Кружок "Разговорчивые пальчики"
рабочая программа

Кружок "Разговорчивые пальчики"

Актуальность:

  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.     Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_razgovorchivye_palchiki.docx49.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                                                     

Рабочая программа «Разговорчивые пальчики»

Актуальность:

  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.     Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Проблема.

   Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

   В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств  в работе с детьми.

Пояснительная записка. 
   В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»;
- Игры – шнуровки ( «Зашнуруй ботинок») ;
- Игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платочки») ;
- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн»,) ;
- Игры с фасолью (найдем мишку, потерялся зайчик) ;
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;
- Лепка (лепка из пластилина ; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
  Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
   Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая -

кошку, вбегающую в этот домик.
   Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Цель кружка: 

Совершенствование системы работы по развитию мелкой и общей моторики как средства развития речи дошкольников.

   Задачи кружка:
*Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). *Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.                                                                                                   *Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

Чётко спланированная кружковая работа по развитию мелкой моторики рук проводится  еженедельно,  один раз в неделю во вторую половину дня с детьми младшей группы. Кружок посещают 13 девочек и 12 мальчиков. Полученные навыки закрепляются  в повседневной жизни.

         Планируемый результат:

 Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов

Улучшение координации артикуляционного аппарата. Выполнение пальчиками различных  упражнений, дети достигнут  хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготовит  их к рисованию и письму. Кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Перспективное планирование кружка «Разговорчивые пальчики»

Месяц

дата

Тема

программное содержание

Сентябрь

Октябрь

1

2

3

4

1

2

   3

 

   4

Моя семья

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Божья коровка

Сжимаем кулачок  и оттопыриваем большие пальцы

машем крыльями сжимаем горсточки и вытягиваем их вперед показываем вправо и влево руками грозим пальчиком

Наш малыш

 Упражнения выполняются в разных вариантах: начинаем загибать пальцы то на левой, то на правой руке, начинаем с мизинца или с большого пальчика.

 

Капустка

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Шалун

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со    

словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать      

Пальчик - мальчик

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

 

Качели 

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

 

Улей

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

Ноябрь

1

Кисточка

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

2

Веер

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо  ветерком.

3

Мы рисовали

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

4

Повстречались

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Декабрь

1

 Зайцы

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

 2

Ветер травушку качает

Легкие движения кистями рук вправо влево  

погрозить пальчиком.  

На последнюю помахать пальцами обеих рук.  

 3

Ёлочка

Сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» показывают кулачки,  указательные пальцы  сжимают в круг показывают «фонарики»

 показывают «ушки зайца» прижимают ладони и пальчики друг к другу прижимают ладони с раздвинутыми пальцами  ставят средний и указательный пальцы на колени.

4

Замок

Пальцы в замочек, слегка покачивать   "замочком" вперед-назад   повертеть "замочком".   Пальцы остаются сомкнуты, а ладошку трутся друг о друга.    Показать ладошки.

Январь

1

Встали пальчики

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

2

На работу

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого, а со слов «Встали братцы все» — широко расставить пальцы в стороны.  

3

 ЗИМА        

   Поднятые вверх руки медленно    опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами. Соединить последовательно пальцы  обеих рук, начиная с больших. Соединенные вместе пальцы обеих   рук поворачивать то вверх, то вниз. Положить ладони на стол, пальцы     широко развести в стороны: легко барабанить пальцами по столу.                                                    

4

 ОБУВЬ

  Сжимать, разжимать кулаки.  Поднять руки вверх, затем, опуская руки вниз  совершать колебательные движения пальцами. Поочередно соединять пальцы правой  руки с большим.

Поочередно соединять пальцы левой  руки с большим. Выполнить медленные хлопки руками.                              Произнести быстро. Выполнить быстрые хлопки руками.   Произнести медленно.

                                                 

Февраль

 

 1

        

С добрым утром!

Указательными пальцами поглаживать глаза  сделать из пальцев "бинокль"   посмотреть в него.  Ладонями поглаживать уши   приложить ладони к ушам

 "Чебурашка".    Поглаживать то одну, то другую ручки.   Хлопки в ладоши,  поглаживание коленок,    потопать ногами,  поднять руки вверх   посмотреть на солнце посмотреть вверх.

2

Пальчики здороваются

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

3

Мы делили апельсин

Поочередно загибают пальцы на правой руке.
Разводят руки, имитируют бег пальцами по столу.

4

  Меланья

 Хлопки в ладоши, то правая,    то левая рука  сверху.    Сложить руки углом,    показать избушку.  Показать семь пальцев.    Очертить брови пальцами.     Растопыренные ладони поднести к ушам.    Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.  Очертить большой круг вокруг головы.  

Показать руками большую покладистую бороду.                    Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".  Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. Дети показывают загаданные действия 

Март

1

Гости  ( Русская игра )

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.  Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.   Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы!                    Постукивают мизинцы.    Постукивают указательные пальцы.  Средний и безымянный пальцы дважды  

перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,

обходя их то справа,    то слева.  (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы  постукивают по тем же пальцам другой руки.

2

Тетери  (Русская народная потешка)

Разводим руки в стороны, изображая простор.
Ладони вместе – горстью. Машем пальчиками обеих рук,  «слетаемся» с разных сторон в середину.  Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

3

Ладушки - ладошки

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

4

Домик

Указательным пальчиком показываем на щечки – левую, правую показываем на лобик,  показываем глазки,  показываем ротик, показываем носик нажимаем на носик.  Имитация сна

Апрель

1

 Паучок

Скрестите руки на уровне груди.   Пальчики правой рук   бегут  по  предплечью   левой,  а затем наоборот        прижмите  ладошки к лицу и сокрушенно   покачайте головой   помашите руками, словно стряхивая паучков      и водичку.

2

Детки

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

3

Посуда

Кулаки обеих рук сжаты,  ладони параллельны.  Имитация мытья посуды Поочередно загибать, пальцы на правой руке  имитация мытья посуды Имитация сушки  ладони параллельны.

 

4

Цветки

Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.

 

Май

1

2

«Кот на печи

 Стучат кулачком о кулачок  показывают как шьют иголкой  поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз   и качают головой вправо-влево,   показывают руками «очки»  щелкают зубками.

Курочка - рябушечка

Не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам загибают пальчики на одной руке                      грозят указательным пальцем    загибают пальчики на другой руке.

3

Две весёлые лягушки

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

4

Пальцы вытянулись дружно

Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого)  и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.


Всего: 36 занятий

Литература:
1. «Тренируем пальчики – развиваем речь» О.И.Крупенчук.

2.«Забавы для малышей» - М. Ю.Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.Интернет ресурсы.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...