Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. (из опыта работы).
методическая разработка (подготовительная группа)

Развитие эмоционального интеллекта идет  у детей с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту.В своей работе мы используем разные  технологии, но для меня, как воспитателя, имеет большой интерес технология развития эмоционального интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы440.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста.

(из опыта работы).

В своей работе мы используем разные  технологии, но для меня, как воспитателя, имеет большой интерес технология развития эмоционального интеллекта.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность. От ребенка требуется достаточно времени и сил , чтобы  научиться осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. В этом и состоит основная задача взрослых, которые находятся рядом с ребенком.

Для меня работа в этом  направлении предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Развитие эмоционального интеллекта идет  у детей с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту.

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:

1.Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.

2.После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».

3.Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.

4.Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.

5.Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.

6.Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.

7.Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение; папа сердится ,потому что я сделал что-то…., бабушка счастлива, потому что мы с удовольствием кушаем ее испеченные  пирожки….».

Поступив в нашу группу ,  ребята  уже имели  сформированный определённый опыт, приобретённый ранее. В работе с детьми для меня, как для педагога  важно :

- научить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопления опыта практических действий;

-побуждать детей к действиям, заключающим в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам;

-разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.

В  группе я обязательно обращаю внимание, в каком эмоциональном состоянии дети приходят в детский сад, какое у них состояние на протяжении всего дня. У нас появились определенные традиции:

 -снятие эмоциональных зажимов. Каждое утро, когда дети приходят в группу, мы собираемся в «Волшебный круг»передавая волшебный талисман(морская ракушка),мы дарим друг другу добрые пожелания, в течение дня играем в тренинговые  игры (игры малой подвижности), танцы, пластика, физические упражнения;

-проигрываем  различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр  выбираю  ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «Мне делают прививку», «На празднике»,«На приёме у врача», «Печем пирожки с мамой» и др.;

-в работе с  детьми   использую  игры с куклами, игрушками-персонажами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» куклу или игрушку. Затем мы  меняемся ролями, что позволяет ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

- беседы с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на  существующий у него образ «Я».

 По началу это не всегда удавалось  сразу, дети часто не хотели  об этом говорить вслух. Но если ребята начинают доверять взрослому, то им проще  выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух ,чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.

В своей работе использую  такие методические средства, как (на группе есть картотеки)C:\Users\AsusPC\Desktop\развитие эмоционального интелекта\IMG_2496.JPG

• ролевые игры; 

• психогимнастические игры;

• коммуникативные игры;

• игры, направленные на развитие воображения;

• релаксационные методы;

• использование эмоционально-символических методов.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

• комфортная организация режимных моментов;

• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);

• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);

• арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец);

• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

• телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;

• использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные проекты, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация),  элементы телесной терапии.

C:\Users\AsusPC\Desktop\развитие эмоционального интелекта\IMG_E2740.JPG

Времени прошло еще не много с момента поступления детей  в нашу группу и работа в данном направлении только началась, но я очень хочу  надеяться, что к тому моменту ,когда дети покинут  наш детский сад ,мы сможем добиться определенных результатов:

C:\Users\AsusPC\Desktop\развитие эмоционального интелекта\IMG_2493.PNG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...