детей делиться впечатлениями от общения с природой, передавать свои впечатления в рассказах и продуктивной деятельности.

Подготовительная группа

«Охотники»

Подвижная игра

Расширять и систематизировать  знания детей о домашних животных и обитателях уголка

природы, закреплять знания детей о диких и домашних животных

«Кто чем питается»?

Дидактическая игра

Развивать умение детей называть и отмечать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.

«Семена», «Детки на ветке», «Осенние листочки», «Магазин», «Собери урожай», «Быстро собери яблоки», «Собери грибы в лукошко», «Съедобное и несъедобное», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки"

Дидактическая игра

Закреплять знания об окружающей действительности, учить детей быть наблюдательными.

«Рассели животных», «Узнай по описанию»

Дидактическая игра

Расширять и систематизировать  знания детей о домашних животных и обитателях уголка природы, закреплять знания детей о диких и домашних животных

Задание 8

Младшая группа

Следует показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу, поддерживать их желание познавать окружающий мир. Для закрепления знаний о диких животных способствуют подвижные игры.

«Лиса и зайцы»

Для закрепления знаний о лесных обитателях можно провести занятие «Прогулка по весеннему лесу».

Учить ребят бережно относиться к объектам окружающей природы: животным, птицам, насекомым и растениям.

Игра «Комарик»

Продолжать знакомить детей с  растениями, растущими в нашей местности.

Игра для закрепления «Четвертый лишний»

Цель: учить группировать картинки с изображением растений и находить лишнее.

Таким образом,  для детей младшей группы процесс приобщения детей к миру природы должен осуществляться в интересной игровой форме, общение с природой должно проходить радостно и непринужденно.

Средняя группа

У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром.

В процессе игр-драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных – сказочных персонажей.

Игра «Кролики»

ЦЕЛЬ: расширять знания детей о животных. Учить выделять условия, необходимые для жизни кролика. Показать взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Игра «Изобрази животного»

Игра-драматизация «Цыпленок и утенок»

Цель: подчеркнуть общее и разное в поведении цыплят и утят.

Старшая группа  

В процессе  экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы, учить их укреплять свое здоровье.

Задание 4

Изучив программу воспитания, можно отметить, что основное назначение дидактических игр – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Обучающие игры являются и методом обучения и самостоятельно игровой деятельностью. В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.

Игра «Сережа собирается на прогулку», с постепенным усложнением.

Для дете        й 2-4 лет необходимо учитывать стремление ребенка к самостоятельности «Я сам».

Чтобы игра проходила успешнее, надо предварительно познакомить детей с предметами, которые будут использоваться в игре, с их свойствами, изображением на картинках.

Учитывая возрастные особенности детей 4-5 года, воспитатель отбирает такие дидактические игры, в которых закрепляются и уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении.

При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на успехах, если они у кого-то были незначительные.

«Найди предмет из такого же материала» с усложнением.

Анализ игры помогает воспитателю продумать ее усложнение (использование предметов из других материалов – ткани, меха), а также изменение правил.

Воспитатель использует различные виды игр, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей, психических процессов, логического мышления, закрепление знаний о природе, предметах окружающего мира, явлениях общественной жизни.

Руководя игрой детей старшего возраста, воспитателю необходимо учитывать их новые возможности: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий.

Список использованной литературы

  1. Попова Т.И. Мир вокруг нас, 1998г
  2. Николаева С.Н. Юный эколог 4-5 лет. Мозаика-Синтез, М. 2010г
  3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства, Мозаика-Синтез, М.2002 г.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
  5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа М.2005 г
  6. Серебрякова Т.А.  Экологическое образование в дошкольном возрасте, М. Академия 2008 г.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, М. 2001 г.
  8.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности, Мозаика-Синтез 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра - это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра - этоискра, зажигающая огонёк пытли...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же...

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры с правилами

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей....

«Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры-путешествия».

        1 Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия»           1.1Теоре...

Доклад "Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область...