Тематическое планирование по теме "Лаборатория"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Жигачёва Галина Викторовна

Тематическое планирование по теме "Лаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №313 общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Лаборатория»

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму».  Китайская пословица.        

Воспитатели: Жигачёва Галина Викторовна

2018-2019 гг.

1.Цель:  развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

2.Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

 2. Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.

3. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Развивать личностные свойства - целеустремлённость, настойчивость, решительность.

5. Создавать эмоционально положительное отношение и интерес детей к совместной деятельности.

6. Включение ребёнка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.

3. Формы и методы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная  формы организации; наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. 

4.Средства:

 печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, , раздаточный материал.);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные);

5.Планирование работы с детьми.

Месяц

Непосредственно – образовательная деятельность

Формы

Программное содержание

Сентябрь

«Все увидим, все узнаем»

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.        

«Времена года»

Экспериментальная деятельность, наблюдение

Закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса).

«Путешествие в мир цветов»

Опыт «Окраска цветов»

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций цветов, наблюдение окраской цветов. Опытно-экспериментальная деятельность

Расширять знания детей о растениях и о необходимости света, тепла, влаги для их роста; содействовать освоению средств и способов получения информации

Октябрь

«Водяная мельница»

Наблюдение, экспериментальная деятельность

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

«Разноцветные шарики»

Наблюдение, беседа, исследование,

Окрашивание воды, путем смешивания основных цветов, дать детям представление о получении  новых оттенков: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

«Звенящая вода»

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

«День опытов и экспериментов»

Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность

привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ноябрь

«Почемучкины вопросы»

Групповая и фронтальная беседы проблемная ситуация.

Учить детей анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло

«Опыты с бумагой»

«Свойства бумаги»

Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность

Исследовать свойства бумаги. Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пластичная, непрочная. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать творческие способности детей.

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Декабрь

«Свет и тень»

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.        

«Превращения. Схемы превращения»

Групповая и фронтальная беседы, проблемная ситуация, беседа, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы.

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

«Капелька света»

Понятие об электрических разрядах.

Проблемная ситуация, беседа, опытная деятельность

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.        

Январь

«Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ)

Опыт: «Цветные льдинки»

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

Уточнить свойства льда, воды.  Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

«Лёд-вода»

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций – Лёд – вода, экспериментирование.

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». опытным путём определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.                

«Изменение объема жидкости»

Наблюдение, эксперимент.

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Февраль

«Воздух работает».

Почему плавает подводная лодка?

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, чтение.

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.), раскрыть секрет подводной лодки        

Что такое звук?

        Что такое упругость?                        

Наблюдение, эксперимент, познавательно-исследовательская деятельность

Формировать знания у детей о неживой природе и явлениях, понятие упругость.

«Угадайка»

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра.

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

«Мир ткани»

Беседы, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение.

Познакомить детей с разными видами ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать, ч то эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Март

«Чудеса «кока - колы»

Экспериментально-исследовательская деятельность, наблюдение.

Исследование вредного влияния на организм человека

«Мир кожаных изделий»

Беседы, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, опытная деятельность. рассматривание иллюстраций;

Побуждать детей называть  материалы для изготовления обуви: кожа, замша, искусственные ткани и другое, сравнить ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива обуви.

«Опыты с фонариком»

Наблюдение, эксперимент.

Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

«Подушка из пены»

Опытно-экспериментальная деятельность

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).                

Апрель

«Выращиваем чудо кристаллы»

Наблюдение, эксперимент

Вырастить кристалл из обыкновенной соли.

«Секретное письмо»

Наблюдение, беседы, эксперимент

Формировать интерес к изучению свойств предметов.

«Песочная радуга»

«Каждому камешку свой домик»

Наблюдение, эксперимент, исследование, игра.

Узнать о происхождении и цветовых свойствах песка. Узнать откуда берется песок и, каких цветов он может быть в природе; Узнать, можно ли самому покрасить песок и как это можно сделать; сравнить пески разных цветов и выбрать лучший цвет для окраски; Покрасить песок. Сделать вывод о цветовых свойствах песка, классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ»

Групповая и фронтальная беседы, проблемная ситуация, экспериментирование

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.  Развитие органов слуха, зрения, обоняния. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Май

«Солнечные зайчики».

Беседы, эксперимент

Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

«Игры с цветными стеклышками».

Опытная  деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа. чтение.

Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.        

«Радуга в небе»

Беседы, наблюдение, рассматривание иллюстраций

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание                

6. Планирование работы с родителями.

Месяц

Мероприятие

Форма

Программное содержание

Сентябрь

«Наши дети в старшей группе!»

Родительское собрание

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания детей 5 – 6 лет.

Ознакомление родителей с планом на год.

Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год.

«Пожелания на год!»

Анкетирование

Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ

Центр «Весёлая лаборатория»

Беседы

Привлечение родителей к созданию центра «Весёлая лаборатория»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Консультация

Повышение педагогической культуры родителей. Рассказать родителям  о важной роли поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка

Октябрь

«Знаете ли вы своего ребенка»

Анкетирование

Совершенствование педагогических знаний родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация

Дать представление родителям, как перенести экспериментальную деятельность в семью, организовать пространство, комфортное для ребёнка и соответствующее его возрасту.

Ноябрь

«Три основных способа познания окружающего мира».

Памятка

Повышение педагогической культуры родителей.

«Роль семьи в развитии познавательных интересов».

Папка-передвижка

Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме познавательного развития

Декабрь

«Играем или экспериментируем».

Анкетирование

Опрос родителей об их опыте игр-экспериментов с детьми

«Как организовать в домашних условиях лабораторию».

Памятка

Дать советы родителям по организации детского экспериментирования в домашних условиях

Консультация «Играем дома - Создай образ на стене с помощью тени и расскажи сказку»

Консультация

Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков,

Январь

«Чудесное электричество» (Опыты, эксперименты в домашних условиях).

 Папка-передвижка

Познакомить родителей с разнообразием опытов с магнитом в домашних условиях

«Знакомство с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома».

Консультация

Напомнить родителям о правилах безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома

Февраль

“Как научить ребенка исследовать?”

Консультация

Советы родителям как развить  активность детей к исследовательской деятельности

Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Конкурс

Привлечь родителей к совместному с детьми участию в жизни группы

Март

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка

Совершенствование педагогических знаний родителей

Фотоколлаж «Юные исследователи»

Индивидуальные беседы

Дать возможность участвовать родителям в воспитательно – образовательном процессе. Дать возможность увидеть своего ребенка в коллективе, занятиях.

Апрель

«Как вырастить кристалл в домашних условиях»

Конкурс «Вырастим кристалл у себя дома»

Памятка

конкурс

Заинтересовать детей и родителей в экспериментировании в домашних условиях.

“Научите ребенка любить живую природу”

Консультация

Распределение педагогических знаний среди родителей

Создание мини-музея «Волшебный мир камней».

Беседы

Привлечь родителей к участию в оснащению центра экспериментирования

Конкурс работ «Планеты и солнечная система»

Конкурс

Создание условий для  необходимости совместной работы детского сада и семьи

Май

Конкурс «Фокус- покус». Родители с детьми показывают различные фокусы

Конкурс

Повышение интереса у родителей и детей к совместным играм

«Опыты и эксперименты летом на даче и дома»

Памятка

 Дать рекомендации родителям об организации и проведении игр-экспериментов в летний период на даче и дома

«Опыты на кухне»

Проект

Создание условий для  необходимости совместной работы детского сада и семьи. Создать добрый, положительный настрой и радостное настроение

7. Ожидаемый результат.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

-у детей выработан интерес к самому процессу познания окружающего мира;

- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

- самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;

- стремятся к достижению поставленной цели;

- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

8. Итоговое мероприятие.

Презентация семейных проектов « Весёлые опыты на кухне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...