Народные художественные промыслы России и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников
консультация

Павлова Инна Александровна

Народные художественные промыслы России и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_hudozhestvennye_promysly_rossii.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Народные художественные промыслы России и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников.

  Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки), придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Народные игрушки – яркие, запоминающиеся, тёплые, весёлые – очень нравятся детям и эти изделия ненавязчиво знакомят дошкольников с народными традициями, формируют любовь к Родине, несут свет, радость, надежду и веру в лучшее.

Согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство. Но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее. Сегодня трудно увидеть ребенка, играющего традиционной русской игрушкой. Она ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней? Прежде всего важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лен, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Важен и размер игрушки. Вы, возможно, замечали, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности (сомасштабности) ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не многоцветная условная роспись, выразительность фактуры и цвета дерева, упрощенно-лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании дошкольников

Перечень программ художественно-эстетического воспитания; основные требования к проведению интегрированного занятия....

Презентация "Народно-художественные промыслы России"

" Народно-художественные промыслы России"...

Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Посещение выставки «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка».

    В декабре 2019 года мне посчастливилось быть приглашенной на прекрасную Ярмарку - выставку народных художественнах промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка». Я попала в ...

презентация Народные художественные промыслы России

В содержание презентации входит материал о Дымковской,Гжельской,Хохломской,Жостовской,Филимоновской,Городецкой, Каргопольской,Тверской,Северо-Двинской,Полхов-Майданской росписи....

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»

Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...

Народные художественные промыслы России и их роль в патриотическом и эстетическом воспитании дошкольников.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры....