Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Шибанова Наталья Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное      учреждение “Детский сад №17 “Ласточка”

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: “Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников”

Выполнил:               воспитатель                        высшей квалификационной категории Шибанова Н.В.

ноябрь, 2021

Актуальность.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема  сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Любовь к отчизне начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке; с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город Богородск, страна Россия. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, стране, истории, культуре, природе. Дошкольник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Проблема.

В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине. «Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. При ознакомлении дошкольников с родным городом, страной важно не просто дать полезную информацию, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, страны, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Богородска и гражданам России. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Богородском, страной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Гипотеза.

Не следует ждать от детей и взрослых мгновенных форм проявления любви к родному городу, стране, но если в процессе целенаправленной совместной деятельности дети приобретут знания об истории города, страны, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, страну, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что наша работа выполнена.

Цель:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, страны.
  • Расширять представления о достопримечательностях своего города, страны, названиях улиц и исторических памятниках.
  • Обогащать и систематизировать знания детей о семье, детском саде, об истории города, страны, культурных ценностях, традициях, известных людях, природе.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
  • Воспитывать любовь к семье, детскому саду, родному городу, стране.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено патриотического воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.), можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

В течение нескольких лет я работала с детьми по патриотическому воспитанию, есть накопленный опыт, разработки, которыми я хотела бы поделиться с вами, коллегами.

Во-1, я изучила методическую литературу по данному вопросу, выписала высказывания некоторых авторов, касаясь данной проблемы, чтобы представить этот материал родителям. Методическая литература помогла  мне разобраться во многих аспектах нравственно-патриотического воспитания, где я вначале испытывала затруднения.

Во-2, появилась необходимость пополнения развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

В-3, провела диагностику уровня знаний детей по разделу «Ознакомление с социальным миром», в ходе которого выяснилось, что знания детей недостаточно сформированы по данной теме.

В-4, проанкетировав родителей, я сделала вывод, что они уделяют мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию своих детей в силу занятости на работе, либо непониманием необходимости изучения данной проблемы, либо слабо сформированными личными познаниями в этом вопросе, либо незнанием, как это сделать. Далее назрела необходимость показать родителям, насколько важно воспитать в ребенке любовь к родному краю. Поэтому я подобрала информационный материал и провела консультацию для родителей «Как знакомить дошкольников с родным городом», организовала выставку методической литературы в родительском уголке.

В-5, разработала перспективный план на учебный год организованной образовательной деятельности с детьми, в котором указала темы занятий, методическую и художественную литературу, цели и способы деятельности, средства.

6.Составила примерный план экскурсий с детьми на год по родному городу, указав тему и цель посещения того или иного уголка родного края.

Когда условия для формирования нравственно-патриотического воспитания детей были созданы, я начала работу с детьми.

7. Проведение бесед на темы: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Назови профессию мамы (папы)», «Обязанности членов семьи», «Родные, которые воевали», «Что такое музей?», «Откуда пришла книга?», «Сотрудники детского сада», «Как давали названия улицам родного города» и т.д. Узнали, чем славится богородская земля, а именно изделиями гончарного промысла, кожевенным производством.

8.Очень познавательными и интересными стали занятия: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Мой родной город Богородск», «Россия -Родина моя», «Рассказ-беседа о Дне Победы», «Известные люди города», «Сказки бабушки Марковой», «Герб родного города».

9.Проведение литературных викторин, конкурсов чтецов, на которых дети читали стихотворения патриотического содержания: о Богородске, о России, о маме и т.д., творческих мастерских. Все это позволило еще больше заинтересовать и активизировать детей, расширить их знания о своей малой родине.

10.Познавательные беседы чередовались с художественно-творческой деятельностью: например, дети с родителями составляли схемы «Я иду в свой детский сад», рисовали на темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Улицы родного города», «Герб города глазами детей» и т.д. С любовью дети делали своими руками подарки близким на 8 марта, 23 февраля, День матери.

11.В процессе реализации данной работы было прочитано много художественных произведений, таких, как рассказы В.Осеевой «Сыновья», Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы», Т.Пелявиной «Родной край», В.Аникина «Живая вода»; былины; стихи о Родине и маме, о космонавтах, о Победе и другие.

12.Наиболее запоминающимися стали экскурсии с детьми и их родителями. Мы посетили школу, почту, городской исторический музей, музей гончарного ремесла, Дом ветеранов, библиотеку, ФОК «Победа», пожарную часть, магазин, аптеку, поликлинику, парикмахерскую.

Неизгладимое впечатление произвело на детей посещение Аллеи Славы к памятникам героев-богородчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, куда дети возложили цветы и почтили их память минутой молчания. Побывали на Крутой горе и услышали историю ее появления. Много интересных экскурсий мы совершили в парк, к водоему, на березовую аллею.

13.У нас прошла акция «Сделаем наш город чистым», в которой принимали участие педагоги, родители с детьми, специалисты ДОУ.

Экскурсии сопровождались рассказами педагогов и специалистов, играми детей, отгадыванием загадок, наблюдениями. Очень приятно, что экскурсии посещали и родители.

В память о проведенных мероприятиях остались фотографии, которые мы поместили в социальный уголок.  

Постепенно родители, видя заинтересованность педагогов, стали проявлять все больший интерес к нашей работе по нравственно-патриотическому воспитанию: приносили фотографии объектов социально-культурной и спортивной значимости; улиц и домов, где они живут; профессий родителей; природы родного края (лес, луг, поле, парк, растительный и животный мир).

14.В группе были организованы выставки рисунков детей и родителей на темы: «Герб города глазами детей», «Мой родной город Богородск»; выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия», выставка овощей и фруктов «Что выросло у нас в саду и в огороде?».

15.Особенно ярким получился праздник «Осенняя ярмарка», проведенный совместно с родителями, которые стали первыми помощниками в воспитании у детей патриотических чувств: любви к родному краю и его жителям. Дети и педагог были одеты в русские народные костюмы; пели песни, читали стихи о Родине; демонстрировали знание пословиц о Родине, труде и хлебе; водили хороводы, играли в народные игры.

16.Многие семьи активно работали в данном направлении и создали детско-родительские проекты: «Семья и здоровый образ жизни», «Растим патриота», «Герб нашей семьи», “Папа, мама, я - наша дружная семья”, “Мой любимый край Березополье”, “Наш любимый детский сад”, “Моя Родина - Россия” и др.

17.Завершающим этапом работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей стал праздник презентаций детско-родительских проектов.

Родители группы отметили ценностное значение данного мероприятия и всей проведенной работы по воспитанию патриотических чувств у детей. Подтвердили, что и дальше продолжат эту необходимую работу в семьях.

По завершению проведенных мероприятий я отметила, что у детей расширился словарный запас, представления о малой родине, любознательность. Не только дошкольники, но и их родители стали активно участвовать в мероприятиях по патриотическому воспитанию.


Вывод.

Планомерная систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Конечно, работа по патриотическому воспитанию не заканчивается на этапе дошкольного детства, она будет продолжаться и далее. Понятно, что патриотизм, как и любое другое чувство, обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, с ее глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".

Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...