Инновационные методы развития дивергентного мышления дошкольников
методическая разработка

Деловая игра с педагогами на развитие дивергентного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_razvitiya_d.m.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350    тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.

                    «Инновационные методы

              развития дивергентного мышления»

                                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                               Мельникова М.Н.

                                                  2021г.

В наше время система дошкольного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью.

  Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов. Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов. Дивергентное мышление - форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов. Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы. Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать, сотрудничать и эффективно использовать информационные ср

Зачем данное мышление нашим детям? На самом деле, в современном, постоянно меняющемся мире, развитие такого способа мышления у человека является определяющим фактором достижения успеха. Сегодня человек должен быть вариативным, видеть множество путей решения одной проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, в дошкольном возрасте при развитии дивергентного мышления необходимо создавать следующие условия: постоянное предоставление детям самостоятельности и познавательной деятельности, высокий уровень познавательных интересов среди дошкольников, внимание педагога к мотивации, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого воспитанника, к его склонностям, способностям.

Рассмотрим методы, которые помогут развить дивергентное мышление детей старшего дошкольного возраста.

Метод проектов. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Этот метод побуждает детей к созданию нового, творческого продукта

 Решение экспериментальных задач, головоломок, задач-шуток, задач на смекалку, сообразительность. Дети приобщаются к активной речемыслительной деятельности, вырабатывается умения выделять главные, существенные свойства, замаскированные внешними несущественными данными.  Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; в начале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили

Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.). учить детей выдвигать гипотезы, проверять их, решать противоречия, находить способы доказательств верного решения.

ТРИЗ. Методика ТРИЗ в детском саду нужна для развития гибкости и системности мышления, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей

Метод фокальных объектов (МФО). Отлично развивает воображение и фантазию. Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов. Данный метод учит детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.

Метод «золотая рыбка» или типовое фантазирование. Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку, или несколько сказок, сюжетов, проанализировать и изобрести решение.- Мозговой штурм. Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Он позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Составления карты памяти. Учит составлять диаграммы, схемы-ассоциации для создания визуализации идей, как средство решения задач, принятия решений. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Задача педагога, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков.

Метод символического видения. Формирует у детей умения отыскивать или простраивать связи между объектом и его символом, отражения реального мира различными символами и знаками. Схемы-модели играют значительную роль в дифференциальном обучении. Дети со средним и низким уровнем развития памяти поневоле учат стихотворение в повседневной жизни, обращая внимание на «подсказку». Для детей с достаточным и высоким уровнем развития схема служит способом самоконтроля и самооценки.

Метод вживания.   Этот метод помогает почувствовать все, что происходит с объектом, на себе. Основной целью метода является возможность «переселения» воспитанника в тот объект, который изучается, и познать его изнутри. Во время использования метода педагог должен создать у детей настрой вживания в роль.

Использовать задания для развития дивергентного мышления возможно индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. В жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конференции "Эврика! Развитие дивергентного мышления дошкольников посредством метода фокальных объектов"

Презентация к конференции "Эврика! Развитие дивергентного мышления дошкольников посредством метода фокальных объектов"...

Инновационный проект "Развитие логического мышления дошкольников с тяжелым нарушением речи с помощью блоков Дьенеша и кругов Эйлера"

Развитие логического мышления у старших дошкольников формируется на основе образного мышления и является высшей стадией его развития. Процесс этот длительный и сложный, так как развитие логического мы...

План профессионального самообразования «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника»

План по самообразованию по теме «Песочная терапия как инновационный метод развития творческой личности дошкольника». План рассчитан на год.Песочная терапия - это уникальная возможность исс...

Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: ...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...